Конспект урока по математике на тему: « Круг и шар»
Предмет: математика (ПНШ)
Класс: 4 класс
Авторы урока: Морозова А.С. (учитель начальных классов).
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя школа №10»
Цель: формирование представления о математических понятиях «круг, шар».
Задачи: Знакомить с отличительными особенностями круга, шара.
Закрепить знания о пространственных представлениях: справа, слева вверху, внизу.
Оборудование и материалы: Магнитная доска; изображения геометрических фигур, предметы круглой и шарообразной формы , глобус .
1. -Добрый день, ребята!
-Сегодня у нас необычный урок. Великий немецкий математик Карл Гаусс сказал: "Математика-царица наук". Мы убедимся в этом, без знания математики не взлететь в космос, не отправиться в путешествие. Предметы, окружающие нас- это тоже математика!
-Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Для работы потребуется учебник, раздаточный материал, а так же внимание, сообразительность и активность. Итак, начинаем с математической разминки.
2. Устный счет
К-1- Сколько метров в 100 см -1 м.
Р-2 - 48:24=2
У-3 - Сколько содержится минут в 180 с-3 мин.
Г-4- Что общего в прямоугольнике и трапеции? (4 угла)
И-5- (60-35):5=5
Ш-6- (58-4) : 9 = 6
А-7 - 187+3-183=7
Р-8- 72:9=8
-Соотнесите значения выражений и букв. Прочитайте.
(Круг и шар)
3. Откройте учебники на с.80.
-Еще раз прочитайте тему урока: "Круг и шар".
4.- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
5. -Чтобы лучше понять материал урока, давайте вспомним следующие понятия:
радиус-отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей его поверхности ;
окружность- замкнутая кривая;
диаметр- отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности;
6. №264
-На какую геометрическую фигуру похожа наша планета? (На шар)
-Как доказано учёными-географами, на самом деле, Земля - приплюснутый шар.
-С точки зрения математики форма Земли напоминает "эллипсоид"- это название сходно с названием фигуры "эллипс".
*Геометрическое тело, подобное форме Земли , называют эллипсоидом или геоидом.
На доске:
Форма поверхности Земли- эллипсоид или геоид. Запишите в тетрадь.
-Рассмотрите рисунки.(демонстрация рисунков , можно вынести на доску и раздать по группам)
-Но нам кажется , что Земля круглая.
-Рассмотрите глобус, уменьшенную модель Земли.
- Покажите проведенные на глобусе окружности? Как они называются? (параллели и меридианы)
(меридианы - проходят через полюса . Все меридианы имеют одинаковый радиус, совпадающий с радиусом шара.
Параллелями называют окружности , которые расположены от экватора до полюсов. Они имеют . разные радиусы, от 0 до радиуса шара. Параллель, которая имеет радиус шара ,называется экватором).
- Похож ли мяч на модель Земли? ( Демонстрация мяча, модели шара).
-Какую фигуру мы увидим в разрезе, если шар разрезать по плоскости проходящей через центр? (Увидим круг)
Демонстрируем.
-В разрезе действительно круг.
-Для решения задач на уроке, мы будем применять знания о круге и шаре.
7.Класс работает по группам.
-Вспомним правила работы в группах.
(Уметь договариваться; -уметь слушать друг друга; -правило поднятых рук).
8.№ 265
-Прочитайте задание.
-Давайте совершим "путешествие" Миши по глобусу, повторяя его действия. -Из какой точки по глобусу Миша начал движение? (Из точки которую обозначает полюс) ---------Сколько существует таких точек? (2- поскольку на нашей планете 2 полюса Северный и Южный).
-На какую геометрическую фигуру похож путь, пройденный Мишей?
(на треугольник)
-Траектория данного путешествия действительно напоминает треугольник, только стороны образованы не отрезками, а дугами.
-Кто может показать путь на карте? (Использовать карту полушарий)
9.№ 266
Прочитайте задание.
-Есть ли на Земле место, из которого движение в любом направлении будет обязательно движением на ЮГ.
-Как оно называется (Северный полюс).
-А из какой точки в любом направлении всегда мы будем двигаться на Север? (Южный плюс)
Ф.М.
№267 Учащиеся сами читают задание.
1-Можно ли сделать ёмкость для хранения жидкости в форме шара? (Можно, так как шар- это объемная фигура).
2-А в форме круга?
(Нельзя, т.к. круг -плоская фигура)
3-Как называется отрезок , соединяющий центр круга и точку на границе круга?
(Радиус)
4 -Как вы думаете, какой отрезок называется радиусом шара?
( Радиусом шара можно назвать отрезок , соединяющий центр шара с любой точкой его поверхности).
№268
Практическая работа.
-Рассмотрите фигуру которая составлена из 6 одинаковых кругов. На что она похожа? (равносторонний треугольник)
-Из скольких еще одинаковых кругов , можно составить фигуру так же похожую на треугольник?
(Учащиеся составляют фигуры из кругов)
(3,6,10,15)
№269 Практическая работа.
-Прочитайте задание. (Читают самостоятельно, затем один ученик вслух)
-Какое слово отмечено звёздочкой? Где мы можем узнать его значение? (Словарик с.124)
-Рассмотрите рисунок . Из 4 одинаковых шаров составлена фигура , похожая на пирамиду.
-Из скольких одинаковых шаров можно составить "пирамиду".
(Похожую фигуру можно составить из 10 шаров, если добавить конструкцию нижним рядом из 6 шаров (1+3+6=10).
-Есть разные виды пирамид, их название зависит от основания .(треугольная, четырёхугольная и т.д.)
Работа в ТПО
Задания в классе и задать на дом раб
Итог урока.
-О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили на уроке?
( Круг, шар)
- Чем они отличаются друг от друга?
(Круг -плоская, шар -объемная).
- Из каких фигур составляли треугольник?
(Из кругов)
-А из каких можно составить пирамиду?
(Из шаров)
Рефлексия: Все смог решить! Уроком доволен; Не совсем все получилось, но я старался.; Мало что получилось, хочу понимать.
"Эллипс"
Эллипсоид или геоид
Форма повер-хности Земли- эллипсоид или геоид
1+2=3
1+2+3=6
1+2+3+4=10
1+2+3+4+5=15
Карл Гаусс сказал:
"Математика-царица
наук"
Радиус-отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на его поверхности ;
Окружность- замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра;
Диаметр- отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности;