СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Конкретный смысл действия умножения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Конкретный смысл действия умножения"»

Урок математики во 2Б классе.

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

Программа «Школа России»

Минина Татьяна Степановна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №30» г.Чебоксары

Цели: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: учебник математики М.И.Моро 2класс, тетрадь с печатной основой М.И.Моро 2 класс, карточки с геометрическими фигурами (приложение 1), карточки с примерами на сложение и умножение (приложение 2), карточка «Продолжи предложения» (приложение 3), кассы цифр.



I этап. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Девиз урока:

Учитель ученики

Мыслим быстро

Отвечаем точно

Считаем правильно

Пишем красиво

Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. И наш урок будет успешным и интересным!

1.Открыли тетради.

Говорим.

Четыре клетки пропущу, и число писать начну.

1 марта . Классная работа.

2.Чистописание. Угадайте. какую цифру будем писать?

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра ( 7)

Расскажите, что знаете о цифре 7.

3. Устный счёт. Гимнастика ума.

1)Решаем цепочку примеров 32+8+60-30+26-62-14+6

2)2 4 6 8 10 12

3 5 7 9 11 13

продолжи ряд- еще 2 числа.Какие числа в первом ряду, во втором ?

3)А вот теперь – задачи – шутки.

Только на одну минутку

У окошка 2 кадушки, в каждой кадушке по 3 лягушки. Сколько всего лягушек в 2 кадушках? Напишем выражения.

3+3=6

Оцените свою работу - кто справился с заданием – поставьте знак- (+), а если нет – (-)

Вторая задача: Сколько всего ножек у трёх кошек?

4+4+4=12 посмотрите на слагаемых что мы про них можно сказать(одинаковые)

Оцените свою работу

II III. Открытие нового знания (работа по теме урока)


Хорошо размялись, теперь можно двигаться дальше. - Сегодня отправляемся в сказку, а какую сейчас узнаете, выполнив следующее задание.

Представьте число в виде суммы одинаковых слагаемых.

4= 2+ ?

6=3+ ?

10= 2+2+2+2+ ?

8= 2+2+2+?

9=3+3+?

10=5+7

Итак, это «Белоснежка и семь гномов»


III. Самостоятельный поиск решения.Групповая работа.

Верные друзья Белоснежки пришли на урок . Я предлагаю вам разделиться на группы.

У каждого на столе лежит лист бумаги. Что изображено на листе?

(На листе изображены цветочки )

-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось цветочков? (30) .

- Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек? Вспомним русский язык, как легче изучать слова? (Разделить их на группы-части речи.)

- Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите фломастер и обведите группы линией, объединяя цветочки по 5 в группы.

-Сколько групп получилось? (Получилось 6 групп)

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?

(По пять сосчитать быстрее)

-Какое выражение получается?Напишем

5+5+5+5+5+5=30.

Что мы сделали сначала? (Объединили фигуры в группы по 5)

-Сколько цветков в группе? (5)

-Сколько групп? (6)

Это значит ПО 5 кружков ВЗЯЛИ 6 РАЗ

Сделаем вывод: «Удобнее считать группами»



Организация учебного процесса на этапе 4.

  1. Составить выражение к этой задаче.

Второй Гном решил угостить всех второклассников вишнями. У нас сегодня 21 человек. Каждому он приготовил по 3 вишни. Сколько вишен он собрал? (по 3 вишни взяли 21 раз).

_Удобно ли будет записывать такое выражение? Что же делать?

Давайте посчитаем по цепочке рук. (Дети протягивают руки, образуют единую цепочку-змейку, считают: 3,6,9,12…..63)

Но как же это записать?

- Почему неудобно составлять выражение к этой задаче.( Много слагаемых, невозможно записать).

-Как можно короче его записать. Пофантазируйте. Может уже кто-то знает? Придумайте свои способы записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. ( Сложением трудно решить эту задачу, поэтому необходимо новое арифметическое действие.)

Так в чём затруднение? Можно ли это выражение записать покороче

(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)

-Что будем делать дальше?

(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)

Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.

+Какова цель нашего урока сегодня?

-Научиться короче записывать сумму одинаковых слагаемых


  1. Давайте выполним задания на желтом листочке и узнаем новое математическое действие, которое поможет заменить запись сумму одинаковых слагаемых. .

27+27 Н 90 – 42 У 50+17 Е 50+46 И

44- 12 М 38+52 Ж 79+21 0

48

32

54

100

90

67

54

96

67

у

м

н

о

ж

е

н

и

е


Назовите тема нашего урока. «Умножение»

Цель нашего урока: познакомить с действием умножения и раскрыть смысл этого действия, заменяющего сложение с одинаковыми слагаемыми.


И сегодня вы сами узнаете, в чем заключается смысл действия умножения. Что такое умножение? Новое арифметическое действие-

умножение, заменяющее сложение одинаковых слагаемых»

+Это новое действие , которое обозначается «х» - в печатном тексте, а (.)  при письме.

Табличка на доске

2х3

2.3







V. Физкультминутка

Вот мы дружно поработали а теперь давайте отдохнем с гномиками. Дети в шапочках гномов показывают движения , все повторяют

Мы становимся все выше,

Достаём руками крыши.

На два счета поднялись,

Три-четыре-руки вниз.

VI.Первичное закрепление.

ТАК КАК ЖЕ Запишем решение задачи?

3+3+3+3+3+.......+3= 21х3

ПРОВЕРИМ(СОВЕТ БЕЛОСНЕЖКИ)

Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение:

Вместо 3+ 3+ 3+ ...+3 пишут 3 х 21

Читают: «по 3 взять 21раз» или «3 умножить на 21»


Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Прочтем правило в учебнике на странице 48 .


Вывод: Что такое умножение? Краткая запись сложения одинаковых слагаемых! Что обозначает первое число при умножении? Откуда взяли 2 – ое число?

(1 число слагаемое , 2 число – количество слагаемых).


К акие одинаковые слагаемые повторялись?

8х3


Сколько раз повторялись одинаковые слагаемые



Вывод: действие сложение можем заменить действием умножения.

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!


  1. Работа с карточками. Работа в парах

Следующий Гном предлагает заменить сложение одинаковых слагаемых умножением.

Запишем: 6+6+6+6+6=…..6х5

7+7+7+7+7+7=…7х6

b+b+b+b+b=…bx5

-Какое число повторяется?

-Сколько раз повторилось число?

5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые)

7+7-7+7-7=? (ловушка: + и -)

Возвращаемся к нашим примерам

4. Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.

-Прочитайте задачу про себя.

-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?

(На 1 аллее - 12л.

На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.

Поставьте разные вопросы к задаче.

(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?

-Сколько лип росло на двух аллеях?

-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)

(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)

-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.


Обобщение и систематизация знаний учащихся.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

5.а)Начерти отрезок длиной 6см. Сколько нужно взять таких отрезков , чтобы получить отрезок длиной 12 см. Начерти такой отрезок. Какие действия можно использовать , чтобы показать, как получили отрезок. Запиши.

Б)Подумай как можно получить отрезок длиной 12см, используя отрезок длиной 4см. Сделай чертёж и запиши выражения.

В)Из равных отрезков какой длины ещё можно составить отрезок длиной 12см. Найди разные решения и запиши.

6+6 6х2

4+4+4 4х3

3+3+3+3 3х4

2+2+2+2+2+2 2х6

1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1х12 Проверяем .У вас получилась такая запись?

VII. Подведение итога урока.

Какое открытие сделали на уроке?

(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)

-Замените сложение умножением 63+63+63=.

- Какое задание вам показалось самым интересным?

-Как оцените работу всех детей на уроке?

(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)

- Оценить свою работу, используя числовую шкалу.

- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?

-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы! Почему мы можем заменить действием умножения

Дом.задание № 4,стр.40


















Расссмотри суммы

7+7+7 15+15

3+4 34+43

5+2+52 6+6+6+6+6

3+5+2+3 40+4+50+5

Выпиши только те суммы , в которых сложение можно заменить умножением.О У вас на столах лежат карточки. Посмотрите на эти выражения.(Работа в парах)

5+5+5+5 8 х 3

21+21 5 х 4

8+8+8 21 х 2

Соедините выражения, которые, по вашему мнению связаны между собой.

Почему вы соединили эти выражения?

Подведём итоги ваших поисков и открытий: что нового узнала 1 группа?Сложение одинаковых слагаемых называется умножением

Первое число показывает: какой слагаемый взяли, а второе число указывает на то, сколько раз этот слагаемый складывали

Знак умножения - точка


Что обозначает первое число при умножении? Откуда взяли 2 – ое число?

(1 число слагаемое , 2 число – количество слагаемых).


К акие одинаковые слагаемые повторялись?

8х3


Сколько раз повторялись одинаковые слагаемые



Вывод: действие сложение можем заменить действием умножения.

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!слайд 16 ф\м

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 48

№2 решаем задачу(Читают самостоятельно).

1. Задача.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.

-Прочитайте задачу про себя.

-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?

(На 1 аллее - 12л.

На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.

Поставьте разные вопросы к задаче.

(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?

-Сколько лип росло на двух аллеях?

-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)

(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)

-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.



). Сложение заменить умножением .

- А для вас четверг приготовил еще задание А какое вы узнаете, когда исправите ошибки.

6+6+6+6 = 6 х 4

9+9+9+9 = 9 х 5 з

8+8+8+8+8 =8 х 3 а

12+12 =12 х 2

5+5+5 = 5 х 5 д

6+6+6+6+6+6 = 6 х 6

4+4=4 х 3 а

43+34 = 43 х 2 ч

3+3+3+3 =3 х 2 а



5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Тогда выполните следующее задание .

2.а)Начерти отрезок длиной 6см. Сколько нужно взять таких отрезков , чтобы получить отрезок длиной 12 см. Начерти такой отрезок. Какие действия можно использовать , чтобы показать, как получили отрезок. Запиши.

Б)Подумай как можно получить отрезок длиной 12см, используя отрезок длиной 4см. Сделай чертёж и запиши выражения.

В)Из равных отрезков какой длины ещё можно составить отрезок длиной 12см. Найди разные решения и запиши.

6+6 6х2

4+4+4 4х3

3+3+3+3 3х4

2+2+2+2+2+2 2х6

1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1х12 Проверяем .У вас получилась такая запись?

  1. Расссмотри суммы

7+7+7 15+15

3+4 34+43

5+2+52 6+6+6+6+6

3+5+2+3 40+4+50+5

Выпиши только те суммы , в которых сложение можно заменить умножением.Оцениваем.

6. Подведение итога урока.

Какое открытие сделали на уроке?

(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)

-Замените сложение умножением 63+63+63=.

- Какое задание вам показалось самым интересным?

-Как оцените работу всех детей на уроке?

(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)

- Оценить свою работу, используя числовую шкалу.

- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?

-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!


- С чем же вы познакомились на уроке?

- Помните те веселые задачки Деда Мороза? Что вы можете сказать об их решении? Почему мы можем заменить действием умножения?

7. Оценивание.

- В классе у трёх учеников в один день День рождения. Каждому ученику подарили ручку по цене 20 рублей. Сколько рублей стоит покупка? (Показать ответ веером) (Дети показывают 60.)

- Как получили 60 рублей? Какое выражение составили?

(20+20+20=60 (руб)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!