Урок 21. Закрепление изученного. Решение задач
Цели: закреплять умения решать задачи, сравнивать величины; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать текстовые задачи; использовать графические модели при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
Игра в стручки
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали.
Довольно простые примеры, но, как видите, царь с царицей были не очень сильны в математике. Во всех примерах ошибки.
Ответы: I + I = II, I + II= III.
2
. Геометрический материал
(На доске рисунок.)
3.Индивидуальная работа
(У доски работают ученики. Проверяют. Если задание выполнено с ошибкой, оно разбирается коллективно.)
1.Вставь пропущенные числа. 83 = … + 3 51 = 50 + …
2.Вставь пропущенные числа. 54 78
3.Сравни. Поставь знаки ,
4.Вычисли. 15-8+10-9 + 4-7 + 6
4. Математический диктант
К числу 40 прибавить разность чисел 10 и 7. (43.)
Из числа 80 вычесть разность чисел 16 и 6. (70.)
К сумме чисел 5 и 5 прибавить 50. (60.)
Из числа 100 вычесть сумму чисел 16 и 4. (80.)
Из разности чисел 50 и 30 вычесть 10. (10.)
(Проверка по образцу на доске. Самооценка.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику № 1 (с. 30).
Составьте задачу по первой краткой записи.
Что известно в задаче? Что надо узнать?
Как узнать, сколько овец убежало?
В
ыполните в тетради схематический рисунок и решите задачу. (Один ученик работает у доски.)
Решение: 12 — 7 = 5 (ов.). Ответ: убежали 5 овец.
Составьте задачу по второй краткой записи.
Что известно в вашей задаче? Что нужно узнать?
Как узнать, сколько овец было сначала?
Выполните в тетради схематический рисунок и решите задачу. (Один ученик работает у доски.)
Решение: 8 + 3 = 11 (ов.). Ответ: было 11 овец.
№2 (с. 30).
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные получают карточку-помощницу.)
Часть находим вычитанием.
2. Самостоятельная работа
(Каждый ученик получает карточку с задачами.)
Вариант 1
Бабушка испекла 12 блинов, после обеда осталось только 4 блина. Сколько блинов съели за обедом?
На кормушке было несколько птиц. Когда 3 из них улетели, осталось 6 птиц. Сколько птиц было на кормушке сначала?
Вариант 2
В коробке было несколько конфет. Когда из нее взяли 3 конфеты, осталось 6 конфет. Сколько конфет было в коробке сначала?
На катке катались 10 ребят. После того как несколько человек ушло домой, осталось 3 человека. Сколько ребят ушло домой?
(Проверка в парах по образцу на доске.)
Оцените своего товарища.
Поставьте ему на полях
знак !, если работа выполнена аккуратно и правильно,
знак +, если задачи решены правильно, но есть вычислительные ошибки,
знак —, если задачи не решены или решены неправильно.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику №8 (с. 30).
Назовите все фигуры.
Назовите номера ломаных линий. (1,3.)
Длину каких линий можно измерить? (1, 2, 4.)
Измерьте длину линий. (Фигура 1 — 2 см+ 2 см = 4 см; фигура 2 — 2 см 5мм; фигура 4 — 1 см + 1 см + 1 см = 3 см.)
Выразите сантиметры в миллиметрах.
Сколько в 1 см миллиметров?
Сколько в 1 дм сантиметров?
№6 (с. 30).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске. Выражения, в которых учащиеся допустили ошибки, разбираются подробно. Самооценка.)
VI. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 12-13). Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
Учебник: №5, 7 (с. 30).