Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Цели: познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: формулировать учебную цель, оценивать качество и уровень усвоения материала
П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н'].
К: выразительно рассказывают про богатырей по сюжетной картинке, полно и точно выражают свои мысли
Л: осознают свою принадлежность к русскому народу, стране, государству.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним на какие 2 группы делятся звуки русской речи?
- Какую группу звуков мы изучали на предыдущих уроках?
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какую задачу себе сегодня поставим? С чем познакомимся сегодня?
Отгадайте загадку: Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
А я крикун, а я буян,
Я звонкий, круглый ……. (б а р а б а н )
– Сколько слогов в слове? Какой ударный?
- Какой звук мы слышим на конце? –Назови! –Какой это звук? (гласный или согласный)
Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Что еще можно сказать про этот звук? Он твердый или мягкий? –Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
- Что еще можно сказать про этот звук? (закройте ушки руками и произнесите этот звук, откройте ушки) Что услышали в ушах? (звон) В ушах стоит звон… Какой вывод мы можем сделать? (Это согласный звонкий звук)
4. Усвоение новых знаний.
На доске появляется картинка богатыря.
- Кто изображен на рисунке? (русский богатырь) Каков русский богатырь, кто знает? Расскажи.
- Каков русский богатырь? ( Богатырь- защитник земли русской. ) Расскажи.
Выходит ученик в шлеме, с щитом с мечом. Богатырь сильный, защитник русской земли. У него шлем, кольчуга, копьё или меч, булава.
- Каких богатырей вы знаете? Кто знает картину Виктора Васнецова «Три богатыря»? – Где можно увидеть эту картину?
Ученик:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им Солнце наше красное! Век стоит Русь не шатается! И века простоит не шелохнется!
- На чем сражались богатыри? Богатырский к о н ь. _Сколько слогов в слове? Какой последний звук? –Назови. – Кто может дать характеристику этому звуку?
(согласный, мягкий, звонкий) –Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зеленым)
В слове барабан звук [н] - твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н'] - мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).
Работа над многозначностью слова.
- Какие кони еще бывают? ( шахматный конь, морской конь – конек)
-Вспомните, как называется игра в шахматы, в которую играют один раз? К о н
Составьте схемы слов кон и конь. Что можно сказать о схемах? Они одинаковые? А чем различаются?
6. Знакомство с буквой Н.
- Звуки [н] и [н'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).
- На что похожа буква Н?
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол.
Физкультминутка.
Работа по учебнику стр 41.
Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения
Рассмотрите слоги. Прочитайте.
7.Закрепление новых знаний. Работа по Азбуке стр 40.
Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на ней? (Никита Кожемяка – славный русский богатырь.)
Что он делает? (запряг Змея Горыныча пахать землю, чтобы не приносил вред простым русским людям)
- Произнесем имя Ни - ки- та
– Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный?
– В каком слоге вы слышите новый звук? (ни) Какой это слог? -Почему?
8.Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»
- Как называется стихотворение?
- Как вы понимаете это слово?
- Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.
- Прочитайте стихотворение.
- Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине?
Работа с пословицами
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»?
Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке
Кого вы видите на картинке? Как играют дети? Дайте им имена. Составьте 2-3 предложения по картинке. Как кричит мальчик? Прочитайте. Какой новый звук услышали?
9.Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? О каком свойстве согласного звука мы узнали?
– Что особенно понравилось?
– Что особенно запомнилось?
- Кого мы можем поблагодарить за урок?