«Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
Конспект урока
По литературному чтению
Знакомство с Буквой «Л» (эль). Звуком «Ль».
Подготовила. Коваль Алла Владимировна
Учитель начальных классов
г. Новочеркасск
2023г.
Тема «Буква «Л» (эль), звук «Ль».
Тип занятия. Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Вид урока. Беседа, презентация, исследование.
Образовательная область. Познавательно - речевое развитие. Коммуникация.
Интеграция с образовательными областями:
«Познание», «Социализация», «Здоровье».
Цель. Продолжать знакомить детей с буквами, знаками, звуками.
Задачи.
1.Образовательные: Формировать представление о букве «Л» (эль), звуке «Ль». Развивать фонематический слух, речь, внимание.
Учить определять при произношении мягкий звук «Ль» в словах посредством использования гласных звуков.
Формировать навыки чтения слов с буквой «Л» (эль).
Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с учителем,
активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику
в случае необходимости.
Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.
2. Развивающие: Развивать внимание, слух. Выделяя звук в словах.
Связную речь детей при объяснении смысла слов.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать учителя.
Индивидуальная работа: Дать задание детям повышенной трудности,
В связи с уровнем выше среднего.
Методическое обеспечение:
Шумаева Д.Г. Обучение дошкольников чтению.
Программа - конспект, 1997г.;
Колесникова Е.В., Телешева Е.П. Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет, 1998г.
Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар – Птица и Золотое зерно» загадки,
Москва «Детская литература», 1991г.
Методы:
Словесный (вопросы, объяснения).
Наглядный (рассматривание картинки, показ артикуляции).
Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку»,
«Сложи из счётных палочек букву».
Приёмы:
Организация детей на уроке;
Активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, схемы);
Обучение, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного материала.
Предварительная работа:
Использование загадок, знакомство с названиями деревьев.
Рассматривание предметов и иллюстраций с буквой «Ль».
Упражнение со схемами.
Подбор иллюстраций.
Материалы и оборудование:
-конверт с письмом;
-карточки с буквами;
-счётные палочки;
-схема;
-фишки, звёздочки (сюрпризы);
-лиса (кукла перчатка).
Этапы проведения урока:
Вступительная часть (приветствие),
Основная часть (постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия).
Заключительная часть (ритуал прощания).
Предполагаемый результат.
Закрепить и систематезировать знания о букве «Л» (эль), звуке «ЛЬ».
Формировать представление о влияние гласных звуков на согласный звук при произношение.
Содержание организованной образовательной деятельности
Учитель.
Ребята, сегодня утром в нашу школу – интернат пришёл почтальон Печкин и принёс конверт с письмом для ребят 1 «А» доп. класса.
(Вот что было написано в этом письме).
Михайло - Потапыч просит вас отгадать загадку.
Знают всё о ней соседи.
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу… (Лиса).
Дети. Лиса.
(Появляется лиса перчатка).
Лиса. Здравствуйте ребята, вы отгадали правильно загадку.
За правильные ответы я вам буду давать фишки. У кого в конце урока фишек будет больше пяти штук, получат звезду.
Лиса. Мы с вами сейчас поиграем.
Ребята, скажите, с какой буквы начинается, отгадка.
Какой звук мы произносим первым.
Дети. С буквы «Л» согласной, звука «Ль».
Лиса. Ребята, скажите в слове «Лиса» как звучит звук «Ль» при
произношение мягко или твёрдо (давайте произнесём это слово ещё раз).
Дети. Мягко.
Лиса. А кто, помогает звуку «Ль» быть мягким
Дети. Гласный звук «И». Молодцы ребята, (раздача фишек за правильные
ответы).
Лиса. Ребята, давайте поиграем в игру «Придумай слова» со звуком «ЛЬ».
Дети. Придумывают слова: липа, лиственница, лицо, лестница и т.д.
Физминутка.
Лиса. Ребята, отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костеникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малиной,
Ваню – хворостиной. (Лес).
Лиса. Молодцы. Ребята, скажите, где мой дом находится? Где я живу?
Дети. В лесу.
Лиса. Правильно, молодцы.
Учитель. Ставит картинку «Лес» на доске.
Ребята, давайте с вами ещё раз произнесём это слово «Лес»
и определим, как звучит звук «Л» мягко или твёрдо когда мы говорим.
Нарисуйте звуковую схему слова «Лес».
Дети. Звук «Ль» при произношении звучит мягко в слове «Лес». Это мягкий согласный звук. Ему помогает гласный звук «е».
Учитель. Ребята, скажите, в слове «Лес» сколько букв.
Дети. В слове «Лес» три буквы.
Учитель. Ребята, назовите первую букву, вторую и третью в слове «Лес».
Дети. В слове «лес» первая буква «Ль», вторая «е», третья «с».
Учитель. Ребята, скажите, в слове «Лес» сколько звуков.
Дети. В слове «лес» три звука.
Учитель. Ребята перед вами лежат счётные палочки, возьмите их и сложите букву «Ль» (Эль).
Итог Урока.
Учитель. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Дети. Мы познакомились с буквой «Л» (эль), звуком «Ль».
При произношении звук «Ль» в слове «лес» звучит мягко. В этом слове «Ль» мягкий согласный.
Учитель. Ребята, что вам понравилось на нашем уроке?
Какие игры вам понравились? В какие из них вы хотели бы поиграть ещё?