СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант» учитель: Новикова Ю.П.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению во 2  классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

учитель: Новикова Ю.П..

Конспект урока по литературному чтению во 2  классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

учитель: Новикова Ю.П..

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант» учитель: Новикова Ю.П.»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

учитель: Новикова Ю.П..

Форма урока: урок изучения нового материала.

Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;

2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;

3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любовь к родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )

универсальные учебные действия

Познавательные УУД: - анализировать предлагаемую информацию, сравнивать; характеризовать и оценивать; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:  составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные УУД:  адекватно реагировать на трудности; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость;  оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование:компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки к произведению, плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, солнышко и туча, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)

Ход урока.


I. Организационный момент: 

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок.
Интересно нам читать,

Думать ,спорить, размышлять.

Как хорошо, что мы все вместе и все здоровы..

-Садитесь.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а плохое тучкой.

-Покажите ,ребята, с каким настроением вы готовы работать на уроке ?

-Ребята улыбнитесь своему солнышку, и как говорят у нас на Руси “Да возрадуйтесь новому дню!”

- Такое хорошее настроение мы постараемся сохранить до конца урока.

-А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать: (на доске плакат):

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »

- Как вы понимаете эти слова?

II Проверка домашнего задания.

По опорным словам отгадайте название произведения

(Дача, мальчики, ёжик) Евгений Чарушин «Страшный рассказ»

(Утка, мальчики, утята) Михаил Пришвин «Ребята и утята»

(Утята, стрекоза, Алёша) Борис Житков «Храбрый утёнок»

(Старик, сова, шмели) Виталий Бианки «Сова»

III.Мотивация к учебной деятельности.

- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.

- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Вы узнаете позже. А сейчас закройте глаза и прислушайтесь!

( А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)

- На минутку мы окунулись в мир музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?

Да, ребята, это скрипка,- инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости, одним из которых является

А. Рыбак.

- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?

- А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются……………….. (пауза). – Музыканты!

Откроем словарь Ожегова и прочитаем, кто такой музыкант.

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

- И в нашей школе есть дети, которые занимаются музыкой,

- Может, из вас, если вы захотите заниматься музыкой, тоже получатся в будущем великие музыканты, будем надеяться!

-А как вы думаете, животные могут быть музыкантами?

-Отгадайте загадку ..

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- А кто знает, какое любимое лакомство медведей?

- Верно, мёд!

Мёд в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.

-Прочитайте скороговорку про себя.

– А сейчас проведем тренировку для вашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и чётко говорить.

Работа со скороговоркой.

Прочитаем вместе:

А) медленно; А) тихо;

Б) громко; Б) быстрее;

В) еще громче. В) еще быстрее

Г) Прочитайте начало скороговорки с удивлением, с радостью, а конец с сожалением, .

– Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить и давайте полные ответы..

Сообщение о медведе.

Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, каштанами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям

V. Определение темы и цели урока

-А сегодня мы с вами узнаем ,что же необыкновенного произошло с Медведем из рассказа детского писателя .

Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

- Житков Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

1.Знакомство с творчеством писателя.

- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он написал более 200 рассказов и сказок. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?»

2.Работа с выставкой книг.

-А какие рассказы и сказки В.Бианки читали вы?

(Дети выставляют книги на полку и говорят названия произведений)

-А мы будем сегодня читать произведение «Музыкант»

- Дети , кто догадался какая тема урока?

Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока

  1. Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

  2. Учиться правильно, выразительно читать и анализировать .

  3. Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя .

-Покажите своё настроение.

V . Словарная работа. Установка лексического названия слов.

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Опушка-край леса.

VI. Первичное чтение произведения учителем .

- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:

-Что же удивило вас в этом рассказе?

- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.

1.Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)

2.Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)

3.Старик присел отдохнуть на пенек (+)

4.Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)

5.Медведь сидел на дереве (-, под деревом)

6.Старик убил медведя (-).

Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного материала.

-Откроем учебники и начинаем работу.

Чтение произведения учащимися.

Вопросы после прочтения 1 части:

- Какое увлечение было у старого охотника?

- На чём играл старый медвежатник?

-Как понимаете «пиликал на скрипке»

Что посоветовал ему колхозник? Прочитайте.

Как озаглавим эту часть?
Чтение цепочкой 2 часть .

Вопросы после прочтения 2 части:

- Зачем медвежатник пошел в лес?

- Что услышал охотник в лесу?

- И на что был похож этот звук? Прочитайте.

Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)
-Заинтересовал ли этот звук охотника?

Как озаглавим эту часть?

 3 часть чтение цепочкой .

Вопросы после прочтения 3 части:

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)

-Как старик и медведь слушали пение щепки?(найти ответ и прочитать)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 .

- Кого вы видите? Что он делает?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

Как озаглавим эту часть?
 4 часть. Жужжащее чтение.

Учитель:

- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса.

- «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

- Кого автор называет музыкантом?

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)

Как озаглавим эту часть?

-Найдите в рассказе сравнение и звукоподражание.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- “Дзенн” - это звукоподражание.

5). Чтение 4 части по ролям.

- Какие действующие лица в 4 части? 

-Что же спасло жизнь медведю?

Учитель:

-Покажите своё настроение.

VIII. Моделирование обложки.

IX. Иллюстрирование текста (словесное рисование)

- Какие картины можно нарисовать к этому рассказу?

1 картина: медвежатник сидит на завалинке и играет на скрипке.
2 картина: колхозник разговаривает с медвежатником.
3 картина: охотник с ружьём из-за ёлки видит, как медведь играет на разбитом грозой пне.

На доске иллюстрации к рассказу.

- Расположите картинки в хронологической последовательности.

- Бурый медведь встречается все меньше и меньше.

А у нас в Курской области они встречаются крайне редко. Эти замечательные животные занесены в Красную книгу и наша задача с вами, беречь все живое вокруг, бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!

X . Итог урока

-Прочитайте пословицу.

Красив тот, кто красиво поступает.

К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

Как бы вы поступили на его месте?

- Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки. Делая добро, тебе становится легко.

- Чему учит этот рассказ?

- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

XI. Рефлексия.

XII .Домашнее задание

- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку , возможно ваши рисунки нам помогут составить кинофильм к рассказу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!