Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)
III. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворений
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. А. Фет
Не видно птиц.
Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И. Бунин
— О каком времени года говорится в каждом стихотворении?
— Как вы это узнали, по каким приметам?
— Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, которое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узнаем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.
2. Знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева
(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Стрижонок Скрип»
(Чтение рассказа на с. 100-109 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)
— Ваши впечатления?
— Объясните значение слов.
БЕСЦЕРЕМОННО — (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).
ЗАПОЛОШНО — (суматошно, неспокойно, взбалмошно).
ЛЕПИТЬСЯ— (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).
ЯР — (крутой берег, обрыв).
— Подберите синонимы к словам.
МЕРЦАЛА — (светилась).
СЕРЬЕЗНЫЙ — (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).
УГРЕВШИСЬ - (согревшись).
ПОТУХЛО — (погасло, прекратилось).
— Подберите антонимы к словам.
МЕРЦАЛА — (темнела, мрачнела).
СТРОГИЙ- (ласковый).
ТРЕВОГА — (покой, спокойствие).
— Как вы понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло».
— Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?
— Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?
— Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили?
— Отчего стрижата стали беспокоиться?
— Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— С каким автором вы познакомились на уроке?
— Что вы о нем узнали?
— О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?
Домашнее задание
Перечитать рассказ.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии В.П. Астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и был контужен. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». В 1951 г. в этой газете был напечатан первый рассказ В.П. Астафьева «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда г. Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя В.П. Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. О В.П. Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.
Установилась тесная связь В.П. Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу».
Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была у В.П. Астафьева и тема, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.
Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.
______________________________
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Характеристика матери-стрижихи
- Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорится. (О матери.)
• Птица рада весне, а дитя — ей.
• Сердце ее лучше солнца греет.
• Роднее ее родни нет.
- Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом.
- Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Какой она была матерью?
(Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. После проверки на доске записывают наиболее удачный. Например:
Стрижиха.
Строгая, заботливая.
Кормит, воспитывает, оберегает.
С ней очень хорошо.
Мать.)
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
1. Чтение и деление текста на части
(Можно каждую часть поделить на микротемы.)
1. Новорожденные стрижи:
1) рождение Скрипа;
2) плохо одним;
3) мама вернулась.
2. Жизнь стрижиной семьи:
1)кормление птенцов;
2) обидно;
3) папы нет (или Тяжело жить без папы).
3. Птенцы подросли:
1) хочется выглянуть из норки;
2) мамино наказание;
3) враги стрижат.
4. Случилась беда:
1) мама погибла;
2) плохо без мамы;
3) дружные стрижи.
5. Учатся летать:
1) первый полет Скрипа;
2) наелся хорошо.
6. Новое жилье:
1) потерялась норка;
2) строит дом;
3) мальчишки достали.
7. Пора в дорогу:
1) беспокойство стрижей;
2) стрижи полетели;
3) мальчишки-рыбаки прощаются.
2. Пересказ текста по коллективно составленному плану
3. Обобщение знаний о птицах
- Перечитайте самостоятельно рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Выпишите в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей.
(Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей самостоятельно или в паре (на усмотрение учителя). После выполнения задания проводятся проверка, обобщение знаний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.)
V. Рефлексия
- Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VI. Подведение итогов урока
- Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?
- Зачем писатель использует этот прием?