СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "В.П.Астафьев. Стрижонок Скрип" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволит учащимся познакомиться с жизнью и творчеством В.Астафьева.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "В.П.Астафьев. Стрижонок Скрип" 4 класс»

Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».)

III. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворений

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет. А. Фет

Не видно птиц.

Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И. Бунин

— О каком времени года говорится в каждом стихотворении?

— Как вы это узнали, по каким приметам?

— Прочитайте на с. 100 учебника название произведения, ко­торое мы будем сегодня читать. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узна­ем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.

2. Знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева

(Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа над рассказом «Стрижонок Скрип»

(Чтение рассказа на с. 100-109 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

— Ваши впечатления?

— Объясните значение слов.

БЕСЦЕРЕМОННО (беззастенчиво и развязно, выходя за гра­ницы вежливости).

ЗАПОЛОШНО — (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ— (располагаться, прилепившись к чему-нибудь на­клонному).

ЯР (крутой берег, обрыв).

— Подберите синонимы к словам.

МЕРЦАЛА — (светилась).

СЕРЬЕЗНЫЙ — (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

УГРЕВШИСЬ - (согревшись).

ПОТУХЛО (погасло, прекратилось).

— Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА — (темнела, мрачнела).

СТРОГИЙ- (ласковый).

ТРЕВОГА — (покой, спокойствие).

— Как вы понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло».

— Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

— Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

— Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили?

— Отчего стрижата стали беспокоиться?

— Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким автором вы познакомились на уроке?

— Что вы о нем узнали?

— О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?

Домашнее задание

Перечитать рассказ.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии В.П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 г. В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводско­го обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и был контужен. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Се­меновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобили­зовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Перм­ская область). Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». В 1951 г. в этой газете был напечатан первый рас­сказ В.П. Астафьева «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда г. Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного пи­сателя В.П. Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. О В.П. Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.

Установилась тесная связь В.П. Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу».

Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 солидных то­мов. Была у В.П. Астафьева и тема, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тю­ремный. Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.



______________________________

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.


Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Характеристика матери-стрижихи

- Послушайте пословицы, догадайтесь, о ком в них говорит­ся. (О матери.)

• Птица рада весне, а дитя — ей.

• Сердце ее лучше солнца греет.

• Роднее ее родни нет.

- Составьте характеристику матери-стрижихи, пользуясь текстом.

- Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Какой она была матерью?

(Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. После про­верки на доске записывают наиболее удачный. Например:

Стрижиха.

Строгая, заботливая.

Кормит, воспитывает, оберегает.

С ней очень хорошо.

Мать.)

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

1. Чтение и деление текста на части

(Можно каждую часть поделить на микротемы.)

1. Новорожденные стрижи:

1) рождение Скрипа;

2) плохо одним;

3) мама вернулась.

2. Жизнь стрижиной семьи:

1)кормление птенцов;

2) обидно;

3) папы нет (или Тяжело жить без папы).

3. Птенцы подросли:

1) хочется выглянуть из норки;

2) мамино наказание;

3) враги стрижат.

4. Случилась беда:

1) мама погибла;

2) плохо без мамы;

3) дружные стрижи.

5. Учатся летать:

1) первый полет Скрипа;

2) наелся хорошо.

6. Новое жилье:

1) потерялась норка;

2) строит дом;

3) мальчишки достали.

7. Пора в дорогу:

1) беспокойство стрижей;

2) стрижи полетели;

3) мальчишки-рыбаки прощаются.

2. Пересказ текста по коллективно составленному плану

3. Обобщение знаний о птицах

- Перечитайте самостоятельно рассказ Д.Н. Мамина-Сиби­ряка «Приемыш». Выпишите в две колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей.

(Учащиеся составляют сравнительную характеристику лебедей и стрижей самостоятельно или в паре (на усмотрение учителя). После выполнения задания проводятся проверка, обобщение зна­ний о птицах. Дополнительную информацию учащимся может дать учитель. См. материал к уроку.)

V. Рефлексия

- Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VI. Подведение итогов урока

- Что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни,' а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?

- Зачем писатель использует этот прием?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!