СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ТЕМА: Л.Н.Тол¬стой. Рас¬сказ «Ста¬рый дед и внучек» 2 КЛАСС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ТЕМА: Л.Н.Тол¬стой. Рас¬сказ «Ста¬рый дед и внучек» 2 КЛАСС»

Ход урока.

 I. Организационный момент. Психологический настрой.


На сегодняшнем уроке

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.


- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и о людях. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души самыми прекрасными чувствами.

- А сейчас потрите ладошки так чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему.


  1. Актуализация знаний.

1. Речевая разминка.

-Чтобы правильно, выразительно и громко читать, чётко проговаривать все слова, давайте подготовим речевой аппарат к работе. Внимание на экран (1слайд ).

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

-Что это такое? (скороговорка)

-Как мы произносим скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

А теперь читаем с различными интонациями: обидой, радости.

  1. Проверка домашнего задания (слайд 2).

На доске слова: Лебедь. Стрекоза .Рак. Щука .Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Герои каких басен?

-Кто автор этих басен?

-Что такое басня?

(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль) (слайд 3)

-Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте проверим.

- Чему учат нас басни Крылова?

Стадия вызова (слайд 4)

Учащиеся получают задания на карточках : найти и прочитать в тексте басни «Стрекоза и муравей»

- Как жила Стрекоза летом?

- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

- К кому пошла Стрекоза за помощью?

- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить  к себе перезимовать.)

III . Постановка темы и цели урока.


У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.

Работа в парах. ( Вспомните правила работы в парах).Взоимопроверка

Кто родителей почитает и душа на месте.

Детки радость… чем родная матушка.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает

Нет лучше дружка…. детки же и горе


- Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? ( Семья)

Сегодня мы будем говорить о семье и об отношениях в семье. А одна из этих пословиц нам ещё поможет при работе с новым произведением.


Отгадайте загадку.


Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед)


– Ребята, а кем вы приходитесь деду? (внук, внучка)



Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь?

Правильно, тема урока: «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстой (слайд 5).


Читать мы будем о семье, об отношении в семье к старым людям.


А что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему хотите научиться?


И перед тем как приступить к изучению нового рассказа я хотела бы познакомить вас с его автором.


 Знакомство с биографией (О биографии писателя нам готовы рассказать ребята)

Лев Николаевич Толстой (портрет) - великий русский писатель, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

  • Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости. (слайды 6-7)

  • Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

- Откройте учебник на странице 108. Прочитайте вслух текст.

– Что вы еще узнали из этого текста о писателе?

– Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации? (Семью.)

– А как вы, думаете, эта семья живет в наше время?

– Почему вы так думаете? (В старой одежде, лаптях, лавки).


V Словарная работа (слайд 8)

Так как рассказ написан давно, то при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.

Найдём эти слово в «Толковом словаре» и объясним его значение.


ЛОХАНКА

Ответ. «Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА Ответ: «Так называли и называют родители жену сына»

- Уточним значение слова СЛАЖИВАТЬ(строить, мастерить) и БРАНИТЬ (ругать, укорять)  


VI Первичное восприятие текста. Рефлексия.

Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Обратите внимания, что этот рассказ написан не в стихотворной форме как у Крылова, а в прозе (аудиозапись). Внимательно послушайте и определите героев.

VII .Проверка первичного восприятия текста

-Назовите героев басни. (Дед, невестка, сын, внучек)

Давайте составим кластер – описание данной семьи.


-Можно ли назвать ее благополучной?

-Как чувствует себя человек в благополучной семье?


Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.


VIII. Вторичное восприятие текста чтение - чтение рассказа вслух по цепочке?


-Сейчас мы будем читать рассказ по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите, чтобы ответить потом на мои вопросы. (Чтение рассказа)

- И не забывайте, ребята, главная задача литературного чтения?


Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное.


IX. Структурный анализ текста. Выборочное чтение.


-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответ уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».


- Почему он вздохнул и нечего не сказал?(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».


-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю? (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).

-У вас карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо.

Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука.

X Логический анализ текста.

1)Определение поучения рассказа.

-Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова мораль этого произведения?

Ребята, давайте найдём в рассказе такие слова, в которых заключён главный смысл. (последний абзац читаем хором)

Вывод: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

2) Выбор пословицы для определения идеи басни.

Прочитайте пословицу на с.111 и соотнесите её с рассказом.

- Что значит почитать старших?

- Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.


3)Определение актуальности рассказа «Старый дед и внучек»

- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.


Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» Библия, Ветхий Завет (слайд)

XI  Итог урока. Отметки. Рефлексия.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какой рассказ мы прочитали?

-Какая главная мысль рассказа?

Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, начатые на доске, (опять обращаю внимания на слова:)

Я почувствовал...

Я задумался....

Я понял...

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-сяЯ задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Продолжи третье предложение.

Ответы уч-ся: «Я понял, как надо относиться к старым людям.»

-Чему научил вас этот рассказ?  

- Достигли вы своих целей поставленных в начале урока?


А закончить свой урок я хочу такими словами:

Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях.

И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.


Спасибо за урок!


XII Домашнее задание.

1. Стр.110 – 111 чит. , нарисовать рисунок, составить рассказ о своей семье.


























Тема: Л.Н.Тол­стой. Рас­сказ «Ста­рый дед и внучек»

Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Формировать УУД:

Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учению; уважительного отношения к старшим.

Регулятивные: содействовать у учащихся умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные:содействовать умению у детей слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные:высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, пересказывать текст, используя опорные слова.

Личностные: осознавать через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений в семье: любовь и уважение, заботу и сочувствие.

Метапредметные:

Регулятивные: оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников.

Коммуникативные: оценивать поступки героев.

Познавательные: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Задачи урока:

Образовательные: учить на слух воспринимать художественное произведение;

показать нравственную проблему в произведении.

Способствовать развитию: навыка правильного, сознательного, беглого чтения; речи учащихся; умения анализировать поступки героев и пересказывать текст. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

Воспитывать: чувство сострадания к пожилым людям, уважение к родителям.

Тип урока: открытие новых знаний.

Учебно-методический комплекс:

Учебник «Литературное чтение» (2 класс.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Часть1. Стр.110), компьютер, презентация к уроку, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».


Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»

Раздольненского района Республики Крым







КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА: Л.Н.Тол­стой. Рас­сказ «Ста­рый дед и внучек»


2 КЛАСС
























Учитель начальных классов

Масалыгина Т.А.










Ручьи, 2021г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!