Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и о людях. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души самыми прекрасными чувствами.
- А сейчас потрите ладошки так чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему.
Актуализация знаний.
1. Речевая разминка.
-Чтобы правильно, выразительно и громко читать, чётко проговаривать все слова, давайте подготовим речевой аппарат к работе. Внимание на экран (1слайд ).
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
-Что это такое? (скороговорка)
-Как мы произносим скороговорку?
-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.
А теперь читаем с различными интонациями: обидой, радости.
Проверка домашнего задания (слайд 2).
На доске слова: Лебедь. Стрекоза .Рак. Щука .Муравей.
-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)
-Герои каких басен?
-Кто автор этих басен?
-Что такое басня?
(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль) (слайд 3)
-Дома вы готовили выразительное чтение басни. Давайте проверим.
- Чему учат нас басни Крылова?
Стадия вызова (слайд 4)
Учащиеся получают задания на карточках : найти и прочитать в тексте басни «Стрекоза и муравей»
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить к себе перезимовать.)
III . Постановка темы и цели урока.
У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.
Работа в парах. ( Вспомните правила работы в парах).Взоимопроверка
Кто родителей почитает… и душа на месте.
Детки радость… чем родная матушка.
Вся семья вместе… тот вовек не погибает
Нет лучше дружка…. детки же и горе
- Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? ( Семья)
Сегодня мы будем говорить о семье и об отношениях в семье. А одна из этих пословиц нам ещё поможет при работе с новым произведением.
Отгадайте загадку.
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
– Ребята, а кем вы приходитесь деду? (внук, внучка)
– Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь?
–Правильно, тема урока: «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстой (слайд 5).
Читать мы будем о семье, об отношении в семье к старым людям.
А что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему хотите научиться?
И перед тем как приступить к изучению нового рассказа я хотела бы познакомить вас с его автором.
Знакомство с биографией (О биографии писателя нам готовы рассказать ребята)
Лев Николаевич Толстой (портрет) - великий русский писатель, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости. (слайды 6-7)
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
- Откройте учебник на странице 108. Прочитайте вслух текст.
– Что вы еще узнали из этого текста о писателе?
– Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации? (Семью.)
– А как вы, думаете, эта семья живет в наше время?
– Почему вы так думаете? (В старой одежде, лаптях, лавки).
V Словарная работа (слайд 8)
Так как рассказ написан давно, то при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.
Найдём эти слово в «Толковом словаре» и объясним его значение.
ЛОХАНКА
Ответ. «Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
НЕВЕСТКА Ответ: «Так называли и называют родители жену сына»
- Уточним значение слова СЛАЖИВАТЬ(строить, мастерить) и БРАНИТЬ (ругать, укорять)
VI Первичное восприятие текста. Рефлексия.
Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Обратите внимания, что этот рассказ написан не в стихотворной форме как у Крылова, а в прозе (аудиозапись). Внимательно послушайте и определите героев.
VII .Проверка первичного восприятия текста
-Назовите героев басни. (Дед, невестка, сын, внучек)
Давайте составим кластер – описание данной семьи.
-Можно ли назвать ее благополучной?
-Как чувствует себя человек в благополучной семье?
Физкультминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
VIII. Вторичное восприятие текста чтение - чтение рассказа вслух по цепочке?
-Сейчас мы будем читать рассказ по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите, чтобы ответить потом на мои вопросы. (Чтение рассказа)
- И не забывайте, ребята, главная задача литературного чтения?
Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное.
IX. Структурный анализ текста. Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Ответ уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».
-Что случилось во время обеда за печкой?
Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».
-А почему дед уронил и разбил чашку?
Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».
-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».
-Правильно ли поступила невестка? Почему?
Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».
- Почему он вздохнул и нечего не сказал?(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
-Зачем Миша делал лохань?
Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».
-Прочитай, почему родители Миши заплакали?
Ответы уч-ся: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».
- Как после этой истории стали относиться к дедушке?
Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».
-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю? (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).
-У вас карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо.
Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.
-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука.
X Логический анализ текста.
1)Определение поучения рассказа.
-Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?
Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
-Какова мораль этого произведения?
Ребята, давайте найдём в рассказе такие слова, в которых заключён главный смысл. (последний абзац читаем хором)
Вывод: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»
2) Выбор пословицы для определения идеи басни.
Прочитайте пословицу на с.111 и соотнесите её с рассказом.
- Что значит почитать старших?
- Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
3)Определение актуальности рассказа «Старый дед и внучек»
- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.
Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» Библия, Ветхий Завет (слайд)
XI Итог урока. Отметки. Рефлексия.
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
-Какой рассказ мы прочитали?
-Какая главная мысль рассказа?
Чтобы сделать вывод по уроку, я попрошу вас подумать и продолжить своими словами предложения, начатые на доске, (опять обращаю внимания на слова:)
Я почувствовал...
Я задумался....
Я понял...
-Продолжи первое предложение, написанное на доске.
Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».
-Продолжи второе предложение.
Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»
-Продолжи третье предложение.
Ответы уч-ся: «Я понял, как надо относиться к старым людям.»
-Чему научил вас этот рассказ?
- Достигли вы своих целей поставленных в начале урока?
А закончить свой урок я хочу такими словами:
Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях.
И помните любовь- это огромная сила, которая может сделать невозможное. Я желаю огромной любви вам, ребята, и всем нашим гостям.
Спасибо за урок!
XII Домашнее задание.
1. Стр.110 – 111 чит. , нарисовать рисунок, составить рассказ о своей семье.
Тема: Л.Н.Толстой. Рассказ «Старый дед и внучек»
Цель: познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.
Формировать УУД:
Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учению; уважительного отношения к старшим.
Регулятивные: содействовать у учащихся умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные:содействовать умению у детей слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте.
Планируемые результаты:
Предметные:высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, пересказывать текст, используя опорные слова.
Личностные: осознавать через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений в семье: любовь и уважение, заботу и сочувствие.
Метапредметные:
Регулятивные: оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников.
Коммуникативные: оценивать поступки героев.
Познавательные: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Задачи урока:
Образовательные: учить на слух воспринимать художественное произведение;
показать нравственную проблему в произведении.
Способствовать развитию: навыка правильного, сознательного, беглого чтения; речи учащихся; умения анализировать поступки героев и пересказывать текст. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
Воспитывать: чувство сострадания к пожилым людям, уважение к родителям.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Литературное чтение» (2 класс.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Часть1. Стр.110), компьютер, презентация к уроку, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: Л.Н.Толстой. Рассказ «Старый дед и внучек»
2 КЛАСС
Учитель начальных классов
Масалыгина Т.А.
Ручьи, 2021г.