СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему Друг в беде не бросит.Поэтический родник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока посвящен дружбе. На уроке разбираются несколько поэтов и их произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему Друг в беде не бросит.Поэтический родник.»

Тема урока: Друг в беде не бросит. Поэтический родник

В. Высоцкий. Песня о друге

А. Дуйсенбиев. Однажды у речки

М. Пляцковский. Дружба

Цель: знакомство со стихами поэтов о дружбе; уме­ние формулировать основную идею стихотворения - что хотел сказать автор?

Дальнейшее развитие представлений учащихся о дружбе.

Обогащение практического опыта учащихся в сфере межличностных отношений.

Задачи:

1.Развивать у детей логичность мышления, воссоздающее воображение и фантазию, творческие способности.

2.Развивать интерес к чтению книг, работать над развитием устной монологической речи.

3.Выявить представления детей о том, что такое дружба, почему надо дорожить дружбой.

4.Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты (задачи урока):

предмет­ные: понимание и осмысление содержания стихов, уме­ние прокомментировать основную идею стихотворения;

личностные: понимание значения дружбы в жизни чело­века, умение дружить;

системно-деятельностные: обуче­ние умению выразительного чтения, работы со стихотвор­ным текстом, нахождение слов, выражающих основную мысль в произведении, умение работать в коллективе; учить проявлять внимание к мнению других, произво­дить языковой анализ текста.

Оформление: На доске “Правила дружбы”, пословицы о дружбе, рисунки на тему: “Мой друг”.

Ход урока

1.Организационно-мотивационный момент. Звучит песня на слова М. Пляцковского «Дружба». Прослушива­ние стихов в записи (см. электронный вариант учебника).

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему … (привет)

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылает свой …(привет)

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям … (привет)

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго… (привет)

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям…(привет)

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы… (привет)

2.Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы собрались в нашем светлом уютном классе, где с первых дней вашей жизни в нём вы учились не только читать и писать, но и дружить, уважать друг друга, выручать в беде, не обижать, не ябедничать. По праву мы можем назвать его Домом Дружбы.Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, что значит настоящий друг и, что нужно делать, чтобы дружба была крепче.Поможет нам в этом творчество В. Высоцкого, А. Дуйсенбиева, М. Пляцковского.

Тема нашего занятия: “ Друг в беде не бросит. Поэтический родник. Обобщённо - Будем дружбой дорожить”.

3. Проверка домашнего задания

1.Вопросы по содержанию прочитанного текста.

С какой просьбой обра­тился учитель к Сейтжану?

Кого просил проведовать? Почему герою не хотелось идти к Терликбаю?

Какого мне­ния был он об однокласснике? (С ним никто не дружил, он был замкнутым, учился неважно, был медлительный, угрюмый, не разговаривал ни с кем.)

Расскажите, как Сейтжан пришел домой к Терликбаю.

Где он увидел его? С каким чувством он подал ему руку? Почему? (Важно и небрежно.) Почему больной товарищ не лежал в посте­ли?

Чем он это объяснил? Какие изменения в поведении Терликбая заметил Сейтжан? (Медлительность его исчез­ла, говорил с гордостью, движения быстрые и точные, красиво работал.)

Что удивило героя когда он вошёл в дом, что увидел и от чего «замер на месте» Сейтжан? (Удивила мебель, сделанная Терликбаем и его братом.)

О чем говорила обстановка дома, куда за­шел Сейтжан? (О трудолюбии, мастерстве, золотых руках обитателей дома.)

Какими новыми качествами характера раскрылся перед ним тот, с кем в классе никто не дружил?

Какие чувства овладели героем, когда он услышал печальный рассказ Терликбая о траге­дии в семье? (Жалость и сочувствие к товарищу) Почему? (Отец погиб, умерла мать, брат онемел.)

Понял ли герой, почему Терликбай в классе такой замкнутый?

К кому мы должны быть внимательными и чуткими?

2. Игра «Я начну, а вы закончите». Чтение отрывков

4.Работа над новой темой

Дружба! Дружба!
Слово вечно молодое!
Дружба! Дружба!
Слово каждому родное!
Чтобы жить веселей,
Быть умней и смелей –
Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.
Навсегда дружить умей!

Учитель: Как вы понимаете выражение: “Будем дружбой дорожить”.

(Значит, беречь, охранять, стараться быть хорошим другом, чтобы дружба была ещё крепче.)

Как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей) Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на этот вопрос нет. Но задуматься над этим должен каждый. Великий знаток русского слова С.И.Ожегов дал дружбе такое определение:

Дружба – отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (дети читают).

Учитель: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что он близок, близки его интересы, взгляды.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

А. Дуйсенбиев. «Однажды у речки».

Вопросы к анали­зу содержания стихотворения:

1) Из-за чего поссорились ребята?

2) Как вы считаете, кто из них прав?

3) Кто из героев вызывает чувство осуждения?

4) Прочитайте сти­хотворение в лицах. Каким тоном нужно прочитать кон­цовку стихотворения, чтобы выразить отношение автора к действиям ребят?

М. Пляцковский «Дружба».

Вопросы к содержанию текста:

1) Как нужно поступать, когда рядом у кого-то беда?

2) Получаете ли вы радость от того, что помогаете близким или другу в беде?

3) Возможна ли дружба без доброты?

В. Высоцкий. «Песня о друге». Слово о поэте-песеннике.

Чтение биографической справки по учебнику. Слу­шание «Песни о друге».

Где, по мнению поэта, проверяется дружба?

Почему именно горы проверяют людей на прочность их дружбы?

Какими качествами должен обладать друг?

О каких лю­дях поют песни и каких людей берут с собой в горы?

Каким характером должен обладать друг? Какое испыта­ние для человека готовят горы?

Когда можно положить­ся на человека и назвать его своим другом?

Когда и где бывает счастлив человек? Почему он выбирает трудный путь?

Объясните название стихотворения.

Какую глав­ную мысль высказал поэт в своем стихотворении?

2.Работа с пословицами.

    • «Сдружи» пословицы – работа по карточкам

    • «Найди пару»

Учитель. Очень важно в жизни иметь хорошего друга, но очень трудно порой разобраться, тот ли это человек, которого можно назвать другом. Друг – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ: а готов ли он сам быть другом?

3. Работа в тетради. Игра “Мой друг”.

Выбрать слова, которые подходят для описания характера вашего друга.

Учитель. Молодцы, ребята! Я одобряю ваш выбор. С друга хочется брать пример.
Желаю вам стараться быть похожими на ваших друзей, соответствовать образу друга, который вы себе нарисовали.

Чтобы не потерять друзей, чтобы дружба была ещё крепче, давайте с вами составим правила дружбы.

Правила дружбы.

  • Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.

  • Если друг попал в беду, помоги, чем можешь.

  • Умей сопереживать не только в горе, но и в радости.

  • Выручай друга. Поделись с ним всем, что могло бы помочь ему.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое.

  • Хорошо дружить – значит, говорить друг другу правду.

  • Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.

  • Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.

  • Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

Учитель. Помните и соблюдайте эти правила, и всегда рядом будут друзья.

5.Подведение итогов.

Подведём итоги нашего урока.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Кто их автор?

  • Чему учились на уроке?

  • Можно ли прожить без дружбы? Почему? (Ответы.)

Учитель. Дорожите дружбой! Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но ещё меньше
не торопитесь расставаться.

6.Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, вы достигли цели, которая стояла перед вами в начале урока? Что вам помогло это сделать? Оцените работу класса. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ответьте на вопросы «Закончи предложение» :

  • На уроке я научилась..

  • Сегодня я узнала..

  • Самым интересным сегодня было...

  • Самым трудным для меня было...

  • Мне захотелось...

Предметные результа­ты: знает содержание стихов о дружбе, формулирует тему и идею стихотворений; личностные: понимает важность и ценность дружбы, ценит настоящую дружбу; систем­но-деятельностные: понимает прочитанное, анализирует содержание и языковые особенности произведения, умеет работать с текстом - находить слова для выражения ос­новной мысли, выразительно читает стихи.

7. Самооценивание. Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку.


8.Задание на дом: выучить (по выбору), стихотворе­ние о дружбе.


Алматинская область

Алакольский район

КГУ «СШ имени Безродных с ДМЦ»














Литературное чтение

Тема: « Друг в беде не бросит.

Поэтический родник»








Учитель начальных классов Пилипенко Н.А.

4 «б» класс










2018-2019 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!