СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "М.Горький. "Случай с Евсейкой"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "М.Горький. "Случай с Евсейкой"".»

Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Тип урока: закрепление

Цель: создать условия для повторения учащихся с жизнью и творчеством М. Горь­кого; формирования умений анализировать, сравнивать, читать выразительно; анализа содержания сказки; формирования умений мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Формулируют учебную задачу урока.

2. Планируют собственную деятельность, контролируют свою деятельность и деятельность партнёров, при необходимости вносят корректировки.

3. Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.

4. Способны к мобилизации волевых усилий.

5. Осуществляют самоконтроль.

Познавательные

1. Формулируют познавательную цель.

2. Создают алгоритм деятельности.

3. Структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают.

Коммуникативные

1. Понимают сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Правильно выражают свои мысли в речи.

3. Уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

4. Аргументируют свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

1) познакомятся с произведением М. Горького;

2) научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

2. Личностные:

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения;

2) переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

3. Метапредметные:

1) прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

2) осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока.



Ход урока

Этапы урока, виды работы

Деятельность учителя

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.


II. Речевая разминка

1. Выполнение речевой зарядки


-Предлагаю провести речевую разминку. Перед вами текст, давайте прочитаем его все вместе хором.

–Читают только девочки.

-Читают только мальчики.(Слайд 2)

Под камнями рак живет,

Рыбий хвостик рак жует.

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух.

– А кто сможет прочитать с ускорением?

- Узнаёте ли вы, кому принадлежат эти слова?

– Совершенно верно, это слова рыб из произведения «Случай с Евсейкой», они их бормотали, когда дразнили рака.

– А кто является автором сказки «Случай с Евсейкой»?

– Правильно, Максим Горький (Слайд 3).

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Работа над определением цели урока

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим более подробно работать над произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой».

– А какие цели поставим на урок?


IV. Актуализация опорных знаний и способов действий Краткий рассказ биографии М. Горького


- Приступаем к выполнению поставленных целей. Предлагаю, сыграть в игру «аукцион» по биографии М.Горького. На доске мы видим лоты с номерами. Желающие выходят к доске, выбирают нужный лот и выполняют задание. В качестве подарка, вы получаете отметку. Готовы?!


- М. Г. написал очень много сказок и рассказов. Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 4)

- К сожалению, в нашей школьной библиотеке всего 3 книги Максима Горького. Книга «Случай с Евсейкой» старенькая, потрепанная, наверное потому что сказка настолько интересная, что ее дети часто берут читать.

V. Комплексное применение и систематизация знаний

1. Беседа по содержанию произведения.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям















Гимнастика для глаз

















Парная работа.










Динамическая пауза

– Ребята, если вы на прошлом уроке были очень внимательны, то сразу сможете сказать, какой же необычный случай произошёл с Евсейкой?

Выборочное чтение

– Ребята, откройте учебники, найдите 4 абзац и прочитайте отрывок о том, что же увидел Евсейка на морском дне. (с.6)

Слайд 5 -13

-Какого морского животного Евсейка встретил первым? (Морская звезда) Найдите на карточке информацию о морской звезде.

- Какого следующего животного встретил Евсейка?(Лангусты)

- Кто дальше повстречался на пути мальчика? (краб)

- На камнях кого он увидел ? (Актиний)

- Какие же морские обитатели попались на глаза Евсейки дальше? (морские лилии)

- А какое животное имело тяжелый щит при себе? (черепаха)

-А кто передвигался по белым камням? (рак – отшельник)

Слайд

– Ребята, посмотрите, какие еще удивительные и необычные названия животных встретились мальчику.( Сепия, голотурия, сифонофоры.)

- Я бы подумала, что их не существует. А как вы думаете, реальные это животные или сказочные?

– Верно. Это реально существующие морские животные. (Слайд)

– А что же сказочного в этих морских животных? (рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга)


Физкультминутка

Ребята, давайте проведем небольшую зрительную гимнастику. Закройте глаза и приложите к ним ладони. Почувствовали тепло рук. А теперь откройте глазки и следите за предметами на слайде.


- Продолжаем работу по сказке.

– Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как же рыбы смеялись над Евсейкой. (стр. 8, 10)

-Молодцы! Ребята, а чему же удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

– А как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

– Ребята, как же мальчик объяснил рыбам, что такое папа? Найдите слова в тексте. (стр.8 )

– Чего же тогда Евсейка испугался?

– Как вы думаете, если Евсейка испугался, то почему же он не заплакал?

- Он сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.

Работа в парах.

– Ребята, в данном произведении в описании морских животных автор использует литературный приём, который называется сравнение. Давайте вспомним, что же это за прием. У вас на партах лежат карточки – подсказки. Прочитайте.(Слайд 15)

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность.

- Найдите сравнение в тексте. Чья пара первая найдет, покажите сигналом.

– С чем же автор сравнивает сепию? С мокрым носовым платком).






– А с чем автор сравнивает сифонофоры? Совершенно верно, со стеклянными шариками.


Чтение по ролям отрывка «Разговор с рыбами»

– Ребята, а сейчас мы побудем в роли актеров и почитаем по ролям разговор Евсейки с рыбой со слов «А болтливая рыба всё спрашивает его...», найдите данный отрывок. Сколько действующих лиц нам необходимо?

– Ребята, а вы не просто так сидите, следите, слушайте внимательно, чтобы проанализировать чтение ваших товарищей. Начинаем.

– Спасибо, молодцы. Итак, кому же из ребят удалось наиболее точно передать характер своего героя при чтении?

– Почему вы так считаете?

Физкультминутка

– Ребята, вы, наверное, устали? Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, свободно, и повторяйте за мной.

– Отдохнули? Молодцы! Продолжим наш урок.

VI. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности


– Ребята, сейчас нас ждёт очень интересная работа, а именно, представьте, что вы лично были знакомы с Евсейкой и вам нужно дать ему характеристику. Для этого вам нужно заполнить паспорт литературного героя. Давайте повторим алгоритм. (Слайд 16)

(Проверка работы)

VII. Информация о домашнем задании


– Ребята, сейчас я вам предлагаю побыть в роли учителя и придумать себе такое домашнее задание, которое вы бы с радостью выполнили.

-У кого- нибудь уже есть идеи?

VIII. Рефлексия учебной деятельности


- Ну а сейчас настало время подвести итоги урока. В этом деле нам поможет второстепенный герой сказки - осьминог.

- Похож? Чего не хватает? Сколько щупальцев у осьминога?

- Поможем осьминогу их вернуть? Для этого нам нужно ответить на вопросы. Готовы?

-Достигли ли мы поставленных целей.

– Ребята, сегодня вы активно работали и проявляли свою инициативу. Молодцы! За хорошую работу на уроке следующие ученики получат отметки: ……

– Наш урок подошёл к концу. Благодарю вас всех за работу!









Морская звезда – может быть различных цветов и размеров. В среднем, морская звезда растет до 20 см. однако, было зарегистрировано, что некоторые звезды достигали 3-х метров в длину.



Лангуст – морской рак, однако у него нет клешней. В длину лангусты достигают 60 см, а их вес составляет от 3 до 4 кг.



Краб – у него широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов 5 пар ног. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки.



Актинии – морские животные, которые при полном развитии похожи на цветок астры, но при прикосновении к актинии образуется сильный ожог. Они обитают только в море.



Морские лилии- это не цветок, как думают многие, а животные. Морские лилии можно встретить в любом океане и на любой глубине.



Морская черепаха . В отличие от сухопутных черепах они не могут прятать голову под панцирь. Их длина достигает 2 метров, а вес – 600кг.



Рак – отшельник.  Рака называют отшельником из -за того, что его большая часть тела прячется в раковине, самая большая клешня остается снаружи и служит своеобразной дверцей от внешнего мира в случае опасности.





Повторим…


Научимся…

Применим...



детство


учеба

факты из жизни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!