Добрый день, ребята.
Читателю.
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьёзно.
Я так прошу тебя – учись читать,
Пока не поздно. (Р. Сеф.)
-Прочитайте стихотворение шёпотом. Прочитайте выразительно.
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
-Как вы думаете, почему в урок я включила такую речевую разминку?
-Разве вы ещё не умеете читать?
- Как понимаете слова: «Всю жизнь свою учись читать внимательно, серьёзно…»?
Вывод: Уметь читать – понимать, что автор хотел сказать своим произведением, чему хочет научить, от чего предостеречь.
2.Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с биографией Л.Н.Толстого и его произведениями.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения».
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Проверка.
Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.
-Почему? (предположения детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях.
3.- Прочитайте название произведения. Учебник с.60.
-Как вы думаете, о чём оно будет, определите его тему.
(Л.Н. Толстой «Не лениться»).
-Прочитай рассказ Л.Н.Толстого “Не лениться”.
-Понравился рассказ? Почему?
-Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сопрела - сгнить, истлеть;
сгноиться или позадхлеть, испортиться в тепле и сырости.
- Какую важную мысль автор сообщает читателям?
-Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
Дружба заботой, да подмогой крепка.
Кто поздно встаёт, у того хлеба не достаёт.
Согласье в семье - богатство.
Каждое семя знает своё время.
4.Сегодня мы будем работать ещё с одним рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой. Послушайте:
https://www.youtube.com/watch?v=gVobbFM21Xs
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Кто из его героев вам понравился? Почему?
- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?
- Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)
- Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.)
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему?
Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи.
-Найдем в толковом словаре значение слова «горница».
ГОРНИЦА- неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище.
- Почему этот рассказ назван поучительным?
- Чему учит эта история? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно).
-О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).
- О ком рассказ?
-Кто ещё вам симпатичен в рассказе?
Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
Можем предположить теперь, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?
(Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать. Не обманывать. А если обманул, надо признаться. Близкие тебя поймут и помогут).
5.Прочитай произведения выразительно на с. 60-61. Ответь на вопросы.