СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению И.С.Никитин "Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему И.С.Никитин "Русь"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению И.С.Никитин "Русь"»

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте


Цели: познакомить со стихотворением «Русь» И.С. Никитина; учить понимать поэтические произведения о родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р — умения эмо­ционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — уме­ния анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проек­та о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края».


Ход урока

1. Организационный момент


2. Речевая разминка

На доске!!!

Родина

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

3. Александрова

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: разделяя слова на слоги, с ускорением, с замедлением, с интонацией вос­хищения).


3. Проверка домашнего задания

1. Опрос

- Что было задано на дом?

- Ребята, какую картину изобразил поэт в своем стихотворение?

2. Выразительное чтение стихотворения.

- Кто желает прочитать нам стихотворение?

- Скажите, ребята, а как поэт относится к лебедушке? А вы?

- Как Есенину удается показать, что лебедушка была хорошей матерью?

- Какова главная мысль произведения?


4. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

1. Беседа

- Да, мама – это самое дорогое у человека.

- Ребята, а кто может сказать, с каким словом тесно связано слово «мама»? Что еще является для человека дорогим и важным?

( Родина)

- Правильно, ребята.

2. Работа над песней

- А сейчас давайте послушаем песню


Песня «С чего начинается родина»


- О чём песня Михаила Матусовского?

- А как вы понимаете значение слова Родина?

( ответы детей)


3. Работа по толковому словарю.


Толковый словарь


- А давайте посмотрим, какое объяснение дает этому слову Ожегов в своем словаре.

Я попросила Свету с Данилом найти значение в словаре?


РОДИНА,

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н:


- Хорошо, молодцы. И как вы уже догадались о Родине мы не просто с вами говорим, мы начинаем новый раздел, который называется «Родина»


4. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 129 и давайте прочитаем, чему мы познакомимся и чему научимся, изучая этот раздел.


5. Работа со словами

- А теперь прочитайте слова.


Слайд

«Россия, Отчизна, Отечество»


- Ребята, а можно сказать, что эти слова являются синонимами слову Родина?



Слайд - слова Ушинского


— Послушайте слова К. Ушинского:

«Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и в ней всё родное.

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов»


- Согласны вы с высказыванием Ушинского? Действительно, как просто и точно объяснил Константин Ушинский, что такое Родина.



- А кто назовет, как наша Родина называлась в разные времена?

(Русь, Россия, Советский Союз)

- Как вы думаете, всегда ли наше государство жило хорошо или народ испытывал трудности? Почему нападали на нашу страну?

— А сейчас откройте стр.128 и прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать.

(Иван Саввич Никитин.)

Слайд – портрет писателя


5. Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина

Родился И.С. Никитин 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим.

И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии в 1859 г. в Воронеже он открыл книжный магазин и библиотеку, которые

стали центром литературной и общественной жизни го­рода. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.

Умер Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 г. в Воронеже.


6. Физминутка.

??????????????


7. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением «Русь»

- А стихотворение Ивана Саввича Никитина, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Русь».

- Откройте учебник, вы можете слушая следить стихотворение. !!!!!!!


аудиоприложение к учебнику


- Понравилось вам стихотворение?

- Какие чувства вызывает оно?

- О чем писал поэт в своем стихотворении?

(О России, о природе, о её бескрайних просторах)

- Да, правильно, он писал о том, что жило в сердце каждого русского человека, о любви к своей Родине.


2. Словарная работа

- Прежде, чем приступить к чтению стихотворения, давайте рассмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в стихотворении.


На обратной доске!!!

МУРАВА — (молодая трава).

КАЗНА — (1) деньги, имущество, принадлежавшие государству или общине; 2) денежные средства, ценности).

КУРГАН— (древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность).

— Подберите синонимы к словам.

СВЯТОЙ— (грешный, греховный).

Шатер – (высокая крыша)

Нива – (засеянное поле)

Державная – (государственная)


3. Самостоятельное чтение стихотворения

- Сейчас вы прочитаете стихотворение самостоятельно и проследите, как Никитину удается описать бескрайние просторы Руси, какие слова выбирает поэт, рассказывая, что никто не мог завоевать русскую землю.


Самостоятельное чтение.


- Итак, стихотворение вы прочитали.

— Скажите, ребята, как же все-таки удается И.С. Никитину описать бескрайние просторы Руси?

— А какие слова помогают ему показать то, что никто не мог завоевать Русскую землю?

- Молодцы.

Слайд – слова

Крохотная, великой, красивой, сломленная, необъятной, разграбленная, самоотверженная, достойная восхищения.


- Назовите только те слова, которые показывают нам, какой видит автор Русь?


4. Выразительное чтение стихотворения

- Прочитаем стихотворение цепочкой, читая по четверостишью каждый.


8. Итог урока.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие чувства воспитывает стихотворение Ивана Саввича Никитина?

- Прочитайте пословицы.

- Можно сказать, что данные пословицы тесно связаны с темой нашего сегодняшнего урока?

-А как вы думаете можно взять эти пословицы для себя как девиз в жизни?

Слайд – пословицы.


1. Родина мать – умей за неё постоять.

2. Человек без Родины, что соловей без песни.

3. Для Родины своей ни жизни, ни сил не жалей.


9. Рефлексия.

- Поднимите «класс» кому было на уроке интересно и он все понял.

- Поднимите «вниз» кто просто так просидел урок.


10. Оценки.

11. Домашнее задание. Никитин в своем произведение видел 3 части, вы должны найти эти части (разделить) и подумать о чем писал поэт в каждой части.

Выразительное чтение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!