СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в помощь учителю начальных классов. Цели и задачи: Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Расширить представления детей об окружающем мире. Показать связь художественной литературы с реальностью. Воспитывать уважение к чужому мнению. Прививать интерес к чтению детской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)»


МКОУ Козловская СОШ

Учитель начальных классов: Кузнецова Е.В.

2023 год.

Урок литературного чтения.

2 класс.

Б.В. Заходер

«Что красивей всего?».


Оборудование: презентация, раздаточный материал, воздушные шарики.


Цели и задачи деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера;

способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту.

Расширить представления детей об окружающем мире. Показать связь художественной литературы с реальностью. Воспитывать уважение к чужому мнению.

Прививать интерес к чтению детской литературы.


Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

методы и формы 
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

 аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки



Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята!
- Какое у вас настроение?
- У всех?
- Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас
 
  сюрприз с секретом.
(Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р).

  - Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще лучше. Эти шарики – мой подарок для вас.
  А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров 
  написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы 
  удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими 
  буквами.
  Составляют слово «красота».
  - Правильно! Молодцы! Это слово «красота». 
  Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную 
  атмосферу.
 2. Актуализация знаний.
- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота.
  Закройте глаза. ( Звучит спокойная музыка). 
  Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
  Что вы считаете красивым?
(На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота». Некоторые ответы записываются учителем на доске, а также своё мнение: мама, Родина).

- Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!.. 
  Оказывается, нас окружает такая красота!..
  Вы знаете, о чем я сейчас подумала?!
  А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?
 ( Дети дают ответы и не могут определиться.)
  - Да, трудно решить… 
  Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей всего?


3. Работа над проблемой урока.


- Мы с вами приступаем к изучению следующего раздела нашего учебника, который называется «И в шутку , и всерьёз». А автора его вы узнаете из следующих слов: «Смотрите сами: вот есть, например, детский писатель Борис Заходер!» (слайды 1-7)

- Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?


- Да! Тогда расскажите о нём вкратце что вы о нем знаете. Но это очень мало! Значит -мы должны узнать о писателе, поэте Б. Заходере и познакомиться с его произведениями.


По своим воспоминаниям, он был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Аля Т.


В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Героями его стихов и сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Паша Б.


Информация для учителя:

(Слайд) Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии.

(Слайд)Отец Бориса Заходера был человеком образованным, работал юристконсулом. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина.

(Слайд) Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. Она занималась техническими переводами. В Молдавии семья прожила недолго, переехали сначала в Одессу, затем в Москву. В Москве прошло детство писателя. В детстве освоил немецкий язык, он получил домашнее музыкальное образование. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.

(Слайд) В годы Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт. По окончании войны возвращается в Москву и заканчивает с отличием Литературный институт.

Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького.


Учитель. - Вы меня порадовали своими знаниями об этом удивительном человеке.

Ребята, прочитайте название стихотворения. (с.131 учебника) ( Дети читают).

Учитель: Почему возник этот вопрос? (Кто-то задал его.)

Учитель: Вас удивил этот вопрос? Вы задумывались над ним когда-нибудь раньше? Нет. - Мы никогда не задумывались над ним.

Учитель: Я предлагаю вам послушать, как на этот вопрос ответил Б. Заходер. Но не просто послушать, а ещё и посмотреть, как этот ответ увидела я.

Но прежде Словарная работа

Обитатели – жители

Сыч-птица


Чтение учителем или аудио стихотворения.(слайды)

Учитель: Понравилось вам это стихотворение? Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Кто с кем разговаривал? А Б.Заходера удивил этот вопрос? (Да, "Да, вот так вопрос".) ( Найдите строки, где это доказывается).

4.Физминутка. (Слайд)


Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.


Учитель: А теперь прочтите это стихотворение сами и попробуйте ответить: смог автор дать ответ на вопрос? Вспомним памятку выразительного чтения. (Слайд)

( Дети читают произведение про себя). Нет. Он решил спросить "обитателей нашей планеты"


Учитель: Кто обитатели нашей планеты? Люди, деревья, травы, цветы... (картинки на доску) Поработайте в парах и попробуйте ответить кто из обитателей и как ответил на вопросы. Это поможет нам в дальнейшей работе.


Учитель: Что же ответили деревья, травы, звери, рыбы, птицы?

Автор пишет, что совы "откликнулись". Это значит, они ответили из темноты.

Орёл "процедил" - это значит его не слышно, он высоко. (Дети зачитывают).


Учитель: Помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос? Они помогли Б.Заходеру, но ответы у всех разные.

Учитель: А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково?

Ответить нельзя одинаково.

Учитель: Почему? С чем это связано? У них разная среда обитания. (Живут в разных местах.)

Учитель: Какой можно из этого сделать вывод? Нам кажется, что это трудный вопрос, мы не можем на него ответить. Каждый по своему видит красоту.

Учитель: А кто вам помог сделать такой вывод? Борис Заходер.

Учитель: Найдите строки и прочитайте, как об этом написал автор.

(Дети читают последнюю строфу, делают вывод.)


Учитель: Сейчас ребята, вы поработаете самостоятельно в группе. Ваша задача попробовать инсценировать это стихотворение. Посовещавшись в группах, вам нужно определить, с какой интонацией надо читать реплики героев и какоие слова (последнюю строчку) нужно прочитать всем вместе. Обсудив эти вопросы, вы распределяете роли между собой, то есть, кто, что будет читать. На подготовку я даю вам 5 минут, а потом мы послушаем каждую группу.


- Итак, время вышло. Давайте же послушаем вашу инсценировки.


5. Выразительное чтение детьми.

Учитель: Для чего это стихотворение написал Б. Заходер?

Учитель: Вы же не знали "что красивей всего?" Мы раньше не задумывались над этим вопросом.


6. Связь литературы с реальной жизнью.


Учитель: А теперь вернёмся к началу нашего урока. На вопрос : что такое «красота»? - вы дали разные ответы. И герои Б.Заходера тоже ответили по-разному. Напомните мне, с чем это связано, от чего это зависит?

А если спросят нас жители других планет: «Что красивей всего для вас?»,- что вы им ответите? Наша планета Земля.

А если вас спросит президент другой страны: «Какая страна самая красивая?»

Наша страна – Россия. (слайд 33)

А если спросит вас губернатор Новосибирской области Травников Андрей Александрович: «Какое место в нашей области самое красивое?»,- что вы ему ответите? Наше родное село Новокозловское, п.Пензино . (слайд 34)

А теперь самый трудный вопрос : кто самый дорогой и самый красивый человек для вас на нашей планете?

Дети: Мама! (слайд 35)


7. Итог урока.

А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе.

- Кто из авторов задал нам такой трудный вопрос?

- Могут ли все жители нашей планеты одинаково на него ответить?

- А можно ли заменить одним словом все ответы?

- С этого вопроса начнём мы следующий урок. А дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения Б.Заходера.

- Спасибо вам за урок. А я отвечу на этот вопрос так: вы самые красивые дети нашей школы.

8. Рефлексия.

Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

А сейчас на экране появятся фразы, которые вам нужно будет дополнить. Выберите и продолжите любую фразу..

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

У меня прекрасное настроение. А у вас?


- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома подготовить выразительное чтение стихотворений и нарисовать то, что красивее всего.



Карточка


Сопоставить обитателей с их ответами:

Дельфин         Лес


Павлин            Небеса


Кроты              Море


Волк                Хвост


Орёл               Ночная темнота



Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________



Карточка


Сопоставить обитателей с их ответами:

Дельфин         Лес


Павлин            Небеса


Кроты              Море


Волк                Хвост


Орёл               Ночная темнота



Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________











































Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту.

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

методы и формы 
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

 Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

 аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!