Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс.
Тема: Обобщающий урок «Зарубежная литература»
Цели: повторить и обобщить материал изученного раздела; учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чем заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование: выставка книг по разделу, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок проходит в виде соревнования. Для этого вы поделитесь на команды, выберете капитанов, придумаете название и девиз.
(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)
Итак, начинаем наш урок-конкурс!
II. Конкурсная программа
Этап I. «Назови произведение»
- В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)
- А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви. («Русалочка».)
- Главного героя этого произведения учитель часто наказывал. («Приключения Тома Сойера».)
- В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса. («Святая ночь».)
- Произведение, которое заканчивает раздел. («В Назарете».)
- В этом произведении можно узнать о подводной жизни. («Русалочка».)
Этап II. «Найди пару»
- Соедините автора и его произведение. «Путешествие Гулливера»
С. Лагерлеф «Святая ночь» Дж. Свифт «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Г.Х. Андерсен «В Назарете»
Этап III. «Бюро находок»
- Из какого произведения эти вещи?
• Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
• Персик. («Приключения Тома Сойера».)
• Острый нож. («Русалочка».)
• Длинная остроконечная палка. («Святая ночь».)
• Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера».)
• Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».)
Этап IV. «Назови имя»
• Марка Твена звали... (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс).
• Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер,... (Бекки Тэтчер).
• Назовите имя матери Иисуса.(Мария.)
Этап V. «Домашнее задание»
(Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2 на с. 217 учебника.)
Этап VI. «Задай вопрос»
(Команды готовят друг другу по два вопроса.)
Этап VII. «Оживи картинку»
За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники должны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнаваемо.
III. Подведение итогов урока
(Награждение команды-победительницы.)