2. Актуализация знаний | - Как называется раздел, который мы начали изучать? - О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке? - Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете? - Когда родился А.С. Пушкин? - Какие факты из детства Пушкина вы помните? | - Великие русские писатели. - Александр Сергеевич Пушкин. - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях и т.д. - 6 июня 1799 г. 1. Случай с императорской лошадью. 2. Первый стих написан на французском языке. 3. Он любил свою няню Арину Родиновну. 4. Мать его не любила, потому что он был тихим ребёнком. | |
3. Подведение к теме урока | - Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки? - Правильно, он еще писал стихи. - А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме. - Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин? - Какое у вас любимое время года? Почему? - Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке?( о зимнем утре) - Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется « Зимнее утро». - Я думаю, что вы уже догадались, кто автор этого стихотворения? | - Нет, он писал стихи. - Потому что он любил эти времена года. Отвечают. - О зимнем утре. - Александр Сергеевич Пушкин. | |
5. Изучение нового материала | - Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение «Зимнее утро». - Прослушайте стихотворение « Зимнее утро» в исполнении Иннокентия Михайловича Смоктуновского в фильме «Вновь я посетил..». Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин. Прослушивание стихотворения. - Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло? Какие картины представили? Воспользуйтесь « Словарем настроений» На доске « Словарь настроений» Весёлое Чудесное Грустное Мечтательное Радостное Спокойное Восторженное Тоскливое Шутливое Бодрое Тревожное Задумчивое - Перечитаем данное стихотворение по цепочке. Каждый читает 1 строфу. Словарная работа - В тексте стихотворения встречаются незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах. На карточках даны незнакомые слова и их объяснение, познакомьтесь с ними. Карточка Дремлешь - находишься в состоянии полусна Сомкнуты - закрыты Нега- наслаждение Взоры- глаза Северная Аврора- богиня утренней зари Вечор - вчера вечером Нынче - сегодня Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет Озарена - ярко освещена Лежанка - выступ у печки, где можно лежать Предадимся- отдадимся Мгла - непрозрачный воздух Велеть - приказать Запречь - запрягать | Слушают. - Веселое, радостное и т.д. | |
7. Продолжение работы по теме урока | - Стихотворение делится на части-строфы. Сколько строф в стихотворении? - Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение по цепочке, каждый читает по 1 строфе. А.С. Пушкин «Зимнее утро» * После прочтения каждой строфы останавливаю на анализ. 1 строфа: - От чьего имени ведется повествование? - К кому обращается поэт? -Как он ее называет и к чему призывает? - Что вы увидели? Какие слова вам помогли это увидеть? - В морозный солнечный день герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами. Какое настроение у героя? - Как нужно читать эту часть? 2 строфа: - Как изменилось настроение героя в этой строфе? Что вы увидели? Какие слова вам помогли это увидеть? - С чем это связано? - С чем автор сравнивает луну? - Что сказано о вьюге? - Как нужно читать эту часть? 3 строфа: - Какое настроение у героя в этой части? - Что вы увидели, когда прочитали про лес? Какие слова вам помогли это увидеть? - Что сказано про речку? Найдите эти строчки. - Что сказано про снег? Найдите в тексте и прочитайте. - Как нужно читать эту часть? 4 строфа: - Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате. Здесь стало по-особенному уютно и радостно. Каким блеском она озарена? Найдите в тексте. - Что вы себе представили? Какие слова вам помогли? - Какие мысли посещают героя? - Как будем читать эту часть? 5 строфа: - О чем размышляет поэт в этих строчках? (прокатиться вместе с красавицей) - Что хочет показать поэт своей красавице? Найдите в тексте. - Как будем читать эту часть? - Ребята, что мы с вами заметили? - Настроение поэта на протяжении всего стихотворения меняется Сначала радостное, потом воспоминание про вчерашний вечер -печальное, затем радостное любование великолепным солнечным утром. И все это сменяется мечтой о том, что будет потом. - Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро. - Кому понравилась картина? Чем она понравилась? - Какие строки из стихотворения подходят к данной картине? Почему? - Сейчас мы с вами поработаем над выразительностью данного стихотворения. У каждого на столе лежит карточка с определённой строфой из данного стихотворения. Вам необходимо подготовиться к выразительному чтению, согласно настроению автора. У вас на подготовку 3 минуты. Проверка. Конкурс чтецов. Вызываю к доске 5 учеников (5 строф). У класса на столах лежат карточки с оценками (2, 3, 4, 5), чтобы выделить лучшего чтеца. | - 5 строф. - От лица автора. - К некой красавице. Читают строчки. - Чудесное, радостное, бодрое и т.д. - Восторженно, с восхищением. - Стало печальным, тревожным. - С воспоминаниями о вчерашнем вечере. - С бледным пятном. - Вьюга злилась. - Печально, в конце удивленно. - Радостное, весёлое. - Не спеша, спокойно. - Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях. В это время Пушкин находится под надзором и мечтает о свободе, поэтому звучит тема дороги. - Спокойно, медленно, мечтательно. - Поэт хочет прокатиться вместе с красавицей на санях. - Спокойно, мечтательно. - При прочтении каждой строфы, меняется настроение автора. - Он представляет зимнее утро в холодных и тёплых оттенках, на деревьях блестит слег от солнечного света и т.д. Предполагают. | |
8. Подведение итогов урока. | - Наш урок подошёл к концу. - Какой большой раздел мы с вами начали изучать? - Какова тема нашего сегодняшнего урока? -Какое впечатление у вас осталось? Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности? (Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы). - Урок окончен, можете быть свободны. | - Великие русские писатели. - Жизнь и творчество А.С. Пушкина. | |