СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Школа России "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс Школа России "А.С.Пушкин "Зимнее утро"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что меня зовут Алина Романовна и урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.

- Проверьте свою готовность к уроку.

Присаживаются.

Проверяют.


2. Актуализация знаний

- Как называется раздел, который мы начали изучать?

- О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке?

- Вспомним, какие сказки Пушкина вы знаете?

- Когда родился А.С. Пушкин?

- Какие факты из детства Пушкина вы помните?

- Великие русские писатели.


- Александр Сергеевич Пушкин.

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях и т.д.


- 6 июня 1799 г.

1. Случай с императорской лошадью.

2. Первый стих написан на французском языке.

3. Он любил свою няню Арину Родиновну.

4. Мать его не любила, потому что он был тихим ребёнком.








3. Подведение к теме урока

- Ребята, как вы думаете, Пушкин писал только сказки?

- Правильно, он еще писал стихи.

А.С. Пушкин очень любил писать стихи об осени, зиме.

Как вы думаете, почему об этих временах писал Пушкин?


- Какое у вас любимое время года? Почему?

- Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке?( о зимнем утре)

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется « Зимнее утро».

- Я думаю, что вы уже догадались, кто автор этого стихотворения?

- Нет, он писал стихи.






- Потому что он любил эти времена года.

Отвечают.



- О зимнем утре.





- Александр Сергеевич Пушкин.


4. Целеполагание.

- Давайте поставим цели на сегодняшний урок, обратите внимание на экран и продолжите фразы:

Я буду уметь читать выразительно стихотворение …

Я буду знать ….

Я буду развивать грамотную и выразительную…

Я буду воспитывать ценностное отношение к предмету…



Предполагают.


5. Изучение нового материала

- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение «Зимнее утро».

- Прослушайте стихотворение « Зимнее утро» в исполнении Иннокентия Михайловича Смоктуновского в фильме «Вновь я посетил..».

Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.

Прослушивание стихотворения.

- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло? Какие картины представили? Воспользуйтесь « Словарем настроений»

На доске « Словарь настроений»

Весёлое

Чудесное

Грустное

Мечтательное

Радостное

Спокойное

Восторженное

Тоскливое

Шутливое

Бодрое

Тревожное

Задумчивое

- Перечитаем данное стихотворение по цепочке. Каждый читает 1 строфу.

Словарная работа

В тексте стихотворения встречаются незнакомые вам слова. Предлагаю поработать с ними в парах. На карточках даны незнакомые слова и их объяснение, познакомьтесь с ними.

Карточка

Дремлешь - находишься в состоянии полусна

Сомкнуты - закрыты

Нега- наслаждение

Взоры- глаза

Северная Аврора- богиня утренней зари

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарным блеском- прозрачно-жёлтый цвет

Озарена - ярко освещена

Лежанка - выступ у печки, где можно лежать

Предадимся- отдадимся

Мгла - непрозрачный воздух

Велеть  - приказать 
Запречь - запрягать













Слушают.




- Веселое, радостное и т.д.


6. Физкультминутка

Видео.

Повторяют за движениями.


7. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение делится на части-строфы. Сколько строф в стихотворении?

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение по цепочке, каждый читает по 1 строфе.

А.С. Пушкин

«Зимнее утро»

*

После прочтения каждой строфы останавливаю на анализ.

1 строфа:

- От чьего имени ведется повествование?

- К кому обращается поэт?

-Как он ее называет и к чему призывает?

- Что вы увидели? Какие слова вам помогли это увидеть?

- В морозный солнечный день герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами. Какое настроение у героя?

- Как нужно читать эту часть?

2 строфа:

- Как изменилось настроение героя в этой строфе? Что вы увидели? Какие слова вам помогли это увидеть?

- С чем это связано?


- С чем автор сравнивает луну?

- Что сказано о вьюге?

- Как нужно читать эту часть?

3 строфа:

- Какое настроение у героя в этой части?

- Что вы увидели, когда прочитали про лес? Какие слова вам помогли это увидеть?

- Что сказано про речку? Найдите эти строчки.

- Что сказано про снег? Найдите в тексте и прочитайте.

- Как нужно читать эту часть?

4 строфа:

- Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате. Здесь стало по-особенному уютно и радостно. Каким блеском она озарена? Найдите в тексте.

- Что вы себе представили? Какие слова вам помогли?

- Какие мысли посещают героя?


- Как будем читать эту часть?

5 строфа:

- О чем размышляет поэт в этих строчках? (прокатиться вместе с красавицей)

- Что хочет показать поэт своей красавице? Найдите в тексте.

- Как будем читать эту часть?

- Ребята, что мы с вами заметили?


- Настроение поэта на протяжении всего стихотворения меняется Сначала радостное, потом воспоминание про вчерашний вечер -печальное, затем радостное любование великолепным солнечным утром. И все это сменяется мечтой о том, что будет потом.

- Посмотрите на картину Игоря Грабаря, каким он представляет себе зимнее утро.

- Кому понравилась картина? Чем она понравилась?

- Какие строки из стихотворения подходят к данной картине? Почему?

- Сейчас мы с вами поработаем над выразительностью данного стихотворения. У каждого на столе лежит карточка с определённой строфой из данного стихотворения. Вам необходимо подготовиться к выразительному чтению, согласно настроению автора. У вас на подготовку 3 минуты.

Проверка. Конкурс чтецов.

Вызываю к доске 5 учеников (5 строф). У класса на столах лежат карточки с оценками (2, 3, 4, 5), чтобы выделить лучшего чтеца.


- 5 строф.













































- От лица автора.

- К некой красавице.

Читают строчки.




- Чудесное, радостное, бодрое и т.д.

- Восторженно, с восхищением.



- Стало печальным, тревожным.

- С воспоминаниями о вчерашнем вечере.

- С бледным пятном.

- Вьюга злилась.

- Печально, в конце удивленно.





- Радостное, весёлое.








- Не спеша, спокойно.






- Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях. В это время Пушкин находится под надзором и мечтает о свободе, поэтому звучит тема дороги.

- Спокойно, медленно, мечтательно.



- Поэт хочет прокатиться вместе с красавицей на санях.



- Спокойно, мечтательно.

- При прочтении каждой строфы, меняется настроение автора.
















- Он представляет зимнее утро в холодных и тёплых оттенках, на деревьях блестит слег от солнечного света и т.д.

Предполагают.


8. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Какой большой раздел мы с вами начали изучать?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Какое впечатление у вас осталось?

Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).

- Урок окончен, можете быть свободны.


- Великие русские писатели.


- Жизнь и творчество А.С. Пушкина.











































Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»;

Класс: 3;

УМК: Школа России;

Цель: сформировать представление обучающихся о стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

Задачи:

Образовательные:

- уметь выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

- уметь анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

- знать произведения А.С. Пушкина;

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- выявлять сходство и различия объектов;

- высказывать предположения;

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- развивать грамотную и выразительную речь;

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- осуществлять итоговый контроль («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнено каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- оценивать результаты деятельности (своей);

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

- описывать объект, передавая его внешние характеристики;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к литературе;

- воспитывать уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД):

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к обучающемуся;

- оценивать собственную учебную деятельность.

Оборудование: проектор, компьютер, колонки, презентация, карточки с заданиями.





































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)





Конспект урока по литературному чтению

Тема: И.С. Никитин «Встреча зимы».



Наименование образовательной организации: МБОУ «Школа

№ 75»

ФИО учителя: Прусакова Елена Валерьевна

Класс: 3В

Дата проведения: 15.10.2019

ФИО студентов: Широкова Алина Романовна

ФИО методиста: Бобылёва Наталья Викторовна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста




Отметка: ____________________

Подпись методиста: ____________________


Рязань, 2019.







За весной, красой природы, 
Лето знойное пройдет — 
И туман и непогоды 
Осень поздняя несет: 
Людям скучно, людям горе; 
Птичка в дальние страны, 
В теплый край, за сине море 
Улетает до весны.

(А.С. Пушкин, из поэмы «Цыганы»)

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин, из романа «Евгений Онегин»)

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

(А.С. Пушкин, из романа «Евгений Онегин»)

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

(А.С. Пушкин, из романа «Евгений Онегин»)













1. Когда будущему солнцу русской поэзии было 4 годика, его едва не растоптал императорский конь. Благо, Александр Первый придержал своего скакуна. Арина Родионова отделалась лёгким испугом.

2. Маленький Саша называл свою няню «мамой», которая в детстве, да и в более взрослом возрасте, была его самым близким человеком. По утверждению самого поэта, когда он был ребёнком, то не любил никого, кроме своей няни. А наняла эту чудесную женщину бабушка мальчика, когда он гостил в её поместье летом.


3. Родная мать Пушкина не любила, потому что думала, что у него есть умственные отклонения. Он ром молчаливым, неловким, не любил общество сверстников. Возможно, именно из – за этого мать и не любила Пушкина, даже после того, как он стал шаловливым и резвым.


4. Александр Сергеевич не любил учиться, но обожал читать – благодаря этому и своей необыкновенной памяти он уже в 11 лет цитировал классику на французском.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!