Речевая разминка | 2 мин | - Прочтите скороговорку сначала медленно, а затем быстро. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. - Скажите, про кого эта скороговорка? - В каких сказках действующее лицо – мышка? | Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее. Ответы детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». |
Актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний Постановки задачи | 5 мин | - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? - Ребята, скажите, что происходило в этой сказке? (на слайде выставлены иллюстрации главных героев) - В правильном ли порядке расположены главные герои сказки? - Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы читали? - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. А чтобы узнать, как она называется, нужно составить слово из первых букв данных слов: радуга, утро, картина, арбуз, вилы, индюк, часы, кровать, аист. - Верно, сказка называется «Рукавичка». Откройте учебник на с. 38. Прочитайте название. Есть ли автор у этой сказки? Как называется такая сказка? - Почему она называется народной? А почему называется русской народной? - Итак, уточните тему сегодняшнего урока. - Давайте ставим цель нашего урока, связав её с темой. - Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? - Как ещё можно сберечь руки от холода? - Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? - Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … Перед тем как послушать сказку поработаем со словами. (Словарная работа) | Ответ детей: «Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». Дети ищут и исправляют ошибки. потому что сочинил народ потому что сочинял русский народ |
Словарная работа | 2 мин | Перед тем как послушать сказку поработаем со словами, которые встретились в сказке и которые нам не знакомые. Как вы думаете, что значит это слово? Глядь - посмотреть, взглянуть. Врассыпную – разбежаться в разные стороны. Обронил – уронил. | Знакомятся с неизвестными словами, обогащение словарного запаса. |
Первичный синтез | 6 мин | И еще, перед тем как послушаем эту сказку, давайте посмотрим на иллюстрацию, как вы думаете, кто будет героем сказки? Кого мы видим? Вот вы сейчас послушаете сказку и постарайтесь посчитать, сколько зверей поместилось в рукавичку. Прослушайте внимательно эту сказку (слушаем сказку аудиозапись). После прослушивания задать вопросы: - Почему сказка называется Рукавичка? - Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? Давайте перечислим их. -Что общего у этой сказки со сказкой Чарушина «Теремок»? Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» (тетрадь стр.32) - Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка» Чем отличаются? Название Главные герои Содержание сказки Конец сказки | Отвечают на вопросы по иллюстрации на стр. 40. |
Физкультминутка | 2 мин | Ребята, я буду называть животных, а вы будете приседать тогда, когда эти животные встречаются в этой сказке. Крокодил, мышь, слон, обезьяна, заяц, лиса, попугай, змея, медведь, жираф, макака, волк, лягушка, лев, кабан. | Выполняют упражнения. |
Речевая разминка | 2 мин | А сейчас мы будем читать эту сказку, а чтобы выразительно читать для этого мы проведем с вами речевую разминку: Прочитайте скороговорку. Сначала я читаю, потом медленно читаем все вместе, потом по рядам. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. - Молодцы! | Читают сначала медленно вместе, потом по рядам. |
Вторичный синтез | 7 - 9 мин | - Чтение по цепочке. Понравилась ли вам сказка? - Кто обронил рукавичку? - Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? - Как же животные могли ужиться в таком маленькой рукавичке? - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? - Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?». Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?» - А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственное слово к слову «рукавички». - Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит "обвивающая руку". - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица». -Чему учит сказка «Рукавичка»? Что такое дружба? В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы. Узнают происхождение слова «рукавичка» Знакомятся с термином дружба |
Итог урока | 2 мин | - Скажите, достигли ли мы поставленной цели урока? Народ излагал свою мудрость в пословицах. Пословица нас учит чему то. - В тесноте, да не в обиде. Как понимаете эту пословицу? Подходит ли она к сказке? Почему? | Отвечают на вопросы. Сравнивают сказки, находят отличия. |
Рефлексия | 2 мин | Ребята, поднимите руки, кому понравилась сказка? Чем понравилась? Кто легко справился со всеми заданиями на уроке? Какое задание больше всего запомнилось? Посмотрите по классу и назовите имена тех детей, кто хорошо работал? Что бы вы пожелали тем детям, которые не справились со всеми заданиями? | Поднимают руку, отвечают на вопросы. Делают предположения. |