I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. На доске – репродукция картины К. Ф. Юона «Волшебница-Зима». Если городу ночью холодно стало И ночь для него одеяло достала, Если снегом заботливо город одела, Какое время года прилетело? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
III. Постановка учеб-ной задачи | | – Сегодня мы с вами познакомимся с творчест-вом удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин. Показывает портрет поэта. – Каким вы представляете себе Сергея Есенина? – Сергей Александрович родился в селе Константиново Рязанской губернии (области). Рос он очень непоседливым ребенком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и четырех лет, когда он научился скакать на лошади. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет). Все его стихи о природе, о Родине, о нем самом или близких ему людях | Слушают учителя, отвечают на вопросы |
IV. Работа по теме урока | 1. Работа над стихотворением «Поет зи- ма – аукает…». 2. Работа над стихотворением «Берёза». 3. Беседа после чтения. 4. Работа в группах по вопросам учебника | Первичное чтение учителем стихотворения «Поёт зима – аукает». – Понравилось ли вам стихотворение? – Какие картины вы увидели? – Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете? – Какие образные средства использовал поэт? – Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите? – Как вы представляете себе воробушек? Теперь я расскажу вам это стихотворение до конца. – Как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен – … Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать. – Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая? – А у нас сейчас какая зима? – Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему. Первичное чтение. – Прочитайте стихотворение и определите, есть ли в нём непонятные слова. – Объясните значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарем Ожегова. – Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет? – Какие еще выразительные средства есть? – Любит ли Есенин зимнюю березу? – А вам нравятся деревья в зимнем убранстве? – А в осеннем, весеннем, летнем? – И чтобы деревья жили вечно, давайте их беречь и охранять. Предлагает ответить на вопросы. – Прочитайте стихотворение «Берёза» выразительно | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. – Олицетворение и метафору, придуманное слово «стозвон»: звон 100 сосен. Добавляют: «…го-лод». Выразительно повторно читают. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Читают 2–3 ученика |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились? – Какие стихи прочитали? – Какие образные выражения запомнили? – Как называются эти выразительные средства языка? – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • На этом уроке я похвалил бы себя… • Сегодня я сумел… | Отвечают на вопросы учителя |