Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Конкурс чтецов. – Прочитайте загадку. Отгадайте её. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. В. Волина – Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно | Читают стихи наизусть. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Рассмотрите репродукцию картин И. И. Шишкина. – Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина?(«Зима».) – Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа | Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слу- шают | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы |
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». 3. Словарная работа 4.Чтение цепочкой 5.Выразительное чтение | Проверка первичного восприятия. – Какое настроение создаёт стихотворение? – Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании. – Какими красками вы рисовали бы иллюстрацию? – Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его. Повторное чтение стихотворения. Чародейка– волшебница, колдунья. Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Бахрома– это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свиса- ющими кистями. Снежная бахрома– это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры. Мещет (форма слова «метать») – бросать, кидать; современная форма глагола – мечет. Затрепещет– задрожит | Отвечают на вопросы. Читают стихотворение про себя, а затем вслух вместе с учителем. Выполняют задания. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательства. осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи; выполняют контроль и оценку учебной деятельности. | Устные ответы, выполненные задания, работа со словарной статьей |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Стихотворения каких авторов мы сегодня анализировали? – Что общего у этих произведений? – Какое настроение у вас сейчас? – Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… На этом уроке я похвалил бы себя… Сегодня я сумел… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выполнить рисунок к стихотворению | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |