Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность начать учебную деятельность | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация опорных знаний Игра «Угадай сказку». Работа с иллюстрациями к сказкам | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, игра | – «Какие книги вы любите читать больше всего?» – Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами. Послушайте отрывки из сказок. Назовите сказку и ее автора. 1. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. 2. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана… 3. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». 4. День за днем идет, мелькая, А царевна молодая | – Сказки. Слушают стихотворные строки, называют сказку, находят на доске иллюстрацию к ней. Называют автора сказок. 1. «Сказка о попе и его работнике Балде». 2. «Сказка о царе Салтане». 3. «Сказка о рыбаке и рыбке». 4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Воспринимают текст отрывка на слух. Определяют название сказ- ки по отрывку из нее. Соотносят отрывок сказки и иллюстрацию к сказке | Фронтальный. Игра, устные ответы |
| | Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей. 5. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка | 5. «Сказка о золотом петушке» | | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Кто написал сказки, отрывки из которых вы слушали? – Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? | – А. С. Пушкин. – Знакомиться с биографией А. С. Пушкина и его произведениями | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина (учебник, с. 92) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя | Рассказ о жизни и творчестве А. С. Пушкина с опорой на портрет и выставку книг | Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг А. С. Пушкина | Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. Выбирают из представленных на выставке книг знакомые | Фронтальный. Наблюдение учителя |
2. Работа с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение учениками («цепочкой»). Выразительное чтение отрывка (учебник, с. 93) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Послушайте фрагмент сказки. – Назовите сказку. – Что в этой сказке случилось с царевной? – Как она была освобождена? – Какие знаки препинания встретились в отрывке? – С какой интонацией надо читать? | Слушают фрагмент сказки. Отвечают на вопросы. Читают текст «цепочкой». Выразительно читают отрывок | Воспринимают отрывок сказки на слух. Правильно формулируют ответы на вопросы. Привлекают имеющиеся знания сказки. Распознают в тексте знаки препинания, правильно называют их. Умеют читать «цепочкой». | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
| | – Прочитайте отрывок «цепочкой». – Назовите действующих лиц в стихотворении. – Прочитайте отрывок выразительно | | Выразительно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания | |
3. Работа с иллюстрацией к «Сказке о рыбаке и рыбке» (учебник, с. 93) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ по картинке, беседа | – Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? К какой сказке Пушкина она относится? – Где жили старик со старухой? – Чем занимался старик? Что делала старуха? – Кого однажды поймал старик? Какую? – Какие просьбы старухи рыбка выполнила? – Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему? – Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они? | Рассматривают картинку, описывают сюжет. Отвечают на вопросы | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки | Фронтальный. Рассказ, устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Любимые сказки А. С. Пушкина | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, пересказ | – Какие еще произведения А. С. Пушкина вы знаете? – Перескажите своими словами самую любимую из сказок Пушкина | Называют знакомые произведения А. С. Пушкина. Пересказывают любимые сказки | Соотносят названия произведений и автора. Пересказывают сказки, соблюдая логику изложения | Фронтальный. Пересказ, устные ответы |
2. Игра «Доскажи словечко» | Коллективная. Словесный, практический. Игра | 1. Жил старик со своею … У самого синего … . Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три … 2. Белка песенки … Да орешки все … , А орешки не простые, Все скорлупки … . 3. Пошел старик к синему …; Стал он кликать золотую … . Приплыла к нему …, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4. У лукоморья… зеленый; Златая… на дубе том; И днем, и ночью… ученый Все ходит по цепи кругом. 5. Ветер на море… И кораблик подгоняет; Он бежит себе в… На раздутых… 6. Я сегодня поймал было … Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила… Домой в… синее просилась. | Слушают отрывки из сказок, вставляют пропущенные слова | Распознают сказку. По смыслу и тексту договаривают пропущенные слова | Коллективный. Устные ответы, игра |
3. Игра «Узнай сказку» | Групповая. Словесный, практический, наглядный. Игра | – Рассмотрите картинки (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, лебедь, белочка, корыто, шмель). В каких сказках встречаются эти предметы? | Рассматривают предметные картинки, называют сказку | Соотносят предмет и сказку. Оказывают взаимопомощь друг другу | Групповой. Игра |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя | Анализируют и оценивают работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |