СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "«Все на свете можно исправить, кроме смерти» по повести В. Кондратьева «Сашка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование  представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

Задачи:

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

-учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

героям;

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "«Все на свете можно исправить, кроме смерти» по повести В. Кондратьева «Сашка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезневская средняя школа» Велижского района Смоленской области


Литература, 9 класс, урок внеклассного чтения

Учитель: Тиваненко С.Н..


«Все на свете можно исправить, кроме смерти»

по повести В. Кондратьева «Сашка»

Слайд.1

Цель: формирование представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

Задачи:

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

-учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

героям;

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №198"

города Новосибирска

Конспект урока по литературе

в 9 классе

Проблема внутреннего противоборства в характере героя

цели.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В. Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

Ход урока

Слайд 2.

Ход урока

I. Постановка проблемы

В одном из лучших произведений Вячеслава Кондратьева, повести "Сашка",

раскрываются конфликты и противоречия не только между врагами, но и сослуживцами,

а также человека с самим собой. Произведение помогает найти ключ к решению многих

нравственных проблем.

Какой выбор следует сделать, могут ли ужиться в одном человеке разум и чувства,

могут ли чувства затмить разум, может ли разум охладить чувства? На эти вопросы мы

находим ответы в повести В.Кондратьева.

II. Знакомство с биографией Вячеслава Кондратьева (слово учителя, презентация,

подготовленная учащимися).

1. Вступительное слово учителя.

Среди книг, способных волновать, вызывать глубокие переживания и размышления не

только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева "Сашка". Она вышла в 1979

году в журнале "Дружба народов". Вячеслав Кондратьев пришёл в литературу позже других

писателей - фронтовиков: Бакланова, Быкова, Бондарева. Много лет Кондратьев писал, как

тогда говорили, "в стол", и лишь в конце 70-х он стал активно печататься. Его жизнь в

литературе оказалась недолгой - меньше пятнадцати лет, а его произведения занимают

видное место в ряду лучших книг о войне. Кондратьев по профессии был художник-

оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушёл в

армию, служил на Дальнем Востоке. У его героя такая же судьба. В декабре 1941-го после

многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На

переломе от зимы к весне 42-го Кондратьев - подо Ржевом. В то время на ржевской земле

шли тяжёлые бои, продолжавшиеся больше года. Войны лёгкой не было, но подо Ржевом

было особенно невыносимо. На долю Кондратьева досталось ранение и медаль "За отвагу".

2. Презентация «Судьба и творчество Вячеслава Кондратьева»


Слайд 3.


III. Работа по направлению "Разум и чувства".

1. Знакомство с категорией понятий "разум", "чувства". Какие из перечисленных

значений можно связать с повестью? Обоснуйте свою точку зрения.

Разум - 1.ум, способность понимания и осмысления; 2. способность человека логически и

творчески мыслить, обобщать результаты познания; ум, интеллект (в противоположность

чувству).


Чувство - 1.способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие;

2.эмоция, переживание; 3.состояние, в котором человек способен осознавать,

воспринимать окружающее; 4.осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь.

(В повести "Сашка" с понятием "разум" можно связать первое значение: иногда Сашку захлёстывают чувства, но им нельзя подчиняться, всё нужно делать разумно, как это было с Зиной. С понятием "чувство" связаны несколько значений: первое, второе и пятое.

Не стоило рисковать, поддаваясь чувству, и ползти за валенками для ротного. Чувство, в смысле переживание, испытывает Сашка, ведя немца на расстрел. Чувство любви испытывает Сашка к Зине, Паше, Родине).

2. Работа с текстом. Выделите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер

Сашки.

1) Валенки для ротного.

2) Пленение немца.

3) Противостояние комбату.

4) Забота о раненом.

Слайд 4.

1) Валенки для ротного. Прочитайте эпизод "добычи" валенок для ротного, сделайте

вывод о разумности этого поступка.

• "Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мёртвого

немца, и больно хороши были на нём валенки... Валенки эти самому Сашке не

нужны, но с ротным его приключилась беда ещё на подходе, когда Волгу

перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать - ни

в какую! ...Голенища узкие стянулись на морозе, и кто только ротному не помогал -

ничего не вышло. А так идти - сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку,

и там боец один предложил ротному валенки на смену. Пришлось согласиться,

голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. с тех пор в

этих валенках ротный и плавает. Без останову дополз Сашка до немца,

схоронился за него, осмотрелся и взялся за валенок...В общем, лёжа снять с трупа

валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется

весь фриц за своим валенком, ну что делать? Но тут смекнул Сашка упереться

ногой в немца и попробовать так. Стал подаваться валенок, а когда стронулся с

места, уже пошёл... Значит, один есть".


(Сашка, приметив на мертвом немце неплохие валенки, сразу же вспомнил о своем ротном, что остался без теплой обуви вследствие перехода через Волгу. Несмотря на открытую, ничем не прикрываемую местность, Сашка пополз к мертвому немцу и снял с

него валенки. Голос разума говорил Сашке об опасности, но молодой боец, отдав предпочтение чувствам, пошёл на незащищенную местность. Сашка поступает неразумно, ведь его подстерегает опасность, но он отваживается на этот шаг, потому что сочувствует ротному.)


Слайд 5.

2) Пленение немца. Прочитайте размышления героя, выделите ключевые слова

вывод о внутреннем противоборстве солдата (разум) и человека с сердцем (чувства).

• "И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот

от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас

над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым,

захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно,

понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских

наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что

не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

• "Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде.

Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: "При попытке к бегству", - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти

неограниченной власти над другим человеком".

• "Вот когда поднялись они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то,

это были враги! Их-то Сашка готов был давить и уничтожать безжалостно! Но

когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц,

показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только

одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…".

Вывод: В эпизоде с немцем видна заботе о пленном. Так, разбив ему нос, Сашка хотел

Перевернуть фрица, чтобы остановить начавшееся кровотечение, но поток вражеских пуль не позволил. Также мы не видим особо грубого обращения Сашки с пленным, он, наоборот, относится к нему с жалостью, потому что тот напоминает ему дружка

Димку. Немец также ведёт себя совершенно неагрессивно, за что получает расположение Сашки. Больше всего героя беспокоит свалившаяся страшная власть над другим человеком,

пусть даже врагом.)

Слайд 6.

3) Противостояние комбату. Прокомментируйте эпизод, обратите внимание на поведение

Сашки, стремящегося к отмене приказа. Сделайте вывод: надо выполнить приказ, или это

невозможно?

• "У капитана ходили желваки на скулах и играли руки... Он грузно опустился на

табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо,

Вывод: Комбат представляется нам серым, пьяным и грустным человеком. Возможнопотеря "сестрёнки из санроты" повлияла на такое жёстокое решение, как расстрел

Фриц комбату ничего не сказал и ни в чём не признался, даже после убеждений Сашки, который всей душой не желал убивать плененного. В Сашке снова начинается борьба разума и чувств. Чувства, затмевая разум, заставляют русского солдата медлить, внутри него всё переворачивается, он бледнеет. Сашка понимает, что не сможет убить немца, ведь тот такой же молодой паренек, как и он сам. Обманутый

паренек. Но разум берет верх, и Сашка принимает приказание. В эпизоде показано противопоставление жестокого комбата и Сашки, добродушного, сочувствующего и видящего даже во враге человека.

4) Забота о раненом. Ответьте на вопрос: почему раненый Сашка возвращается с

санитарами в лес, хотя только что сам получил ранение в руку? Что им движет: разум или

чувства?

• "Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но

посмотрел, как неспоро поплелись они, размахивая не в лад носилками, и чертыхнулся _

знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. вернутся и скажут - не

нашли, дескать, или что помер уже раненый. кто их проверять будет? А потом, вдруг

замету его затоптали или мина в это самое место ненароком угодила? Тогда и будут

искать - не найдут. А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо. И

Сашка крикнул: "Погодите, провожу вас! - и пошёл им вдогон".

(Проходя через Черново и попав под обстрел, Сашка слышит чей-то стон. Это раненый "из отцов", у которого из груди "толчками била кровь". Сашка, сам кривясь от боли, стал помогать старому солдату. И снова показаны чувства Сашки: его всегда давило от того, как "безжалобно помирают люди". Он привел санитаров, потратив свое время, воспользовавшись тем, что немец приутих. В этом эпизоде видно, что Сашка добр и

отзывчив, он не может бросить раненого. Человечность его не пострадала от ожесточенной войны. Сашкой движет чувство ответственности. Осознание того, что раненого могут не найти, заставляет Сашку превозмогать боль и идти на помощь истекающему кровью солдату. В этом случае разумное решение спасает жизнь

человеку.)

Беседа:

1) Можно ли объяснить немыслимое в армии событие - неподчинение

приказу старшего по званию? Почему Сашка отказался стрелять в пленного?

2) Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика с его

верой, что «наше дело телячье».

3) «Впервые за всю службу в армии за месяцы фронта столкнулись у Сашки в

отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное

сомнение о справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё

третье есть, что сплелось с остальным, не может он беззащитного убивать.

Не может, и всё».

Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите

военнопленных. Основное гуманитарное правило – военнопленный имеет

право на гуманное обращение. Соответствуют ли действия Сашки по

отношению к пленному немцу гуманистическому духу Женевской

конвенции? Как ты думаешь, чем объясняется такое его поведение?Слайд 7.

7. Сочинение – рассуждение.

«Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о

расстреле пленного?»

8. Самостоятельная работа с афоризмами.

Прочитай афоризмы:

* Смерть – зло для всех.

И. Гёте.

* Все на свете можно исправить, кроме смерти.

М. Сервантес.

* Если ты ценишь свою жизнь, то помни что и другие не меньше ценят свою.

Еврипид.

* Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Менандр.

* Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.

А. Суворов.

Подумай, какой из них мог бы стать своеобразным выводом к нашим

раздумьям над страницами повести В. Кондратьева «Сашка»

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока « В жизни всегда есть право выбора»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!