Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием интерактивных приёмов и методов обучения и применением информационно-коммуникационной технологии (ИКТ)
Тема урока: Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова с Кирсановыми
(анализ 5-11 глав).
Цели урока: обучающая – совершенствовать умение сопоставлять образы героев, определять суть их отношений, выражать авторскую позицию; умение выражать собственное мнение, доказывая конкретными примерами;
развивающая – развивать мышление, умение видеть проблему и определять пути её решения;
воспитательная – выяснить проблему «отцов и детей», формировать критическое отношение к закономерным конфликтам поколений.
Оборудование: тексты романа, мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы, толковые словари.
(Запись на доске: нигилизм, разночинцы, полемический, социально-психологический, конфликт).
Эпиграф к уроку: «Я всегда держал руку на пульте
современности» (И.С.Тургенев).
Ход урока
1.Организационный момент
2.Реализация домашнего задания
Дети готовили характеристику героев, создавали «синквейн», письменно отвечали на вопрос «Как эпоха отражается в романе?»
*Провести опрос нескольких уч-ся, остальные сдают работы, выполненные на листах формата А4.
3.Актуализация орорных знаний
1.Работа с опорными конспектами
*Система образов романа «Отцы и дети»
Базаров Н.П.Кирсанов
П.П.Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников, Кукшина
Родители Базарова
** Кольцевая композиция (через неё показана эволюция главного героя)
Марьино (усадьба Кирсановых)
Родители Базарова Никольское (имение Одинцовой)
(небольшой домик
мелкопоместных дворян)
***Слово учителя
-Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в 2-х не появляется герой, в остальных он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчёркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъёма. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859гг., т.е. был уже сформировавшимся человеком.
Слайд
Определение термина «нигилизм»
*Приём «Фишбоун». Раздаем карточки, на которых нарисован скелет рыбы. Уч-ся самостоятельно работают. В результате приходим к выводу, что такое «нигилизм».
4.Мотивация учебной деятельности
1.Работаем с толковыми словарями, объясняем значения слов, записанных на доске.
2.Далее применяем приём «Эпиграф» (уч-ся сами определяют тему урока)
Слайд «Я всегда держал руку на пульте современности» (И.С.Тургенев).
5.Постановка целей урока (Ребята формулируют цели урока).
6. Работа над темой урока
1.Приём «Синквейн». На доске – синквейны, уч-ся угадывают, о ком идёт речь.
1.
2.Мягкий, любящий.
3.Ведёт (хозяйство), заботится, интересуется.
4.Стремится понять взгляды молодых.
5.Дворянин – либерал
1.
2.Гордый, деятельный.
3.Изучает, обсуждает, спорит.
4.Не признаёт духовного мира.
5.Разночинец, материалист.
1.
2.Аристократичный, игорный.
3.Спорит, не служит, любит брата.
4.Отстаивает дворянские принципы
5.Дворянин – консерватор.
2.Краткий анализ глав 5-11. Перечислите основные события, описанные в этих главах.
3. Приём «Обмен знаниями». Работа в группах.
1-я группа
-Как вы думаете, какой основной общественный роман лежит в основе романа?
-В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчётливо?
-Какие первые впечатления сложились у Базарова и П.П.Кирсанова друг о друге?
-На основании чего они возникли?
-Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приехал в гости?
-Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что даёт портрет для понимания характера этого человека?
2-я группа
-Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?
-Что вы можете сказать о Николае Петровиче?
-Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?
-Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают «нигилизм» отцы и дети?
-С каким новым героем знакомимся в главе 5?
3-я группа
-Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (Гл.6).
-Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл.6,10).
-Расскажите историю жизни Павла Петровича.
-С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?
-Как воспринял её Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешки». Можно ли согласиться с Аркадием?
-А по каким стопам идёт Базаров?
Слайд
В гл.10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберёмся в нём.
-Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?
-Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?
-Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?
Основные линии спора:
-об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
-о природе деятельности нигилистов;
-об отношении к народу;
-о взглядах на искусство и природу, любовь, религию.
Работа с таблицей
Таблица заполняется по мере обсуждения основных линий спора героев романа.
Предмет спора | Павел Петрович | Базаров |
Отношение к аристократии | | |
Отношение к нигилистам | | |
Отношение к народу | | |
Отношение к любви | | |
Отношение к природе | | |
Отношение к искусству | | |
Отношение к религии | | |
Учитель: Первая линия спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах.
Глава 10 – зачитаем отрывок по ролям, прокомментируем.
-Кто победил в споре? (стр.56-57)
-Каков итог этого спора?
2-я линия спора. Спор о принципах нигилистов
Зачитаем отрывок (Глава 5). Павел Петрович не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности
«В силу чего вы действуете?» - спрашивает он.
И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.
-Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?
-Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?
-Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?
3-я линия спора о русском народе.
-Каким же представляет себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Чтение и комментирование (стр.58-60).
-Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом.
-Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?
4-я линия спора – расхождения во взглядах на искусство, природу, религию, любовь.
Учитель: Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитаем (стр.63).
-Прав ли Павел Петрович, говоря о художниках-шестидесятниках?
-Вспомните, что ещё Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?
-Кто же является противником Базарова в споре?
-Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и Павла Петровича? (стр.50-51).
-Как решается эта линия спора? (В гл.11 появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора).
Вывод: Кто же выходит победителем из этого идеологического спора?
Слайд «Дуэль Павла Петровича и Базарова».
-Для чего понадобилась Тургеневу реальная дуэль между Павлом
Петровичем и Базаровым?
7.Рефлексия
-Вернёмся к теме урока. Как вы думаете, насколько актуальна проблема взаимоотношений детей и родителей в наше время?
8.Итоги урока
9.Домашнее задание: перечитать гл.13-19,25-27; выписать из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви и к её месту в жизни человека.