СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 10 классе. Тема урока: Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованиеминтерактивных  методов и приёмов обучения. При проведении урока используется презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе. Тема урока: Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».»

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием интерактивных приёмов и методов обучения и применением информационно-коммуникационной технологии (ИКТ)

Тема урока: Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева

«Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова с Кирсановыми

(анализ 5-11 глав).

Цели урока: обучающая – совершенствовать умение сопоставлять образы героев, определять суть их отношений, выражать авторскую позицию; умение выражать собственное мнение, доказывая конкретными примерами;

развивающая – развивать мышление, умение видеть проблему и определять пути её решения;

воспитательная – выяснить проблему «отцов и детей», формировать критическое отношение к закономерным конфликтам поколений.

Оборудование: тексты романа, мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы, толковые словари.

(Запись на доске: нигилизм, разночинцы, полемический, социально-психологический, конфликт).

Эпиграф к уроку: «Я всегда держал руку на пульте

современности» (И.С.Тургенев).

Ход урока

1.Организационный момент

2.Реализация домашнего задания

Дети готовили характеристику героев, создавали «синквейн», письменно отвечали на вопрос «Как эпоха отражается в романе?»

*Провести опрос нескольких уч-ся, остальные сдают работы, выполненные на листах формата А4.

3.Актуализация орорных знаний

1.Работа с опорными конспектами

*Система образов романа «Отцы и дети»

Базаров Н.П.Кирсанов

П.П.Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Одинцова

Ситников, Кукшина

Родители Базарова

** Кольцевая композиция (через неё показана эволюция главного героя)

Марьино (усадьба Кирсановых)







Родители Базарова Никольское (имение Одинцовой)

(небольшой домик

мелкопоместных дворян)

***Слово учителя

-Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в 2-х не появляется герой, в остальных он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчёркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъёма. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859гг., т.е. был уже сформировавшимся человеком.

Слайд

Определение термина «нигилизм»

*Приём «Фишбоун». Раздаем карточки, на которых нарисован скелет рыбы. Уч-ся самостоятельно работают. В результате приходим к выводу, что такое «нигилизм».

4.Мотивация учебной деятельности

1.Работаем с толковыми словарями, объясняем значения слов, записанных на доске.

2.Далее применяем приём «Эпиграф» (уч-ся сами определяют тему урока)

Слайд «Я всегда держал руку на пульте современности» (И.С.Тургенев).

5.Постановка целей урока (Ребята формулируют цели урока).

6. Работа над темой урока

1.Приём «Синквейн». На доске – синквейны, уч-ся угадывают, о ком идёт речь.

1.

2.Мягкий, любящий.

3.Ведёт (хозяйство), заботится, интересуется.

4.Стремится понять взгляды молодых.

5.Дворянин – либерал

1.

2.Гордый, деятельный.

3.Изучает, обсуждает, спорит.

4.Не признаёт духовного мира.

5.Разночинец, материалист.

1.

2.Аристократичный, игорный.

3.Спорит, не служит, любит брата.

4.Отстаивает дворянские принципы

5.Дворянин – консерватор.



2.Краткий анализ глав 5-11. Перечислите основные события, описанные в этих главах.

3. Приём «Обмен знаниями». Работа в группах.

1-я группа

-Как вы думаете, какой основной общественный роман лежит в основе романа?

-В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчётливо?

-Какие первые впечатления сложились у Базарова и П.П.Кирсанова друг о друге?

-На основании чего они возникли?

-Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приехал в гости?

-Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что даёт портрет для понимания характера этого человека?

2-я группа

-Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

-Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

-Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

-Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают «нигилизм» отцы и дети?

-С каким новым героем знакомимся в главе 5?

3-я группа

-Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (Гл.6).

-Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл.6,10).

-Расскажите историю жизни Павла Петровича.

-С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?

-Как воспринял её Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешки». Можно ли согласиться с Аркадием?

-А по каким стопам идёт Базаров?

Слайд

В гл.10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберёмся в нём.

-Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

-Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

-Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Основные линии спора:

-об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;

-о природе деятельности нигилистов;

-об отношении к народу;

-о взглядах на искусство и природу, любовь, религию.

Работа с таблицей

Таблица заполняется по мере обсуждения основных линий спора героев романа.



Предмет спора

Павел Петрович

Базаров

Отношение к аристократии



Отношение к нигилистам



Отношение к народу



Отношение к любви



Отношение к природе



Отношение к искусству



Отношение к религии





Учитель: Первая линия спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах.

Глава 10 – зачитаем отрывок по ролям, прокомментируем.

-Кто победил в споре? (стр.56-57)

-Каков итог этого спора?

2-я линия спора. Спор о принципах нигилистов

Зачитаем отрывок (Глава 5). Павел Петрович не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности

«В силу чего вы действуете?» - спрашивает он.

И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

-Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

-Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

-Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

3-я линия спора о русском народе.

-Каким же представляет себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Чтение и комментирование (стр.58-60).

-Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом.

-Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?



4-я линия спора – расхождения во взглядах на искусство, природу, религию, любовь.

Учитель: Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитаем (стр.63).

-Прав ли Павел Петрович, говоря о художниках-шестидесятниках?

-Вспомните, что ещё Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

-Кто же является противником Базарова в споре?

-Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и Павла Петровича? (стр.50-51).

-Как решается эта линия спора? (В гл.11 появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора).

Вывод: Кто же выходит победителем из этого идеологического спора?

Слайд «Дуэль Павла Петровича и Базарова».

-Для чего понадобилась Тургеневу реальная дуэль между Павлом

Петровичем и Базаровым?

7.Рефлексия

-Вернёмся к теме урока. Как вы думаете, насколько актуальна проблема взаимоотношений детей и родителей в наше время?

8.Итоги урока

9.Домашнее задание: перечитать гл.13-19,25-27; выписать из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви и к её месту в жизни человека.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!