Конспект урока по литературе
Тема: Жанры лирики К. Д. Бальмонта
Предметные цели: выделение необходимой информации, решение проблем поискового характера.
Личностные цели: закрепление знаний о понятии “Лирика”, поиск новых деталей в произведении .
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация.
3. Целеполагание.
4. Коммуникация.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята. Займите свои места , проверьте, все ли необходимое есть на ваших столах, и мы начнём наш урок.
Мотивация учебной деятельности.
Образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века).
Ребята, о чем идет речь?
Ученик: О серебряном веке литературы.
Учитель: Верно.
Актуализация.
Раз уж мы говорим о серебряном веке, расскажите, как повлияли изменения в мире в начале 20 века на литературу?
Ученик: Литература стала меньше зависима от религии. Стал развиваться новый виток классицизма, реализма и символизма.
Учитель: Хорошо. Спасибо.
Для лучшего понимания Серебряного века вам на дом было задано выучить стихотворение Брюсова.
Ученик: 2 ученика рассказывают стихотворения. (5 минут)
Учитель: Молодцы. Спасибо
На интерактивной доске вы видите несколько терминов. Запишите их в тетрадь.
Метр – стихотворный размер (определенный повторяющийся ритм стихотворения).
Ритм – использование определенных синтаксических конструкций, смены интонаций, логических ударений, повторов, рифм для усиления художественного воздействия на читателя.
Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Строфа – сочетание нескольких стихов, образующих их единство.
Способ размещения на листе – строфы (все строки красные)
Выражение мысли - краткость
Значение слова - многозначность
Задача слова – передать чувства
Специфика повествования – монологичность (слово автора тождественно речи персонажей).
Готовы? Сделайте вывод, о каком роде литературы мы будем сегодня говорить?
Ученик: О лирике.
Учитель: Что вы знаете о лирике как роде литературы? Каков основной жанр лирики?
Ученики: 1.Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с драмой, в 1-м знач. и эпосом, в 1-м знач.): поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. Стихотворение – лирическое произведение, написанное в стихотворной форме, сравнительно небольшого объема, может быть разным по замыслу, направленности и форме.
Учитель: Молодец. Спасибо.
Целеполагание
Как вы думаете, каких целей мы будем придерживаться сегодня?
Ученик: Я думаю, наша цель – расширить свои знания о лирике и проанализировать стихотворения серебряного века.
Учитель: Хорошо. Спасибо.
Коммуникация
Сегодня мы с вами рассмотрим несколько стихотворений замечательного поэта Константина Дмитриевича Бальмонта.
Но прежде чем это сделать, давайте поговорим о биографии этого человека.
Ученик: Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Знаменит также своими переводами со многих языков. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем – главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г. Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.
Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.
Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.
Учитель: Хорошо. Спасибо.
Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность. Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто символистским.
Давайте вспомним, что же такое символизм?
Ученик: Символи́зм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности
Давайте обратимся к учебнику. На странице 47 у вас представлено стихотворение Бальмонта. Прочтите его выразительно.
Как вы понимаете призыв автора, обращенный к художнику?
Ученик: Автор призывает художника к творчеству, к высокому полету творческой мысли.
Учитель: Найдите сравнения в строках стихотворения.
Ученик: Одно из сравнений говорит о размере таланта, в нем содержится призыв художника при любой степени одаренности активно и целеустремленно использовать то, что дано человеку от рождения. Другое сравнение — как сказочная птица предлагает вознестись со своим талантом в высоту небес.
Учитель: Какие художественные приемы, кроме сравнения, использует автор в этом стихотворении?
Ученик: в стихотворении есть эпитеты: безмерные леса, сказочная птица, вольная зарница, вечный облачный прибой. Есть в нем и метафоры: призыв умчаться высоко в небеса, наблюдение за тем, как прибой бежит по бездне голубой. Автор призывает художника учиться у Творца — это можно считать гиперболой.
Учитель: Молодцы.
На доске вы видите еще одно стихотворение Константина Дмитриевича. Давайте его прочитаем.
«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
1899
Давайте попробуем его проанализировать.
Ученик: В стихотворении описывается осенняя хандра. Настроение упадническое из-за завершения лета. Но, мы знаем, что Бальмонт поэт символист, поэтому можно сказать, что в стихотворении описывается смена эпох.
Текст стихотворения разделен на три четверостишья.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее). В тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.
Учитель: Хорошо. Молодец.
Ребята, а почему я выбрала для анализа именно это стихотворение?
Ученик: Я думаю, потому что это стихотворение очень ярко представляет эпоху символизма. В нем сплетены описание природы с описанием эпохи.
Учитель: Молодец.Спасибо
5.Рефлексия
Итак, скажите, что же такое Серебряный век?
Каких поэтов этого периода вы знаете?
Кто такие символисты?
6.Подведение итогов