СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе. Тема Жанры лирики К. Д. Бальмонта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. Тема Жанры лирики К. Д. Бальмонта»

Конспект урока по литературе

Тема: Жанры лирики К. Д. Бальмонта



Предметные цели: выделение необходимой информации, решение проблем поискового характера.

Личностные цели: закрепление знаний о понятии “Лирика”, поиск новых деталей в произведении .



Тип урока: урок сообщения новых знаний.



Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.





План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация.

3. Целеполагание.

4. Коммуникация.

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте ребята. Займите свои места , проверьте, все ли необходимое есть на ваших столах, и мы начнём наш урок.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века).

Ребята, о чем идет речь?

Ученик: О серебряном веке литературы.

Учитель: Верно.

  1. Актуализация.

Раз уж мы говорим о серебряном веке, расскажите, как повлияли изменения в мире в начале 20 века на литературу?

Ученик: Литература стала меньше зависима от религии. Стал развиваться новый виток классицизма, реализма и символизма.

Учитель: Хорошо. Спасибо.

Для лучшего понимания Серебряного века вам на дом было задано выучить стихотворение Брюсова.

Ученик: 2 ученика рассказывают стихотворения. (5 минут)

Учитель: Молодцы. Спасибо

На интерактивной доске вы видите несколько терминов. Запишите их в тетрадь.

Метр – стихотворный размер (определенный повторяющийся ритм стихотворения).

Ритм – использование определенных синтаксических конструкций, смены интонаций, логических ударений, повторов, рифм для усиления художественного воздействия на читателя.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Строфа – сочетание нескольких стихов, образующих их единство.

Способ размещения на листе – строфы (все строки красные)

Выражение мысли - краткость

Значение слова - многозначность

Задача слова – передать чувства

Специфика повествования – монологичность (слово автора тождественно речи персонажей).

Готовы? Сделайте вывод, о каком роде литературы мы будем сегодня говорить?

Ученик: О лирике.

Учитель: Что вы знаете о лирике как роде литературы? Каков основной жанр лирики?

Ученики 1.Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с драмой, в 1-м знач. и эпосом, в 1-м знач.): поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. Стихотворение – лирическое произведение, написанное в стихотворной форме, сравнительно небольшого объема, может быть разным по замыслу, направленности и форме.

Учитель: Молодец. Спасибо.

  1. Целеполагание

Как вы думаете, каких целей мы будем придерживаться сегодня?

Ученик: Я думаю, наша цель – расширить свои знания о лирике и проанализировать стихотворения серебряного века.

Учитель: Хорошо. Спасибо.

  1. Коммуникация

Сегодня мы с вами рассмотрим несколько стихотворений замечательного поэта Константина Дмитриевича Бальмонта.

Но прежде чем это сделать, давайте поговорим о биографии этого человека.

Ученик: Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Знаменит также своими переводами со многих языков. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.

Родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем – главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г. Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.

Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.
Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.

Учитель: Хорошо. Спасибо.

Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность. Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто символистским.

Давайте вспомним, что же такое символизм?

Ученик: Символи́зм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности

Давайте обратимся к учебнику. На странице 47 у вас представлено стихотворение Бальмонта. Прочтите его выразительно.

Как вы понимаете призыв автора, обращен­ный к художнику?

Ученик: Автор призывает художника к твор­честву, к высокому полету творческой мысли.

Учитель: Найдите сравнения в строках стихотворения.

Ученик: Одно из сравнений говорит о размере та­ланта, в нем содержится призыв худож­ника при любой степени одаренности ак­тивно и целеустремленно использовать то, что дано человеку от рождения. Другое сравнение — как сказочная птица предлагает вознестись со своим талантом в высоту небес.

Учитель: Какие художественные приемы, кроме срав­нения, использует автор в этом стихотворении?

Ученик: в стихотворении есть эпитеты: безмерные леса, сказочная птица, воль­ная зарница, вечный облачный прибой. Есть в нем и метафоры: призыв умчать­ся высоко в небеса, наблюдение за тем, как прибой бежит по бездне голубой. Автор призывает художника учиться у Творца — это можно счи­тать гиперболой.

Учитель: Молодцы.

На доске вы видите еще одно стихотворение Константина Дмитриевича. Давайте его прочитаем.

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1899


Давайте попробуем его проанализировать.

Ученик: В стихотворении описывается осенняя хандра. Настроение упадническое из-за завершения лета. Но, мы знаем, что Бальмонт поэт символист, поэтому можно сказать, что в стихотворении описывается смена эпох.
Текст стихотворения разделен на три четверостишья.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее). В тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.

Учитель: Хорошо. Молодец.

Ребята, а почему я выбрала для анализа именно это стихотворение?

Ученик: Я думаю, потому что это стихотворение очень ярко представляет эпоху символизма. В нем сплетены описание природы с описанием эпохи.

Учитель: Молодец.Спасибо

5.Рефлексия

Итак, скажите, что же такое Серебряный век?

Каких поэтов этого периода вы знаете?

Кто такие символисты?

6.Подведение итогов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!