СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе «Под алым парусом мечты» (по произведению А. Грина «Алые паруса»). 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе «Под алым парусом мечты» (по произведению А. Грина «Алые паруса»). 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Под алым парусом мечты» (по произведению А. Грина «Алые паруса»). 7 класс»

7 класс Программа Г. С. Меркина

Тема: «Под алым парусом мечты» (по произведению А. Грина «Алые паруса»)

Цель: познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.

Задачи: Приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Развивать навык анализа художественного произведения.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.

Предварительная работа:

  • дать толкование слова феерия;

  • выразительное чтение (стихотворение, предсказание Эгля, эпизод “Ассоль и алые парус”).


Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Его называли и называют волшебником. Таким он вошел в литературу. И, наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения неизвестного студента. (слайд)

Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Идут они в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам
Как палуба большого корабля.

Учитель: Автор этих строк неизвестен, но он был восхищен творчеством А. Грина и написал эти незатейливые строки. Вспомните, как называет А. Грина юноша? (Рыцарем мечты).

- А как вы его себе представляете? (ответы учеников).

Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».

Прежде чем говорить о произведении , давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.

2. Беседа по статье учебника с. 93-94.

Любил ли писатель рассказывать о себе? (Нет. Он говорил: «Не люблю пустого залезания в чужую душу. Словно писатель – магазинная витрина: пяль всё наружу»)

Откуда же мы знаем о его жизни? (Он написал книгу о своей жизни «Легенды о себе», озаглавленной издателями как «Автобиографическая повесть».)

Презентация по биографии.

3. Словарная работа.

- Скажите, что означает слово феерия? (ответ учеников) «Алые паруса» - это не просто повесть. Это повесть – феерия. Название «феерия» происходит от слова «фея». Это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и , как в сказке, всегда побеждает добро, красота. Наверное, Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя.

4. История создания повести-феерии. (По слайду).

5. Аналитическая работа по тексту.

1) Назовите главных героев повести.

2) Отчего умерла жена Лонгрена Мери? ( от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких )

3) Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? (он не помог Меннерсу спастись, он мстил)

4) Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая?

( никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)

5) Как относятся к Ассоль ее сверстники?

( девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит ее, развлекает, очень любит)

6) Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах.

(Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И Эгль рассказывает  девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней)


- На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль поспешно отвечает: «Я бы его любила». И не совсем твердо добавляет: «Если он не будет драться». Но Эгль ручается, что драться принц не будет, это будет настоящий принц.

Почему девочка вдруг об этом заговорила? ( видимо, оттого, что добра от сверстников она не видела)

7) Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.

8) Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?

(Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй, когда зайдет в таверну Меннерса)

9) А как воспримет эту историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?

( Он необычный человек. Грэй живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее  одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса)

10) Два эпизода детства Грэя связаны с двумя картинами. Давайте зачитаем эти эпизоды.

11) Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?

( Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль)

12) Можно ли назвать Грэя романтическим героем?

( Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей)

13) Случайно ли название шхуны «Секрет»?

( Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: « он в том, чтобы делать чудеса своими руками»)

14) А что же такое чудеса?

(«Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» - вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен)

15) Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне? Зачитайте.

(со слов: «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…

 до слов: «Скоро у воды собралась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль»)

- Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»

16) А какие слова первыми произносит Ассоль? ( Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?) Что слышит в ответ? (Да.)

Как это характеризует героев? (они добрые, заботливые, благодарные, их любви хватит и не на одного отца). После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.

Мы сейчас послушаем песню, написанную после соприкосновения с этим творением Владимиром Ланцбергом, посмотрим фрагмент из фильма, а после ответьте на вопрос: «В чью ещё жизнь вошли алые паруса?»

https://www.youtube.com/watch?v=EcZYA6t8hvA

Ответ: алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть. Ответы из статьи с.102-104 (фильмы «Алые паруса», «Правдивая история об Алых парусах», праздник выпускников в Санкт-Петербурге).

Такова сила искусства.

Творческое домашнее задание (по желанию).

Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда.

Домашнее задание. С. 105- 113. Прочитать статьи о В. В. Маяковском, стихотворение, вопросы 1, 4 на стр. 107.

Оценки за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!