7 класс Программа Г. С. Меркина
Тема: «Под алым парусом мечты» (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Цель: познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Задачи: Приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Развивать навык анализа художественного произведения.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
дать толкование слова феерия;
выразительное чтение (стихотворение, предсказание Эгля, эпизод “Ассоль и алые парус”).
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Его называли и называют волшебником. Таким он вошел в литературу. И, наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения неизвестного студента. (слайд)
Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Идут они в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам
Как палуба большого корабля.
Учитель: Автор этих строк неизвестен, но он был восхищен творчеством А. Грина и написал эти незатейливые строки. Вспомните, как называет А. Грина юноша? (Рыцарем мечты).
- А как вы его себе представляете? (ответы учеников).
Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».
Прежде чем говорить о произведении , давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.
2. Беседа по статье учебника с. 93-94.
Любил ли писатель рассказывать о себе? (Нет. Он говорил: «Не люблю пустого залезания в чужую душу. Словно писатель – магазинная витрина: пяль всё наружу»)
Откуда же мы знаем о его жизни? (Он написал книгу о своей жизни «Легенды о себе», озаглавленной издателями как «Автобиографическая повесть».)
Презентация по биографии.
3. Словарная работа.
- Скажите, что означает слово феерия? (ответ учеников) «Алые паруса» - это не просто повесть. Это повесть – феерия. Название «феерия» происходит от слова «фея». Это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и , как в сказке, всегда побеждает добро, красота. Наверное, Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу ее создателя.
4. История создания повести-феерии. (По слайду).
5. Аналитическая работа по тексту.
1) Назовите главных героев повести.
2) Отчего умерла жена Лонгрена Мери? ( от голода, простуды и, вместе с тем, она не захотела воспользоваться унизительным предложением богача Меннерса; от воспаления легких )
3) Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? (он не помог Меннерсу спастись, он мстил)
4) Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая?
( никто не здоровался, не протягивал руки. Отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)
5) Как относятся к Ассоль ее сверстники?
( девочка растет без подруг. О Лонгрене говорят как о преступнике и убийце. Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, кидали в нее камнями. Но Лонгрен старается отдать свои знания дочери, учит ее, развлекает, очень любит)
6) Давайте вспомним предысторию сказки об алых парусах.
(Ассоль отправилась в лавку отдать свои игрушки на продажу. По дороге она замечает в своей корзинке игрушечную яхту с алыми лоскутками – парусами, которая ее забавляет. Девочка пускает ее плыть по ручейку, и яхта уплывает от нее и оказывается в руках у старого собирателя песен Эгля. И Эгль рассказывает девочке сказку об алых парусах и прекрасном принце, который приедет за ней)
- На вопрос Эгля, что она сделает для принца, Ассоль поспешно отвечает: «Я бы его любила». И не совсем твердо добавляет: «Если он не будет драться». Но Эгль ручается, что драться принц не будет, это будет настоящий принц.
Почему девочка вдруг об этом заговорила? ( видимо, оттого, что добра от сверстников она не видела)
7) Девочка уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с отцом услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни.
8) Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах?
(Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе». Оскорбления, после которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй, когда зайдет в таверну Меннерса)
9) А как воспримет эту историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне?
( Он необычный человек. Грэй живет для того, чтобы осуществить мечту; он с детства воспринимает чужую боль как свою; он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность и, купив алую материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса)
10) Два эпизода детства Грэя связаны с двумя картинами. Давайте зачитаем эти эпизоды.
11) Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?
( Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль)
12) Можно ли назвать Грэя романтическим героем?
( Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей)
13) Случайно ли название шхуны «Секрет»?
( Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: « он в том, чтобы делать чудеса своими руками»)
14) А что же такое чудеса?
(«Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» - вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен)
15) Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне? Зачитайте.
(со слов: «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…
до слов: «Скоро у воды собралась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль»)
- Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»
16) А какие слова первыми произносит Ассоль? ( Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?) Что слышит в ответ? (Да.)
Как это характеризует героев? (они добрые, заботливые, благодарные, их любви хватит и не на одного отца). После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.
Мы сейчас послушаем песню, написанную после соприкосновения с этим творением Владимиром Ланцбергом, посмотрим фрагмент из фильма, а после ответьте на вопрос: «В чью ещё жизнь вошли алые паруса?»
https://www.youtube.com/watch?v=EcZYA6t8hvA
Ответ: алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть. Ответы из статьи с.102-104 (фильмы «Алые паруса», «Правдивая история об Алых парусах», праздник выпускников в Санкт-Петербурге).
Такова сила искусства.
Творческое домашнее задание (по желанию).
Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда.
Домашнее задание. С. 105- 113. Прочитать статьи о В. В. Маяковском, стихотворение, вопросы 1, 4 на стр. 107.
Оценки за урок.