КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
«СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ. СТИХИ ВЕРЫ ПОЛОЗКОВОЙ»
Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством современной поэтессы Веры Полозковой.
Задачи мероприятия:
Образовательные – знакомство с творчеством современной поэтессы Веры Полозковой; расширение знаний о средствах художественной выразительности речи;
Развивающие – создание условий для развития навыков нахождения и определения средств художественной выразительности речи;
Воспитательные: создание условий для формирования патриотических чувств учащихся, любви к поэзии, гордости за талантливых и знаменитых соотечественников.
Оборудование: проектор, презентации, раздаточный материал, аудиозаписи стихотворений В. Полозковой, планшетные компьютеры, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
I. Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии.
II. Актуализация опорных знаний (остановка проблемного вопроса).
Учитель: Ребята, скажите, творчество какого русского поэта вам нравится больше всего? (учащиеся перечисляют своих любимых поэтом). К каким эпохам относится их творчество? А знаете ли вы каких-нибудь современных поэтов? (если кто-то из учащихся называет Веру Полозкову, нужно заострить на этом внимание).
III. Постановка темы и цели мероприятия.
Учитель: Как вы считаете, с творчеством какого современного поэта нам предстоит сегодня познакомиться?
Итак, тема нашего мероприятия – художественно-выразительные средства в поэзии Веры Полозковой. Как вы считаете, какие задачи мы должны решить на этом мероприятии? (познакомиться с биографией поэтессы, познакомиться с ее творчеством, вспомнить, какие существуют художественно-выразительные средства).
IV. Открытие новых знаний.
Учитель: Итак, наше мероприятие мы начнем с сообщения о биографии Веры Полозковой (презентация, первый учащийся рассказывает биографию, остальные пишут небольшой конспект. Затем рассказчик задает остальным наводящие вопросы по биографии:
Где и когда родилась Вера Полозкова?
Перечислите названия сборников ее стихотворений?
Какие литературные премии получила В. Полозкова?
Как называется блог, который ведет В. Полозкова?)
Учитель: А сейчас наш эксперт напомнит, какие средства художественной выразительности речи существуют в русском языке (презентация, выступает второй учащийся, рассказывает о классификации средств художественной выразительности речи, дает понятие основным изучаемым в школе приемам выразительности речи (аллитерация, анафора, эпифора, ассонанс, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, гипербола, литота, перифраз, контаминация, параллелизм, антитеза, оксюморон, инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение). На партах у учащихся лежит раздаточный материал в виде сжатой схемы художественно-выразительных средств).
V. Знакомство с поэзией Веры Полозковой.
Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение Веры Полозковой «Бернард пишет Эстер» (в исполнении третьего учащегося).
Учитель: Какое настроение создает это стихотворение?
Какова его тема? Какова его идея? Какие мотивы присутствуют в стихотворении?
VI. Закрепление полученных знаний. Работа в группах.
Учитель: С помощью каких средств художественной выразительности речи поэтессе удалось создать такое настроение? Сейчас вы поработаете в группах (на партах раздаточный материал – текст стихотворения В. Полозковой «Бернард пишет Эстер»). Первая группа анализирует стихотворение на фонетическом уровне, вторая – на лексическом, третья – на синтаксическом. На эту работа вам дается 3 минуты, затем один представитель группы комментирует выявленные в данном стихотворении средства художественной выразительности речи.
VII. Этап вторичного закрепления. Создание партируры текста. Использование планшетных компьютеров.
Прослушивание стихотворения Веры Полозковой «Backspace» в исполнении автора.
Учитель: А какое настроение создается в этом стихотворении? Какова его тема? Какие мотивы чувствуются в нем? С помощью каких средств художественной выразительности речи автору удается передать читателю чувства лирической героини? На планшетных компьютерах на рабочем столе откройте документ «Вера Полозкова» и выделите разными цветами (по языковым уровням) приемы художественной выразительности речи, которые вам удастся найти. На эту работу вам отводится 3 минуты.
Обсуждение проделанной работы (несколько работы выводятся на интерактивную доску и анализируются учащимися).
VIII. Подведение итогов урока.
Что такое средства художественной выразительности речи?
Какие художественно-выразительные средства преобладают в поэзии Веры Полозковой?
Где вам может пригодиться эта информация? (Анализ текста в заданиях ЕГЭ)
IX. Рефлексия, выставление оценок.
На уроке я:
Научился применять полученные знания, но осталось несколько непонятных примеров – «3»
Научился применять полученные знания, но не уверен, что безошибочно могу определить все изученные художественно-выразительные средства самостоятельно – «4»
Научился применять полученные знания на практике, без ошибок и помощи учителя могу применить их самостоятельно, могу объяснить новую информацию товарищу – «5».
X. Дифференцированное домашнее задание.
1. Найти стихотворение В. Полозковой (не из тех, что разбирали на уроке) и выучить его.
2. Найти стихотворение В. Полозковой (не из тех, что разбирали на уроке) и выполнить его целостный анализ.
3. Выполнить целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».