СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе «М.Е.Салтыков – Щедрин. Проблематика и особенности повести «История одного города».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по данной теме составлен для того,чтобы познакомить учащихся 8 класса с факткми биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина . Учитель должен познакомить ребят с художественно-политической позицией автора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «М.Е.Салтыков – Щедрин. Проблематика и особенности повести «История одного города».»

Конспект урока по литературе «М.Е.Салтыков – Щедрин. Проблематика и особенности повести «История одного города».

Класс : 8.

Дата проведения : 26.01.2022г.

Учитель : Савикова З.С.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, текст.


 Методическая цель : ознакомить учащихся с фактами биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина; познакомить с художественно-политической сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города»; отметить иронию писателя-гражданина,  расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка при анализе отрывка; дать представление о понятии «сатира»; раскрыть художественный мир творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина; расширять социальный кругозор, воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

Планируемые предметные результаты: знают  понятие «сатира», особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; умеют анализировать художественные произведения, оценивать поступки.

                                                                    

Ход урока

                                                                                                                   Эпиграф:

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи/
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись. 
И. А. Гончаров.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности:  обращение к эпиграфу.                                                      

III. Формулировка темы и целеполагание .

IV.Актуализация опорных знаний.

1. Что такое юмор? Сатира? Приведите примеры из известных вам литературных произведений.                                                                                                                                   2. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска из сказок Салтыкова-Щедрина. (Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.)

V. Работа по теме урока.


1. Беседа с учащимися:

– Вспомните, что вы знаете о жизни Салтыкова-Щедрина.

– Какие его произведения вы читали?

– Какова его настоящая фамилия? Как появился псевдоним «Щедрин»?

– Какое впечатление у вас осталось после знакомства со «Сказками для детей изрядного возраста»?  

                                                                                

2.Слово учителя.

- Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. С 10 лет он учился в привилегированном учебном заведении – московском дворянском институте, а затем в числе лучших учеников был направлен для продолжения образования в Царскосельский лицей, который при Николае I превратился в казарменное заведение, готовившее послушных чиновников. Салтыков закончил его в 1844 году, поступил служить в канцелярию военного министерства, стал трудолюбивым и толковым чиновником, быстро продвигался по служебной лестнице. И все бы было хорошо, и мог бы Салтыков дослужиться до воинского чина, если бы не одно «но»: чиновник писал стихи, а потом начал сочинять повести, писать рецензии.

Еще в лицее он подружился с Михаилом Петрашевским и в 1845–1846 гг. посещал его петербургский кружок, где молодые демократы изучали труды французских мыслителей-утопистов Сен-Симона и Фурье. (В 1849 г. кружок был разгромлен, 20 человек отправлены на каторгу и в солдаты. Среди них – Ф. М. Достоевский.)

    В марте 1848 г. в журнале «Отечественные записки» публикуется повесть Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело», пронизанная социалистическими идеями.

   В марте же из Парижа приходит известие о начавшейся там революции. Николай I приказывает начать репрессии против «вольного духа». Салтыкова немедленно арестовывают и ссылают в Вятку, где он прожил больше семи лет, работая в основном чиновником особых поручений при губернаторе.   Писатель основательно изучил жизнь провинции. Все нелепости, уродства и горести провинциального быта прошли перед его глазами. Все яснее представляется ему общее состояние России, изнуряемой крепостничеством, произволом, лихоимством. О своих вятских впечатлениях писатель повествует в «Губернских очерках», которые приносят ему всероссийскую известность.

   В конце 1855 г., при Александре II, Салтыкова освобождают. Он переезжает в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел, затем назначается вице-губернатором в Рязань, в Тверь, служит в Пензе, Туле, вновь в Рязани. Благородный вице-губернатор не может справиться с установившимся социальным порядком, с всеобщим взяточничеством и казнокрадством. Он уходит в отставку в чине действительного статского советника (четвертый класс), что соответствовало по «Табели о рангах» генерал-майору (в военной службе) или губернатору (в гражданской службе).

    С 1868 г. вся жизнь Салтыкова посвящена литературе. Он становится помощником и соредактором Н. А. Некрасова, после запрещения «Современника» издающего «Отечественные записки». После смерти Некрасова в 1877 г. возглавляет журнал и руководит им до 1884 г. – до самого запрещения.

   Будучи чиновником, он в одиночку пытался бороться против несправедливостей жизни,

отстаивая право человека на правду, но его попытки потерпели поражение. Тогда он взял в руки копье сатиры, и ни одна подлость не могла укрыться от его взгляда. Он потрясал своих современников умением вскрывать не только негативные общественно-политические и нравственные явления в жизни общества, но и самые корни этих явлений. Для того чтобы понять причины современного состояния России, Салтыков-Щедрин обратился к ее истории.                                                                                     

Читая «Ревизора», мы с вами видели, как Гоголь на примере одного города собрал и показал нам все пороки современной ему России. Город – модель страны, по нему можно показать состояние государства, как по капле морской воды можно определить состав Мирового океана. Вот и Салтыков-Щедрин, тоже взял один город, но, чтобы понять современность, решил показать его историю. Особенно интересует Щедрина история ХVIII века – в событиях того времени он видит причины современного состояния общества.                                                                                                                                            Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

 А теперь руками крутим —

 И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

 Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

 Потянули плечи, спинки.

 А теперь конец разминке. (Дети садятся.)


3. Работа над «Историей одного города».

Аналитическая беседа.

– «История одного города» была написана в 1869–1870 гг. и состоит из нескольких частей. Подзаголовок гласит: «По подлинным документам издал М. Е. Салтыков-/Щедрин/».

На что настраивает читателей эта строка? (Создается впечатление, что город реально существует, архивы его попали в руки писателю, который обработал их и издал.)

Мы знаем, что М. М. Карамзин до 1825 г. работал над архивами и издавал «Историю государства Российского», что Пушкин изучал архивы, собирая материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

– Книга начинается предисловием «От издателя»:

«Давно уже имел я намерения написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию. Преимущественно же препятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь достоверном и правдоподобном. Ныне, роясь в глуповском городском архиве, я случайно напал на довольно объемистую связку тетрадей, носящих общее название «Глуповского Летописца», и, рассмотрев их, нашел, что они могут служить немаловажным подспорьем в деле осуществления моего намерения. Содержание «Летописца» довольно однообразно; оно почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложение данями откупщиков и т. д. Тем не менее даже по этим скудным фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразнейшие перемены, одновременно происходившие в высших сферах».

   Как вы понимаете выражение «уловить физиономию города»?

Что хочет сказать читателю этой фразой Салтыков-Щедрин? (Уже в предисловии за внешней бесстрастностью и как бы отрешенностью повествователя мы слышим голос сатирика: время царствования русских императриц он определяет не их именами, а именами их фаворитов: «Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина – распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского – неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу. Такое разнообразие мероприятий, конечно, не могло не воздействовать и на самый внутренний склад обывательской жизни: в первом случае обыватели трепетали бессознательно, во втором – трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем – возвышались до трепета, исполненного доверия».)

   Издатель замечает, что он исправил только орфографию и тяжелый слог, «нимало не касаясь самого содержания летописи». Читатель, подготовленный таким внешне отстраненным, но по сути своей язвительнейшим вступлением, видит «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца» и знакомится с намерением последнего «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

   Но в любой истории есть времена легендарные, о которых не оставлено точных письменных свидетельств. Издатель, не считая возможным пропустить такую важную часть повествования, обращается к вопросу «О корени происхождения глуповцев». 

Эту часть мы будем подробно обсуждать с вами на уроке.

1.      Как вы думаете, о чём эта глава? Что хотел сказать читателям Салтыкова-Щедрин, живописуя легендарную историю Глупова?

2.      Это пародия на официальные исторические сочинения. В главе «О корени происхождения глуповцев» Автор использует данные, собранные В. И. Далем. Заметим, что у Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина».

3.      Вопрос о самооценке русского народа необыкновенно актуален и сейчас. Вспомним монологи Задорнова М, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой.

4.      С.-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем (О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе. 8 кл.», с. 175, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное

5.      Объектом сатиры в главе являются самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единичное правление.

6.      Работа со стилем произведения. Вначале Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается к русскому фольклору. В начале главы пародирует официальные исторические сочинения, а затем погружает читателя в фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает русские присловья, парадоксальные прозвища и выражения, которыми жители городов награждают своих соседей, и вводит их в текст сказки-притчи. Сочетает иносказание с гротеском.

7.      Сказочные интонации мы слышим: «И повёл их вор-новотор сначала всё ельничком, потом перелесочком, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит».

8.      Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя ещё одно значение: головотяпы – те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо что попало. Думать эти головы не приспособлены.

9.   Лишь когда они истребили себя и соседей, додумались (с. 7) искать. как бы им устроить «порядок».

10.  Стр. 8 Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. (8, 9)

11.   При всё том они ещё хвастливы:  «Нет нас народа умнее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».

12.   Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать» (11 стр.).

13.   Вор-новотор, который помог им надеть это ярмо, говорит князю: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно» - с. 11, вверху.

14.   С. 12, предпоследний абз. Город Глупов головотяпы заложили «на болотине» (намёк на Петербург, построенный на болотах.

15.   Все наместники князя – воры, каждый пуще предыдущего. Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев на бунты, а потом сами же их усмиряют.

16.   Стр. 14 «Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.

17.  Какой приём автор использует в предложении: «И прибыв собственною персоною в Глупов и возопи:

- Запорю!» Комический эффект вызывает сочетание канцеляризма «собственною персоною» и архаичных глагольных форм: «прибых» и «возопи».

«стыд глаза не выест»

«шапками закидаем» - с. 7

Сказки-небылицы:

         «Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»

         Новотор «зарезался огурцом»

         С. 12 народные песни «Не шуми, мати зелёная дуюравушка»

VI. Итог урока.

1)      В чём пафос сатиры С.-Щедрина? (Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения)

Пафос сатиры Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению или существованию идеала.

Высмеять зло, чтобы утвердить добро. В основе язвительных, остро сатирических произведений лежит любовь к народу, истинный патриотизм предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

«История одного города» - это история многовекового угнетения  русского народа, история, в которой писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу как любящий сын своего Отечества.

К сожалению, его сатира актуально да сих пор Его сатира направлена на власть имущих и на тех. Кто покорно унижается им и терпит поражение. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

VII.Итог урока. Рефлексия: возвращение к эпиграфу: Согласны ли вы теперь с словами 

М. С. Ольминского и  И. А. Гончарова.

VI.Домашнее задание: стр.14,ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!