Разработка урока в 5 классе
по учебнику Коровиной В.Я и др.
Тема: Басня – древний литературный жанр.
Творчество И.А. Крылова
Цели урока:
- знать определение басни, морали, аллегории
- знать имена великих баснописцев
- сравнить басни трех писателей на один сюжет, выявить сходства и различия
- познакомиться с некоторыми сведениями о жизни и творчестве Крылова
- проанализировать басню «Свинья под Дубом»
Необходимые материалы: учебник (часть 1), тетради, раздаточный материал (тексты басен трех писателей на один сюжет)
Структура урока
Организационный момент
Объявление темы и цели урока
Теоретический материал
Слово о писателе
Сопоставление басен
Анализ басни Крылова
Итог урока
Домашнее задание
Организационный момент
Ход урока:
1.Слово учителя:Здравствуйте, ребята!
Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу! Подарите свои улыбки.
Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Домашнее задание мы проверим немного позже, для этого мы и поставили парты необычным образом, ну, об чуть позже, а сначала мне хотелось бы проверить, как хорошо вы усвоили знания с прошлого урока.
2.Слово о писателе в игровой форме:
- Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, а вы, опираясь на свои знания, полученные на прошлом уроке, должны будете ответить «да» или «нет», а затем кто-то из вас объяснит свой выбор, рассказав о фактах из жизни писателя.
1) Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования?
(Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)
2) Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах? А также не знал ни одного иностранного языка?
(Нет, Крылов был очень музыкален и умел играть на скрипке)
3) Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать?
(Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)
4) Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой? И не был журналистом, издателем, автором прозаических и драматургических произведений?
(Нет)
5) Верите ли вы, в то ,что Крылов подписывал басни не своим именем?
(Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)
Хорошо.молодцы.
- С баснями вы знакомы уже несколько лет, и вы многое можете рассказать об этом жанре. Что вам известно о баснях?
(Дети обязательно вспомнят о морали, назовут известные им басни)
У меня на доске записано два слова:
Мораль
аллегория
Вопрос:Как вы думаете, к чему относятся эти слова? Может кто-то знает и вспомнит, что они означают?
Вам поможет литературоведческий словарик в учебнике- стр.291.
Хорошо. У вас на партах лежат памятки, которые нужно будет вклеить в тетрадку и запомнить.
Физкультминутка (видео)
Далее следует проверка самостоятельной работы, значения слов зачитываются вслух, объясняются сложные моменты. Попутно в каждом определении подчеркиваются ключевые слова для лучшего понимания и запоминания терминов:
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Инсценирование басен.
Итог урока:
- Вот и подошел к концу наш урок. Но с творчеством Ивана Андреевича Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе дальше. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том, или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Мартышку, Волка, Обезьяну?
Д/з: а)Попробовать сочинить басню
б)Сделать книжку-малышку с иллюстрациями
РЕФЛЕКСИЯ.
- Если вы считаете, что вы для себя что-то взяли и сможете применить это в жизни, то возьмите красный квадратик.
- Если вы ничего для себя не взяли и считаете, что эти басни не научили ничему, то возьмите зеленый квадратик.
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше.