СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе 7 класс "Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым уроком по изучению творчества М.Горького в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 7 класс "Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»»

Урок литературы в 7 классе

Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Цель: познакомить обучающихся с понятиями «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, построения суждения, умения делать вывод, умение строить суждения, высказывать свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:

рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

развивать навыки анализа художественного текста;

развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

развивать речь, умение формулировать высказывание.

Воспитательная:

через анализ легенды воспитать у обучающихся уважение к высоким нравственным качествам : бескорыстию, гордости , добру, служению людям;

подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради, портрет М.Горького

Эпиграф урока:


Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела,который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно

заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим

поколениям.


Б.Шоу


Ход урока


І. Вступительная часть урока. Эмоциональный настрой на урок.

«Поделись улыбкой»

- Я вижу у всех хорошее настроение. Пусть работа будет вам в радость, пусть день будет удачным

ІІ. Вступительное слово

Сегодня у нас традиционный урок в нетрадиционной форме. Мы будем работать в заранее подготовленных тетрадях, которые находятся у вас на партах. В конце тетради есть оценочный листок, в который вы будете заносить в процессе работы свою оценку, т.е. самооцениваться.

А сейчас мы отправимся с вами в романтическое путешествие на юг, к морю, в Бессарабию, где раскинулись Аккерманские степи. За свою красоту и вольную ширь они были воспеты поэтами-романтиками.

В пространстве я плыву сухого океана;

Ныряя в зелени, тону в ее волнах;

Среди шумящих нив я зыблюся в цветах,

Минуя бережно багровый куст бурьяна.


Уж сумрак. Нет нигде тропинки, ни кургана;

Ищу моей ладье вожатую в звездах;

Вот облако блестит; заря на небесах...

О нет! - То светлый Днестр, - то лампа Аккермана.


Так в начале ХІХ века воспевал красоту тех мест польский поэт-романтик Адам Мицкевич. А в конце ХІХвека в период с 1892 по 1902 года по этим местам странствовал тогда еще ни­ко­му не из­вест­ный 24-лет­ний Алек­сей Пеш­ков, ко­то­рый очень скоро вой­дет в рус­скую ли­те­ра­ту­ру под псев­до­ни­мом Мак­сим Горь­кий .

Тя­же­лы­ми и од­но­вре­мен­но пре­крас­ны­ми были те 5 лет для пи­са­те­ля. Тя­же­лы­ми, по­то­му что при­хо­ди­лось туго: чтобы не уме­реть с го­ло­да, Горь­кий не брез­го­вал ни­ка­кой, даже самой тя­же­лой ра­бо­той. В то же время бу­ду­щий пи­са­тель на­кап­ли­вал впе­чат­ле­ния, на­блю­дал, на­би­рал­ся опыта, встре­чал ин­те­рес­ных людей. Все это в даль­ней­шем легло в ос­но­ву его твор­че­ства.

Пер­вые про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го Горь­ко­го по­свя­ще­ны пе­ри­о­ду южных ски­та­ний. Это рас­ска­зы «Макар Чудра», «Чел­каш», «Ста­ру­ха Изер­гиль».  И сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», «Легендой о Данко»

- Итак, тема нашего урока «Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»


Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни.


Сформулируйте цели и задачи урока:


Познакомиться…. (с романтическим направлением в раннем творчестве автора, с легендой о Данко)

Проанализировать….

Развивать ……..

Воспитывать……

ІІІ. Проверка домашнего задания

- Урок начнем с проверки домашнего задания. Дома вы читали статью учебника и записи в тетрадях о жизни и творчестве М. Горького. Проверим, насколько вы выполнили домашнее задание. Сейчас вы напишете литературный диктант «Знаешь ли ты Горького» (Проведение диктанта, взаимопроверка, подведение итогов, выставление баллов в оценочном листе)


IV. Изучение новой темы


- О ком сегодня мы будем говорить на уроке? ( О Данко, о «Легенде о Данко»).

Однако мы сегодня будем говорить не просто о герое,   о легенде , но ещё и поговорим о таком литературном направлении как романтизм и  о  чертах романтического произведения.

  «Легенда о Данко» - это одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноимённом рассказе.

Рассказ “ Старуха  Изергиль ” написан Горьким в 1895 году. Тема рассказа – смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья.

- Давайте с вами вспомним, как всё начиналось. Почему же сильные, смелые люди племени Данко не оказали сопротивление врагу. Внимание на Римму, а затем на экран.

  1. Ученик читает текст.

       «С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед ее и гасили звезды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали.

 Глубоко в степи выла собака… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.
– Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.

– Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.

– Голубые? Да, это они… Значит, все-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

– Откуда эти искры? – спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.
– Эти искры от горящего сердца Данко.  Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе проэто…»                                                                                                                                                   

  1. Видеоролик «Легенда о пламенном сердце» (Сначала до слов

« злые враги»)

 

- Почему же эти сильные, смелые  люди не оказали сопротивление врагу? (Ответы учащихся)

 -Правы мы или нет, мы поймем после анализа легенды.

  1.  Работа с текстом художественного произведения.

Работа в группах

- Входя в класс, каждый из вас взял с этого стола атрибут и сложили пазлы. По этим атрибутам вы сформировали группы, задача которых — дать характеристику образам легенды. 1 группа, которая выбрала фрагмент пейзажа, будет работать с образом природы; 2 группа, которая сложила пазл из фрагментов костра,расскажет о племени Данко, 3группа, сложившая пазл сердца — о Данко.

Перед вами инструкция «Этапы выполнения работы»:

 1 группа «Природа» .

- Найдите описание природы . Как рисует её  автор? Какие языковые средства употребляет?

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим…..

там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям

Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна , как и  враги, грозит ему смертью.  Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:

 эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню.

Метафоры:  кольцо  крепкой тьмы .. точно собиралось раздавить их, деревья - великаны.

 Олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно,  сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске,  торжествуют злые духи болот.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.)

2 группа «Люди»

- Как ведут себя люди ? Как описывает  автор их состояние?  Какие языковые  средства для этого употребляет?

Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску…

Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

 ( Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей ( приём градации) , они «ослабли от дум», готовы сдаться. Горький показывает, как постепенно сдаются люди и уже готовы « идти к врагу и принести ему в дар волю свою..»

Для этого М.Горький использует эпитеты: скованных страхом, трусливые слова, робкие, тихие слова, рабская жизнь; метафоры: страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем, принести в дар волю свою, повторы)

 «Но тут явился Данко и спас всех один» - пишет М. Горький.

3 группа «Образ Данко»

1. Найдите в тексте слова, рисующие образ героя.

2. Расскажите о том, как ведёт себя герой в создавшейся ситуации.

3. Определите, какие черты характера проявляются в данных ситуациях.

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства, относящиеся к герою, подумайте, какова их роль в этом фрагменте.

5. Заполните таблицу

Про­ис­хож­де­ние

«один из тех людей»

Внеш­ность

«мо­ло­дой кра­са­вец», «в очах его све­ти­лось много силы и жи­во­го огня».

От­но­ше­ние к

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние: «он разо­рвал ру­ка­ми себе грудь и вы­рвал из нее свое серд­це и вы­со­ко под­нял его над го­ло­вой. Оно пы­ла­ло так ярко, как солн­це, и ярче солн­ца, и весь лес за­мол­чал, осве­щен­ный этим фа­ке­лом ве­ли­кой любви к людям».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Аль­тру­изм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они по­гиб­нут. И вот его серд­це вспых­ну­ло огнем же­ла­ния спа­сти их, вы­ве­сти на лег­кий путь». 

 


Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

1. «Друж­но все пошли за ним – ве­ри­ли в него».

2. «И стали они упре­кать его в неуме­нии

управ­лять ими»

3. «ра­дост­ные и пол­ные на­дежд, не за­ме­ти­ли смер­ти его».

Финал

«Кинул взор впе­ред себя на ширь степи гор­дый на сво­бод­ную землю и за­сме­ял­ся гордо. А потом упал и – умер»


(Альтруизм - Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, на считаясь со своими личными интересами)

  1. Выступление групп.

  2. Черты характера Данко


- Перед вами на доске - голубые листочки с неровными краями. Они похожи на искры, которые путники увидели вдали. И на этих листочках я предлагаю написать черты характера, которые присущи были Данко (мужество, самопожертвование, благородство, любовь к людям) Перевернём листочки (Дети переворачивают листочки – получается сердце)

6. Работа с текстом.

 - Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?

(Данко - один из тех людей, молодой красавец.Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

-Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?

 («И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)

-И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?

(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).

- Что же происходит потом? Почему по – другому повели себя люди?

(Путь был трудным, и «люди пали духом»)

- Найдите описание данного пути. Какие языковые средства использует для этого автор?

" Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом.

(Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и  «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации. )

- Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?

(Людям  « стыдно было сознаться в своем бессилии», и  они боялись признаться в этом себе и другим)

  1. Читает наизусть подготовленный ученик.

«- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

-С кем сравнивает автор людей?

( Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные:

« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)

-Как ведёт себя Данко?

(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)

_ Почему так поступил Данко?.

(«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»).

- Как  пишет автор о сердце Данко?

( Сердце Данко – «факел великой любви к людям»( перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» ( сравнение)).

- Прочитайте окончание легенды. ( Со слов:«И вот лес расступился..»)

_ Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?

(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).

- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами   из текста.

( Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).

 - Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?

-Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».

Давайте воспользуемся сетью Интернет:

1. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.

2. Сдержанный, бережный негрубый. Осторожное обращение с больными.

( Испугался показаться хуже него,  не каждый способен на подвиг).

- Итак, почему же эти сильные, смелые  люди не оказали сопротивление врагу?

( Они были сильны  физически, а не духом, поэтому и струсили, испугались опасности, каждый думал только о себе, а не о другом).

- А могло ли описанное Горьким произойти в жизни?

(Нет).

- Обратите внимание на жанр произведения. Вспомним определение жанра.

 Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

 В основу «Легенды о Данко» легла библейская история о Моисее.

  1. Рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии.

«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом.

Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер».

  1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко (заполнение таблицы)


– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (записывают самостоятельно, затем поверка.)


– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (записываем вместе)



Сходство

Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко

Отличия

Безжизненная пустыня

Помощь Господа

Блуждали 40 лет

Умирает в пути, не закончив своё дело

Непроходимый лес

Надежда только на себя

Выводит из плена ценой своей жизни

Вывод:Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.


– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.


- Мы с вами отметили , что в основу легенды легли библейские мотивы, но в ней много есть и фантастического.  Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Характерные признаки романтического произведения.

  • герой противопоставляется «толпе»;

  • герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

  • необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

- Докажем, что «Легенда о Данко»- романтическое произведение, а Данко - романтический герой.

( Ответы учащихся)

- Данко - конечно вымышленный герой. А нужны ли такие люди, как Данко в нашей жизни? Приведите примеры. (Ответы детей)

Это и герои Великой Отечественной войны, они отдавали жизнь за свою Родину, за свой народ, за своих родных и близких, за мирное небо последующих поколений. Это и ликвидаторы Чернобыльской аварии, которые рискуя своей жизнью и здоровьем, совершали настоящий подвиг. Это и пожарные, и работники милиции, и спасатели. Люди благородных профессий, которым часто приходится рисковать своей жизнью ради других.

Конечно, это случается в экстремальных, исключительных обстоятельствах. Но и в повседневной жизни вы тоже можете совершать подвиг. Ну допустим – преодолевая свой страх, свой эгоизм, дарить окружающим свою любовь и понимание, а не только брать. Нужно ещё уметь и отдавать.

Итак, что же за человек-герой. Какими чертами он должен обладать?

( Составление ассоциативного куста: храбрость, мужество, сила, красота, любовь к людям, мужество, сила воли, смелость.)

-  Какая  из них самая главная? (Любовь к людям.)

«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,   на которых человек поднимается выше всего», - говорил М. Горький. Именно об этой любви он и писал в своих произведениях.    Если человек любит другого, он способен на самопожертвование,  и в его жизни  «всегда найдется место подвигу»  . 

V. Итог урока

- Прочитаем высказывание Бернарда Шоу. (Чтение эпиграфа к уроку)

Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Как связано высказывание Бернарда Шоу с легендой о Данко?

- Какую проблему поднимает автор в этой легенде?

- Кто в легенде М.Горького является личностью? Почему?

- Достигли ли мы намеченой цели урока?

VI. Д.З 1.Выучить отрывок наизусть;

2. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Напрасна ли смерть Данко?», «Ради чего стоит жить и бороться?»

VII. Оценивание

- А теперь оцените себя в оценочном листе. Посчитайте количество баллов. Я посмотрю их. Выставлю свою оценку каждому из вас. Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь. На следующем уроке у вас будет возможность его улучшить.


- Закончить урок я хочу стихотворением Сергея Острового:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!