СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии: "Растворы. Растворение как физика – химический процесс"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии: "Растворы. Растворение как физика – химический процесс"»

Тема урока: «Растворы. Растворение как физика – химический процесс»


Цель: создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учеников по теме «Растворы. Растворение как физика – химический процесс».

Задачи:

Образовательные: ввести понятия растворов, гидратов, разобрать типы растворов, классификацию растворов, факторы, влияющие на растворение веществ; основные положения физической, химической и современной теории растворов.

Развивающие: развивать умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), обще учебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности учащихся);

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Оборудование: презентация, таблица растворимости веществ, раздаточный материал, химическое оборудование (химические стаканы с водой, стеклянная палочка, хлорид натрия, медный купорос, оксид меди, оксид кальция, цинк гранулированный, соляная кислота, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробирко-держатель).

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала.

Методы: постановка проблемного вопроса, частично-поисковые, практические, наглядные.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности студентов: индивидуальная, групповая, обще групповая.

Ход урока

Организационный момент.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих.

Мотивация учащихся.

Урок начинается с демонстрации стакана с водой и показа лабораторного опыта. Растворение поваренной соли в воде.

ТБ. Опыт 1: хлорид натрия, вода.

Далее звучит вопрос группе: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

( Растворы. Растворение как физика – химический процесс). (слайд 3)

Запись темы в тетради и демонстрация на слайде темы « Растворы. Растворение как физика – химический процесс».

Формулируют цель урока: изучить физика – химические процессы растворения, растворения веществ в воде, зависимость растворения от факторов температуры, природы вещества и давления, познакомиться с понятием кристаллогидраты. (слайд 4)

Актуализация знаний и умений учащихся.

Вопрос группе: Какие сведения о воде и растворах были известны вам до сегодняшнего урока? (слайд 5)

На столах лежит раздаточный материал со словами Антуана де Сент-Экзюпери: (слайд 6)

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

Ты – сама жизнь.

Вопрос группе: что означают эти слова?

«Значение воды для жизни человека» (сообщение учащихся) звучит музыка. (слайд 7)

Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Сложные физико-химические процессы, протекающие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке.

Растворение – это физико – химический процесс, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов.

Гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. (слайд 7)

Студенты записывают определения в тетрадь со слайда

Растворимость веществ. Типы растворов.

От чего зависит растворение веществ? (слайд 8)

Вспоминаем инструктаж по ТБ. Далее идет демонстрация опытов:

Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.

1) от природы веществ. - хорошо растворимые;

- малорастворимые;

-практически нерастворимые (слайд9 )

Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).

Опыт 3: растворение сахара в горячей и холодной воде.

2) от температуры ( слайд 10).

После демонстрации опытов студенты должны самостоятельно ответить на вопрос, поставленный ранее. (слайд 11).

Классификация растворов:

(слайд 12)

На слайде показаны схемы классификации растворов. На примере опытов студентам ставится задача найти отличия между растворами.

Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой.

Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.

Разбавленный раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества. (слайд 13). Работа с определениями.

(слайд 14)

Студентам предлагается по изображению на презентации определить типы растворов. (слайд 15, 16)

Демонстрация опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. Студенты сами дают определения видам растворов.

Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. (слайд17)

Кристалогидраты – это твердые соли в состав которых входит вода. Виды кристало гидратов. (слайд 18, 19)

Сообщение «Кристаллогидрат медный купорос». (слайд 20). Демонстрация медного купороса.

Закрепление изученного материала. (слайд 21)

Стр. 153, №4 (слайд 22)

Тест по теме Растворы .

1а, 2б, 3в, 4а,5в (слайд 23,24)

Рефлексия: (слайд 26 )

  1. Что вы считаете для себя главным на уроке?

  2. Каких поставленных цель, мы достигли на уроке?

  3. Какие вопросы остались еще не изученными до конца?

  4. Сегодня урок химии: легкий – трудный; интересный – скучный; полезный – ненужный?

  5. Я ученик: старательный – ленивый; внимательный – невнимательный; урок усвоил – не усвоил.

  6. Я запомнил....

узнал...

повторил...

удивился ...































Приложение 1

Роль воды в природе

Роль воды очень велика. Она является универсальным растворителем, обеспечивает приток и удаление веществ из клеток. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена неравномерно. Вода служит для движения жизненной энергии в нашем организме. При помощи этой энергии мы и живём. Эта энергия в воде и есть сама «жизнь».

Она составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных. Потери 10-20% воды живыми организмами к их гибели. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды. ( учащийся - 1)

Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ. ( учащийся - 2)

В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены газы и соли, находятся твердые взвешенные частички. Кроме природных примесей на качество воды оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды. Нарушая экологическое состояние окружающей природной среды, а этот вопрос волнует каждого из нас. (учащийся - 3)






















Приложение 2

Опыт 2 -растворение разных веществ в воде.

1) от природы веществ. - хорошо растворимые, соль растворяют в воде.

- малорастворимые; кусочек мела растворяют в воде.

-практически нерастворимые, железный гвоздик растворяют в воде. (слайд9 )

Рассмотрите таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, приведите примерырастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ (работа с таблицей растворимости).

Опыт 3: растворение сахара в воде с различной температурай.

Сахар растворяют в холодной воде , затем в горячей.

2) от температуры ( слайд 10).

Опыт 4: сульфат меди, химический стакан с водой. Сначала растворяют сульфат меди 1 ложку в стакане воды, затем 4 ложки сульфата меди в стакане воды.

Концентрированный раствор — раствор с высоким содержанием растворённого вещества.

Разбавленный раствор- раствор, содержащий малое количество растворённого вещества. (слайд 13).

Опыта 5 – растворение поваренной соли в воде, получение разных растворов по количеству частиц, переходящих в раствор. 3 стакана, в 1 стакан сыпим 1 ч.л соли, во второй стакан 2 ч.л соли и нагреваем раство видем что соль растворяется, в 3 стакан сыпим 5 ч.л. соли нагреваем, соль не растворяется.

Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

Пересыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
















Приложение 3


Применение кристаллогидратов

Кристаллогидраты имеют широкое применение в народном хозяйстве. Медный купорос применяют как протраву при крашении тканей для консервирования древесины, протравливания семян. В медицине разбавленный раствор медного купороса применяют как антисептическое и вяжущее средство, малые дозы медного купороса назначают иногда при анемии для усиления кроветворения.

Алюмокалиевые квасцы обладают противовоспалительным дезинфицирующим и обволакивающим свойствами. Имеют широкое применение в медицине. Также используется такое свойство алюмокалиевых квасцов как их губительное воздействие на болезнетворные бактерии, а также способность оказывать подсушивающий и вяжущий эффект. Так, минеральный порошок, который можно купить в любой аптеке, поможет в случае наружного кровотечения.

Алюмокалиевые квасцы применяются в производстве антиперспирантов. Кристаллогидраты сульфата кальция используются в медицине и строительстве. Приготовление многих растворов в лаборатории связано с растворением кристаллогидратов. На принципе получение декагидрата сульфата натрия основано «осушение» органических веществ от воды. Сфер применения кристаллогидратов очень много.






























Приложение 4

Тест по теме Растворы

1.Выберите истинный раствор:
а) вода и сахар
б) песок и мел
в) вода и песок

2. Выберите правильное утверждение относительно записи CuSO4 x 5H2O:
а) запись означает, что безводный купрум сульфат не растворяется в воде
б) запись означает, что на одну молекулу купрум сульфата приходится пять молекул воды
в) запись означает, что медный купорос – это раствор купрум сульфата в воде

3. Вычислите массу натрий гидроксиду, необходимого для нейтрализации 126 г раствора нитратной кислоты с массовой долей кислоты в растворе 10%:
а) 80 г
б)18 г
в) 8 г

4. Растворение, какого вещества в воде сопровождается выделением теплоты:
а) серной кислоты
б) аммиачной селитры
в) нитрата серебра

5. Вычислите массовую долю вещества в 200 г раствора, образованного при растворении 40 г соли в воде:
а) 5%
б) 10%
в) 20%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!