Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.4.3.7 знать определение гомологов, понятие гомологической разности 9.4.3.8 понимать образование гомологических рядов на примере алканов и предельных одноатомных спиртов 9.4.3.9 составлять формулы гомологов, называть их |
Организационный этап | 1.Организация класса. Проверка домашнего задания (Стратегия «Авторский стул») 1) Назовите причину использования метана как топлива. 2) Назовите виды химической связи в молекуле метана. 3) Почему молекула метана имеет не плоскую, а тетраедричну строение? 4) Вычислите массовую долю Углерода и Водорода в молекуле метана. 5) Почему число атомов Водорода в молекулах углеводородов парное? 6) Какие цепи могут образовывать друг с другом атомы Карбона? 7) Какие вещества называются изомерами? 8) Среди написанных на доске веществ выберите изомеры: Ознакомление учащихся с темой и целями урока. | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление |
Изучение нового материала | Задание для группам .1. В структурной формуле углеводорода находим главный цепь. Главный цепь — это самая длинная непрерывная последовательность атомов Карбона. 2. Частицы, не вошедшие в главной цепи, — заместители. 3. Главный цепь нумеруется с того конца, который ближе и где больше заместителей. 4. В основу названий и главной цепи, и заместителей возложена корень, что указывает на количество атомов Углерода в главной цепи: C — мет С2 — ет C3 — эт C4 — бут С5 — пент С6 — гекс С7 — гепт С8 — окт С9 — нон C10 — дек 5. В названии главной цепи алканов к корню добавляется суффикс -ан. 6. В названии углеводородных заместителей к корню добавляется суффикс -ил. 7. Название насыщенного углеводорода: номер атома главной цепи, у которого есть заместитель, — название заместителя + название главной цепи + суффикс -ан. Например: 8. Если в главной цепи присоединено несколько одинаковых заместителей, то в названии цифрой указывается положение каждого из них, а перед названием заместителя относятся префиксы: ди- (два заместители), три- (три заместители), тетра- (четыре заместители) и т. д. Например: Если две одинаковые заместители находятся у одного атома главной цепи, то в названии его номер пишется дважды. Например: 9. Если в главной цепи присоединено несколько различных заместителей, то в названии они перечисляются по алфавиту. Например: Внимание! В этом случае важно внимательно проверять правильность выбора главной цепи. Например: в соединении выбирая главный цепь, следует учесть, что радикал C2H5 содержит два атома Карбона, и только после этого выбирать главный цепь. Составляя структурную формулу по названию, сначала следует написать главный цепь, затем пронумеровать его (в произвольном порядке), потом к главной цепи «присоединить» защитники. В конце каждого атома Углерода дописываются атомы Водорода (учитывая, что валентность Углерода — IV). • Дайте названия по номенклатуре IUPAC ізомерам C5H12. • Составьте структурные формулы веществ по их названиям: а) 3-етилгептан; б) 2,4-диметилгексан; в) 2-метил-4-етилгептан; г) 3,3-диметил-5-етилоктан. | Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия«Стикер | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). |
Рефлексия | Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Для дальнейшего планирования уроков учащимся задаются вопросы: • Сегодня я узнал(а)… • Было интересно… • Было трудно… • Я выполнял(а) задания… На вопросы учащиеся могут ответить устно, либо письменно. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить дополнительные разноуровневые задания, приведенные в методических рекомендациях. | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |