СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Переходные элементы. Амфотерные соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект направлен на изучение хмических свойств переходных элементов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Переходные элементы. Амфотерные соединения"»

Урок химии № 3 в 9 классе. «____» ___________ 20___ г.

Переходные элементы. Амфотерные соединения.

Цель. Сформировать понятие об амфотерности.

Задачи:

Образовательные: повторить и развивать знания о классификации и свойствах гидроксидов; дать понятие об амфотерности и амфотерных соединениях; рассмотреть химические свойства амфотерных соединений.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, уметь находить в таблице ПСХЭ переходные металлы, прогнозировать свойства металлов исходя из степени окисления; развивать умения записывать уравнения реакций.

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии

Оборудование и реактивы: хлорид цинка, серная кислота, гидроксид натрия, 2 пробирки.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Письменная работа по вариантам.

1 вариант.

  1. Укажите положение в ПСХЭ серы.

  2. По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 7 группа, глав.подгруппа.

  3. Степень окисления элемента 2-го периода ПСХЭ в его водородном соединении равна -3, в оксиде +5. Приведите название и символ элемента, составьте электронную формулу атома.

  4. Составьте формулу высшего оксида бериллия.

  5. Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s1.

  6. Составьте формулу водородного соединения фосфора.

2 вариант.

  1. Укажите положение в ПСХЭ кремния.

  2. По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 4 группа, глав.подгруппа.

  3. Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p3. Приведите название и символ элемента.

  4. Составьте формулу высшего оксида азота.

  5. Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 3p6 4s2.

  6. Составьте формулу водородного соединения углерода.

3 вариант.

  1. Укажите положение в ПСХЭ калий.

  2. По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 3 группа, глав.подгруппа.

  3. Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p5. Приведите название и символ элемента.

  4. Составьте формулу высшего оксида бора.

  5. Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 .

  6. Составьте формулу водородного соединения хлора.

Собрать тетради с домашней работой.

3. Изучение новой темы.

Упражнение.(устно)

  1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития:H2SO4, NaOH, CO2, H2O, CaO?

  2. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы (IV):Ca(OH)2, P2O5, HCl, H2O, Na2O, KOH?

  3. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать серная кислота:KOH, MgO, CO2, HCl, KCl?

  4. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия:Ba(OH)2, SO3, Na2O, HCl, CaCO3?

Вывод: кислотные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с кислотами; основные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с основаниями.

Опыт. В пробирке дан раствор гидроксида, определите, является ли данный гидроксид основанием или кислотой.

(индикатор не подходит, так как гидроксид нерастворимый, делим на две пробирки, в одну добавим кислоту, в другую – щелочь).

Сообщаем, то в пробирке находится гидроксид цинка.

Гидроксид цинка обладает двойственными свойствами, с кислотами он ведет себя как основание, а с основаниями как кислота. Подобные свойства называются амфотерными.

Амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды) – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Элементы, которые образуют амфотерные соединения, называют переходными.

Переходные элементы: цинк, бериллий, алюминий.

Zn→ZnO→Zn(OH)2 , H2ZnO2

Al→Al2O3→Al(OH)3, H3AlO3

Свойства амфотерных соединений.

MeO +KOH→K2MeO2+H2O (сплавление)

MeO +2KOH+H2O →K2[Me(OH)4]

Me(OH)2 + 2KOH→K2[Me(OH)4]

Al2O3(тв.)+2KOH(тв.)→2KAlO2 +H2O (сплавление)

Al2O3 +2KOH+3H2O →2K[Al(OH)4]

Al2O3 +2KOH+3H2O →2KAlO2 +H2O

Al(OH)3+KOH→K[Al(OH)4]

Al(OH)3(тв.)+KOH→2KAlO2 +2H2O (сплавление)


Переходнымиэлементами являются: цинк, алюминий, бериллий (имеют постоянные степени окисления) и металлы, побочных подгрупп, имеющие степени окисления +3,+4.

Показать зависимость характера соединений переходного металла от степени окисления элемента на примере хрома.(в периодической системе переходные элементы зеленым цветом)


4.Закрепление.

1.Укажите, к какому классу неорганических веществ относится соединение:H2SO4, LiOH, Al(OH)3, H2SiO3, Ca(OH)2, Zn(OH)2, H2CO3 .Какой оксид соответствует каждому соединению?

2.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами:Ba(OH)2, H2O, Na2O,BaCl2, H2SO4.

3. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами:KOH, Li2O, NaCl, HCl, K2SO4.


5.Домашнее задание.

§2, осуществите превращения: Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3→NaAlO2








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!