Урок №29 11.04.2022
Тема урока: Классификация азотсодержащих органических веществ. Амины. Анилин.
Цели урока:
образовательные: рассмотреть строение, классификацию и свойства класса аминов; закрепить знания учащихся о причинах многообразия аминов; познакомить с областями применения аминов;
развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию;
воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность.
Тип урока: урок получения новыхзнаний.
Организационная форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, частично-поисковый.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Мотивация знания. Актуализация знаний.
Определите формулу органического вещества: 61% углерода, 15,3% водорода, 23,7% азот.
Определение учащимися темы урока.
Изучение нового материала.
План урока.
Понятие об аминах.
Номенклатура.
Классификация.
Изомерия.
Физические свойства.
Химические свойства.
Получение.
Применение.
Понятие об аминах.
Скажите, с названием какого неорганического вещества созвучно название амины? Аммиак.
Назовите формулу аммиака ? NH3.
Обратите внимание на экран, на нем изображена структурная формула аммиака.
А что вы знаете об этом веществе? Это бесцветный газ с резким характерным запахом, легко сжижающийся в бесцветную жидкость при повышении давления.
Как вам кажется, какие химические элементы будут входить в состав аминов? Углерод, водород и азот.
Давайте попробуем составить формулы аминов, а для этого нам нужно заменить атомы водорода в аммиаке на углеводородный радикал, например, на простейший метил CH3. (составление формулы аминов у доски).
Как вы думаете, что такое амины? Сформулируйте определение аминов, исходя из полученного.
Амины - это производные аммиака, в которых один или несколько водородов заменены на углеводородный радикал.
Общая формула аминов с углеводородным радикалом алкил:
Номенклатура.
Давайте попробуем назвать эти амины, учитывая некоторые правила:
CH3-NH2 метиламин
CH3 -NH-CH3диметилэтиламин
(CH3)3-N триметиламин
Назовите самостоятельно:
Проверка с места правильность названия веществ.
Классификация.
Далее рассмотрим классификацию аминов.
Классификация аминов по числу замещенных атома водорода:
Первичные (один углеводородный заместитель
Вторичные (два радикала);
Третичные (три радикала).
Классификация по строению углеводородного радикала:
Алифатические (не циклические, не содержат ароматических связей);
Алициклические (содержат цикл в составе);
Ароматические (содержат ароматическое кольцо);
Смешанного типа.
Изомерия.
Изомерия аминов:
Изомерия углеводородного радикала;
Положения аминогруппы;
Изомерия аминогруппы, связанная с изменением степени замещённости атомов водорода при азоте.
Задание. Попробуйте составить по 2 возможные формулы аминов и назвать полученные вещества, если молекулярная формула аминаC4H11N.
Физические свойства.
По аналогии с аммиаком низшие амины (метиламин, диметиламин, триметиламин) – газы, пахнут аммиаком, хорошо растворимы в воде. Из-за запаха низшие амины долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 году французский химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа.
Средние амины (при увеличении атомов углерода в радикале, начиная с трех, кроме триметиламина) – жидкости, высшие (более 10 атомов углерода в радикале) – твердые вещества, при этом с ростом углеводородного радикала растворимость аминов уменьшается.
Из-за наличия водорода в первичных и вторичных аминах при азоте амины могут образовывать водородные связи с кислородом воды и другими аминами.
Как вы думаете, растворы аминов имеют какую реакцию среды – кислую, нейтральную или щелочную, и почему? Как и аммиак, растворы аминов показывают щелочную среду: лакмус окрашивают в синий цвет, так как аммиак с водой образует гидроксид аммония (неустойчивое соединение), точно так же и амины образуют с водой гидроксиды алкиламмония.
Химические свойства.
Взаимодействие с водой. По аналогии с аммиаком, который может образовывать связи по донорно-акцепторному механизму, точно так же из-за наличия общей неподеленной пары электронов амины могут реагировать с водой с образованием гидроксидов алкиламмония. Рассмотрим на примере образования гидроксида метиламмония.
NH3 + H2O → NH4OH
Вопрос: как вам кажется, алифатические амины сильнее или слабее проявляют основные свойства по сравнению с аммиаком?
Алифатические амины – более сильные основания, чем аммиак, т.к. алкильные радикалы увеличивают электронную плотностьна атоме азота(смещается к азоту). По этой причине электронная пара атома азота удерживается менее прочно и легче взаимодействует с протоном.
Ароматические амины являются более слабыми основаниями, чем аммиак, поскольку неподеленная электронная пара атома азота смещается в сторону бензольного кольца, вступая в сопряжение с его π-электронами.
C6H5NH2322NH 3N
основные свойства усиливаются, из-за влияния типа и числа радикалов.
Взаимодействие с кислотами(донорно-акцепторный механизм):
CH3-NH2 + H2SO4→ [CH3-NH3]HSO4(соль - гидросульфатметиламмония)
или
2CH3-NH2 + H2SO4→ [CH3-NH3]2SO4(соль - сульфат метиламмония)
Соли неустойчивы, разлагаются щелочами:
[CH3-NH3]2SO4 + 2NaOH → 2CH3-NH2↑ + Na2SO4 + H2O
Способность к образованию растворимых солей с последующим их разложением под действием оснований часто используют для выделения и очистки аминов, не растворимых в воде. Например, анилин, который практически не растворяется в воде, можно растворить в соляной кислоте и отделить нерастворимые примеси, а затем, добавив раствор щелочи (нейтрализация водного раствора), выделить анилин в свободном состоянии.
Образование диметиламина и его горение (видео).
[(CH3)2-NH2]Сl + NaOH → (CH3)2-NH↑ + NaСl + H2O
Реакция горения (полного окисления) аминов на примере метиламина:
4СH3NH2 + 9O2→ 4CO2 + 10H2O + 2N2
При горении аминов образуется углекислый газ, пары воды и азот как простое вещество.
С галогенпроизводными (для получения вторичных и третичных аминов).
СH3NH2+ СH3Cl→СH3-NH-СH3 + HCl
Точно так же диметиламин будет взаимодействовать с метилхлоридом.
Получение аминов:
Восстановление нитросоединений:
СH3-NO2 + 6[H] t,kat-Ni→ СH3-NH2 + 2H2Oили
СH3-NO2 + 3H2t,kat-Ni→ СH3-NH2 + 2H2O
Нагреванием галогеноалканов с аммиаком под давлением (промышленный способ).
CH3Cl + 2NH3t, ↑p→ CH3-NH2 + NH4Cl
Действие щелочей на соли алкиламмония (лабораторный способ) (получение первичных, вторичных, третичных аминов):
[R-NH3]Сl + NaOHt→ R-NH2 + NaCl + H2O
Пропусканием паров спирта и аммиака при 300оС над катализатором.
С2Н5ОН + NН3 → С2Н5-NН2 +Н2О
Применение.
Амины используют при получении лекарственных веществ, красителей и исходных продуктов для органического синтеза. Гексаметилендиамин при поликонденсации с адипиновой кислотой дает полиамидные волокна.
Анилин находит широкое применение в качестве полупродукта в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).
Закрепление и применение знаний.
Метан ------А--------бензол---------Б---------анилин
Подведение итогов. Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал, понял, научился.
Домашнее задание: Изучить п. 46, конспект, выполнить з. 3, 6, 7.