СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе

Категория: ИЗО
Тема: 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе»

Технологическая карта урока

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского.

Класс: 8 класс.

Учитель: Матвеева Ольга Юрьевна

Тема урока: “Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Грим, костюм, маска

Тип урока: комбинированный, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями, закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Форма проведения: мини-лекция с объяснением и элементами игры.

Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи урока.

Обучающие: 

- познакомить учащихся с изобразительными средствами актёрского перевоплощения: костюмом, гримом, масками; особенностями декоративного оформления масок и полумасок и помочь учащимся осознать их важность применения в актерской профессии.

  • способствовать формированию умений создавать выразительную маску (театральную или карнавальную) из предложенных материалов;

  • совершенствовать умения умение работать в технике аппликации, используя в качестве материала цветную самоклеящуюся бумагу.

Развивающие:

  • развивать умение использовать в качестве выразительных средств симметрию и асимметрию; знания о цветовых сочетаниях и декоративного оформления;

  • развивать творческую и познавательную активность, самостоятельность и оригинальность в процессе выполнения творческого задания.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетические чувства, интерес к театральному искусству и культурному наследию;

  • воспитывать взаимоуважение, культуру общения и навыки самооценивания и оценивания одноклассников в процессе выполнения групповой работы.

  • Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

  • овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

  • сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

  • сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

  • сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

  • продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

  • познакомятся с масками разных народов, гримом и костюмом, как средствами перевоплощения;

  • познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов, презентация.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Инструменты и материалы: белый лист бумаги (ватман), карандаш, кисти, гуашь, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

План урока

1.Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний

4. Первичное усвоение новых знаний

5. Первичное закрепление (творческая работа)

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент


Беседа с постановкой проблемы.

- Приветствие.

- Сегодня я предлагаю вам поработать в группах, для этого нам нужно разделиться на команды, на столах вы видите указатели разного цвета, вытяните жетон и посмотрите в какой команде вы сегодня будите работать.

- Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку


Фронтальная

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Личностные: определяют настроение.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Постановка вопросов, создание проблемной ситуации, демонстрация

- на слайде представлены цитаты и крылатые фразы, прочитайте их и попробуйте определить о каком виде искусства сегодня пойдёт речь…..

«… начинается с вешалки» (Константин Сергеевич Станиславский - известный советский режиссёр)

«Весь мир - ….

В нём женщины, мужчины – все актёры…» (Уильям Шекспир - выдающийся драматург)

«Уходя со сценыне забудь выйти из образа» (Георгий Михайлович Вицин - советский и российский актёр театра и кино)

- А как вы думаете, без кого театр не смог бы существовать?


- А вы знаете, как устроен театр, люди каких профессий работают в театре?


- Сегодня на уроке у вас будет возможность заглянуть за кулисы и познакомиться с театром изнутри, не только в качестве зрителей.

Тема нашего урока – «Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Грим, костюм, маска»

- о театре













- Без актёров, зрителей…

- режиссёры, актёры, костюмеры, гримёры и др.

Фронтальная

Познавательные: определяют порядок работы, варианты учебной деятельности Личностные: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции.

3. Актуализация знаний

Постановка вопросов, демонстрация

Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ) - зрелищный вид искусства, который объединяет различные искусства - литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство и другие.

Театральный синтез искусств. Он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, написанного писателем и поставленного режиссером, с использованием музыки, декораций, пантомимы, хореографии.

Этот вид искусства проявляется в виде трагедии, драмы, комедии; раскрывается в балете, опере, оперетте, а также в театре пантомимы, импровизации.

- Кто знает, где и как зародилось театральное искусство?

Театральное искусство зародилось в Древней Греции около 2,5 тысяч лет назад. Сначала пьесы античного театра игрались во временных деревянных помещениях, затем афинское государство поручило частным лицам содержание и ремонт постоянного театра. Амфитеатры находились под открытом небом, здесь собирались целые десятки тысяч зрителей. Помимо профессиональных актеров в спектакле могли принимать участие и простые граждане. Танец и музыка обязательно сопровождали действие. Греки очень поклонялись богам, но особенно они почитали Диониса.

- Чему покровительствовал Дионис? (бог плодоносящих сил земли, растительности, виноделия и виноградарства, а также покровитель вдохновения. Один из двенадцати правящих олимпийских богов)

В его честь устраивали театральные представления. Позднее Дионис стал покровителем поэзии и театра.

Древнеримские театры отличались от Афинских тем, что изменился тип сцены. В римских театрах зародился новый вид представлений -Пантомима.

На Руси первые спектакли появились при царе Алексее Михайловиче в 1672 году.

- А какие виды театра вам известны?

Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение







- В Древней Греции.















- Бог плодородия и виноделия











-театр оперы и балета, драматический, ТЮЗ, театр оперетты, пантомимы, кукольный

Фронтальная






















































Предметные

реализация усвоенных ранее понятий и теорий.

4. Первичное усвоение новых знаний

Беседа, доклады учащихся, демонстрация

- Как вы думаете, кто принимает участие в создании спектакля?

Творчество актеров, сценографов, композитеров, хореографов, художников по костюму, свету, мастерство гримеров и других подчинено в современном театре единому режиссерскому замыслу, который опирается на сценарий, написанный автором, т.е. только от профессиональной, творческой работы каждого может “родиться” произведение искусства.

Давайте заглянем за кулисы …

  • Столярный цех. Здесь по готовым эскизам и чертежам делают всевозможные деревянные конструкции для сцены: возвышения, лестницы, загородки, каркасы домов, стены, заборы, стволы деревьев и прочее.

  • Костюмерно-пошивочный цех. Здесь работают художники – костюмеры. В соответствии с эскизами художника – постановщика они шьют костюмы и отдельные детали декорации для будущего спектакля.

  • Реквизиторский цех в соответствии с заданием художника обеспечивает будущую постановку предметами быта.

  • Бутафорский цех предназначен для того, чтобы изготавливать для сцены всевозможные «подделки» - все то, что невозможно использовать в натуральном виде: мечи, кинжалы, рыцарские доспехи, яства, маски и объёмные детали костюма. Специалистов этого цеха называют художниками – бутафорами.

  • Гримерный цех. Здесь работают художники – гримеры. По заданию художника – постановщика они выполняли индивидуальный грим (а при необходимости и парики) для каждого героя будущего спектакля.

  • Осветительный цех. В его задачу входит обеспечение каждой сцены будущего спектакля в соответствии с замыслом художника необходимыми световыми эффектами: свет прожектора, отсвет костра, пламя пожара, восход или заход солнца, свет луны, разрыв гранаты, звездное небо и прочее. Кроме того, в задачу цеха входит освещение сцены и актеров на ней. Этим всем занимаются художники – осветители.

И конечно же какой театр без актёров…

Актерское искусство - профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.

Общий принцип актёрского искусства - перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы. Рабочие инструменты актера так же различаются как внешние и внутренние.

  • Внешние (технологические) - грим, костюм, в некоторых видах театра - маска.

  • Внутренние (психо-физические) - физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.


Театральный костюм - элемент оформления спектакля. В истории театра известны три основные типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства – от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

Виды театральных костюмов:

  • Персонажный костюм - это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая (произнесением текста или пением) иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо. 

  • Игровой костюм - это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины наряжались в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.

Наконец, для ряжения использовались и различные искусственные украшения: цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д.


Грим (фр. grime, буквально - забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый) - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).

Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма - нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи.

Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.


Маска (личина) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- рабочие, осветители, актеры, режиссёры, ассистенты и т.д.









































































































***Доклад учащегося о истории возникновения искусства грима



Доклад учащихся о истории возникновения и разновидности масок.

1 ученик - греческая маска

2 ученик - Маски в Европейской культуре

3 ученик -Венецианская маска)

Фронтальная















































































































































Индивидуаль-ная

Познавательные: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

Личностные: Проявляют интерес к изучению материала.

Коммуникативные: грамотно выражают свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

5. Первичное закрепление

(Творческая работа).

Практическое выполнение творческого задания


- Надеюсь сегодня вы увидели, что художники не мало важную роль играют в создании спектакля, а какую задачу выполняет художник в театре?

- Сегодня мы тоже с вами превратимся в художников-декораторов, костюмеров и гримёров. С чего начинает свою работу художник-декоратор, гримёр и костюмер?

- У вас на столах есть всё необходимое для работы.

- Я предлагаю вам каждой команде распределить роли, для этого возьмите маршрутный лист и посмотрите, какие роли вам предстоит выполнить сегодня на уроке:

*художник-декоратор,

*костюмер,

*бутафор,

*актёр

Впишите свои фамилии напротив выбранной роли и обсудите, спланируйте работу в группе, действуйте сообща, помогайте друг другу.

Объяснение этапов работы по созданию маски, костюма и декораций.

- создание декораций, гример, художник по костюмам)

- эскиз, чертёж, макет, изготовление декораций

групповая

Познавательные: Поиск вариантов решения проблемной ситуации;

обсуждение алгоритма и выполнение импровизационного творческого задания;

Личностные: учатся критически осмысливать результаты.

Регулятивные: определяют способы достижения цели, выполняют работу по заданным требованиям Метапредметные: умение планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Инсценировка-импровизация

- У нас есть маски, костюмы, декорации и актёры – я предлагаю вам попробовать себя в небольшой сценке-импровизации. У актёров будет возможность перевоплотиться, а остальные участники группы смогут поддержать ребят в качестве зрителей.

Импровизация по мотивам сказки Вася-Василёк – «Дружба творит чудеса»

Групповая


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

Объяснение и запись Д/З

- Ребята, дома я предлагаю вам расширить свои знания о театре и подобрать иллюстрации с изображением театрального и кино-грима.

- Вы можете оформить их в виде презентации или наклеить на лист формата А4.

Записывают в дневник Д/З



8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

Обобщение полученных на уроке сведений

- Ребята вам понравился сегодняшний урок? Что нового вы сегодня узнали? Довольны ли своей работой на уроке?

- В маршрутных листах закончите предложение, оставьте своё мнение о сегодняшнем уроке, также я предлагаю вам оценить работу вашей группы и друг друга и поставить оценки группе и каждому участнику.

« закончи предложение»

  • - «На этом урок я понял, что…».

  • - «Мне понравилось…».

  • - «Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

  • - « Мне захотелось…».


Личностные:

учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.

















1 ученик - *** История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени.

Народные актёры Средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность. Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др.

2 ученик - С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя.

Маски играли важную роль в театральных традициях Греции. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре. Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из дерева или полотна на каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром.

Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной и зрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.


3 ученик - Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы.

Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Из Италии маска перекочевала во Францию, затем в Англию.

На Руси для обрядов праздника Масленицы использовались всевозможные устрашающие маски диких животных с рогами и зубами: маски старца, черта, быка, коровы, коня, козла, лося, медведя, волка и т. д. Ещё одна традиция, связанная с маской – это Рождественские святки, которые длились 12 дней. Отличительная черта Святок - хождение ряжеными. Необходимым элементом облика ряженого была маска-личина — обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева. На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы.

     При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой.

Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.

4 ученик - Для современного человека маска, в первую очередь, ассоциируется с карнавалом. Начало использования маски на карнавалах очень близко к античным истокам, древнему ритуалу и к мистериям. Карнавалы произошли от древних священных праздников урожая, основной мотив которых было - изобилие. Сам праздник КАРНАВАЛ был связан с красочными шествиями, гуляньями, переодеваниями и театрализованными представлениями. Венецианский карнавал самый известный, красочный и оригинальный.

Самые известные маски венецианского карнавала - это персонажи итальянской комедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец и доверчивость, этот персонаж почти всегда был обманут, предан.)

Венецианские маски делаются из кожи, фаянса, гипса или папье-маше. Маски раскрашивают от руки, с использованием грунта и сусального золота. Для декоративного оформления масок итальянцы используют кожу, различные ткани, ленты, перья, драгоценными камнями, бумагу, декоративные элементы (бисер, паетки, стразы бусины и т.д.) Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях - в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению.

- Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами.

В настоящее время маски широко используются в кукольных театрах, цирковых представлениях и в различных формах театра, например:

 японский театр но;

 комедия масок «дель арте»;

 индонезийский театр теней Ваянг;

 китайская Чао-опера и др.



Оценочный лист


Название команды: _________________________________

Капитан команды:__________________________________

Состав команды: роль: оценка:

1._____________________________/_______________/__________

2. ____________________________/_______________/__________

3. ____________________________/_______________/__________

4. ____________________________/_______________/__________

5. ____________________________/_______________/__________

6. ____________________________/_______________/__________

7. ____________________________/_______________/__________

Выберите роль для каждого участника группы - костюмер, гримёр, декоратор, бутафор, актёр)


Закончите предложение:


  • «На этом урок я понял, что……………………………………………….

………………………………………………………………………………......................................................................................................................................».



  • «Мне понравилось………………………………………………………......

…………………………………………………………………………………».



  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...............................

………………………………………………………………………………...».




  • « Мне захотелось……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………».








Закончите предложение:


  • «На этом урок я понял, что……………………………………………….

………………………………………………………………………………...».


  • «Мне понравилось………………………………………………………......

…………………………………………………………………………………».


  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...............................

………………………………………………………………………………...».


  • « Мне захотелось……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………».


Закончите предложение:


  • «На этом урок я понял, что……………………………………………….

………………………………………………………………………………...».


  • «Мне понравилось………………………………………………………......

…………………………………………………………………………………».


  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...............................

………………………………………………………………………………...».


  • « Мне захотелось……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………».



Закончите предложение:


  • «На этом урок я понял, что……………………………………………….

………………………………………………………………………………...».


  • «Мне понравилось………………………………………………………......

…………………………………………………………………………………».


  • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...............................

………………………………………………………………………………...».


  • « Мне захотелось……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………».



Поэтапность выполнения творческой работы:

1. Обсудите свои идеи создания образа героя и запечатлите их в эскизах.

2. Выбираем шаблон маски (полумаски) и детали украшения.

3. Оформляем маску (полумаску) с помощью цветной или самоклеящейся бумаги.

4. Примеряем маску и завершаем работу над ней креплением ленты.

5. Подбираем элементы костюма героя в соответствии с образом.

6. Выполняем эскиз декораций

7. Выполняем разметку на цветной бумаге и вырезаем элементы декорации.

8. Оформляем доску с помощью декораций.


Примеры оформления маски:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!