СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему: «Внешнее убранство русской избы» 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по программе Б.М.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Изобразительному искусству на тему: «Внешнее убранство русской избы» 5 класс»











Конспект

урока по Изобразительному искусству

На тему: «Внешнее убранство русской избы»

5 класс

Назаровой Юлии Игоревной



































г.Серпухов 2017 г.

План занятия:

  1. Актуализация темы урока.

  2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

  3. Организация восприятия учебного материала.

  4. Организация осмысления.

  5. Анализ.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов.

Тема: «Внешнее убранство русской избы»

Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора

Задачи:

  1. воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре;

  2. способствовать развитию творческой и познавательной активности;

  3. способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель)

Планируемые результаты:


Предметные: 

понимать специфику образного языка ДПИ;

 использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;

 выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; 

уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: 

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные:


 Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.


Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.





Оборудование:

- для педагога: конспект, презентация; наглядные пособия

- для учащихся: альбом, краски, кисти, карандаши, баночка, клеенка

















Список литературы:

  1. http://www.perunica.ru/chistiy_ist/665-krestyanskaya-izba-i-domovaya-rezba-nalichniki.html

  2. http://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_21.html

  3. http://svoya-izba.ru/2012/10/15/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0/









































Ход урока

Этапы

Содержание работы

Примечания.

Организационный момент.

Приветствие.


2.Сообщение темы. Актуализация знаний

Мы продолжаем с вами тему предыдущего урока: «Внешнее убранство русской избы».


Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба…

Напомните мне, что такое русская изба для человека в этом мире?

- Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

-Почему?

(Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный.)



И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

- Как вы думаете, почему?

( потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».)


Как вы все уже знаете, рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий, каких?

(Неба, земли и подземного мира.)


Третий ярус – (крыша, фронтон) что символизирует? (символизирует небонебесный свод)


Второй ярус – (часть сруба ниже фронтона, часть дома, где живут люди) что символизирует? (символизирует мир людей)


Первый ярус – (подклет (тут могли держать скот, хранить запасы), или подклеть, подпол) что символизирует?

( символизирует подземный мирземлю предков)


Ребята, давайте вспомним наличие декоративных элементов русской избы.


Какие вы запомнили?


Скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек)



Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?


(Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.)


Как называются доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю? (Причелины)


Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины


Что за резная доска, свисающая со стыка причелин? (Полотенце)


Окна – это глаза русской избы. Чем украшали окна?

(Их  украшали наличниками и ставнями)


Также хочу напомнить, что существует ещё и лобовая доска — она же зовётся и фризом —  в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, отделяющая сруб избы от чердака;




Беседа.

После того, как мы с вами ещё раз повторили основные декоративные элементы русской избы, их наличие, давайте поговорим об их разновидностях, какие они бывают. И чуть более – подробнее остановимся на символике и узорах в резных элементах.

Как вы уже знаете, каждый ярус украшался по определённым правилам.



Крыша, как небесный свод.

 Редкая изба в деревне, и по сей день, не украшена хотя бы простым коньком. Охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя.

В скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Кони – охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры.

Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской и Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом, возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок, смотрящих врозь, либо обращенных друг к другу. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.


Также традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба.

В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. Данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа.

Затейливая резьба присутствовала на кровле и в декоре деревянного дымохода. Конек, сорока ( это шпонка – стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень) и дымник – все три элемента на фоне неба смотрелись очень красиво.

Широко распространены изображения «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину причелин, что придает им дополнительную декоративность. Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли. (Те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной.)

Наиболее интересны причелины домов Нижегородской губернии, украшенные рельефными изображениями львов, сиринов, русалок. В Верхнем Поволжье их обычно покрывали каймой из неглубоких зубчатых порезок. Северные причелины представляли собой узкие длинные доски со сквозными равномерно чередующимися круглыми отверстиями. В средней полосе России с середины прошлого века до наших дней причелины часто декорируют накладным геометрическим или растительным узором.

А чем же украшалось полотенце?

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (Колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек)

Одним из традиционных украшений крестьянского дома была узорная лобовая доска, которая отделяла сруб от фронтона. Бывало, что растительный узор шел непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно четко намечался композиционный центр, по сторонам от него размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вызов, из которого выходили стебли цветочной гирлянды. Узоры, нанесенные на обычные сосновые доски, превращали этот простой материал в драгоценность.

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы.

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать – центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы.

Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Восходящее и заходящее солнце.

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай.

Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.

Деревянные ставни на окна в русских избах и домах устанавливались с незапамятных времён. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Для дополнительного украшения и защиты от внешней среды ставни обязательно окрашивались. Наиболее популярны были белые ставни или сочетание белого и синего. Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и здоровьем и поэтому придает дому приятную для глаз цветовую гамму.

И последнее, о каком внешнем убранстве мы поговорим, это о балконах и крылечках русской избы. Они чаще всего украшались резными балясинами. Также где присутствовали открытые лестницы, у них делались перила, состоявшие из бруса, поддерживаемого рядами столбиков, поставленных на ступени. Эти столбики, или балясины, были точеные или столярной работы и украшались резьбой. Иногда вместо баляс устраивали частые решетки.


























Ответы учащихся


































































































































































































































































































Практическая работа

Ваша задача состоит в том, чтобы вы сделали вашу избу в цвете. Прежде чем начинать работу в цвете, продумайте внимательнее, какие узоры будут присутствовать на ваших декоративных элементах русской избы ( на резном деревянном полотенце, на причелинах, на наличниках и ставнях, на лобной доске)

Работа будет состоять из трёх этапов.

  1. Закрасить одним лёгким цветом (цветом древесины) всю избу соответственно кроме окон.

  2. Снизу брёвна закрасить цветом чуть темнее, чем первоначальный цвет, чтобы они чётко выделялись.

  3. Прорисовать тонкой кистью, остальные декоративные элементы деталей русской избы. (Прорисовать конёк, резное деревянное полотенце и прорисовать на нём узор, отчетливо прорисовать причелины с резными узорами, прорисовать лобную доску и узор на ней, прорисовать наличники, ставни и узор на них и закрасить крылечко со ступенями и с резными балясинами)


Итоги

  1. Что такое русская изба для человека в этом мире?

  2. Чем украшалось резное деревянное полотенце?

  3. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий, каких?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!