Дата проведения: _________
Класс:
Тема: Вводное занятие. В мире Ниткографии.
Цель:
-заинтересовать учащихся художественно-эстетическим направлением; ознакомить их с деятельностью кружка, с различными техниками рисования; рассмотреть Ниткографию как технику рисования; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению
- развивать мышление, речь, фантазию, познавательную активность, расширять кругозор учащихся;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.
Форма: беседа
Оборудование: Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с водой, тряпочки.
Литература:
1) Н.А.Максименко «Спутник классного руководителя» - издательство «Учитель» г. Волгоград
2) Л.Н.Яровая «Внеклассные мероприятия» - издательство «ВАКО» г. Москва
3) Л.В.Мищенкова Калейдоскоп увлекательных мероприятий. Выпуск 2: Праздники, конкурсы, игры, сценки – издательство «Учитель» г. Волгоград
План проведения занятия
№ | Этапы занятия | Время(мин) |
1. | Организация начала кружка. | 1 мин |
2. | Сообщение темы и целей кружка, вида занятости на кружке. | 1 мин |
3. | Основная часть. | |
3.1. | Рассказ о нетрадиционных техниках | 3 мин |
3.2. | Рассказ о нетрадиционных техниках рисования | 2 мин |
3.3. | Рассказ о ниткографии | 2 мин |
3.4. | Пальчиковая игра “Пять и пять”. | 1 мин |
3.5. | Создание рисунков в технике ниткография | 15 мин |
3.6. | Беседа по сказке «Путешествие Ниточки и Иголочки» | 4 мин |
3.7. | Украшение продукта деятельности | 5 мин |
3.8. | Выставка рисунков | 3 мин |
4. | Итог занятия | 4 мин |
Содержание занятия
1.Организация занятия.
Алена: Добрый день, ребята! Присаживайтесь, мы очень рады вас видеть. Меня зовут
Алёна Владимировна.
Даша: Меня зовут Дарья Андревна.
Аня: А меня зовут Анна Вячеславовна.
2.Сообщение темы и целей кружка, вида занятости на кружке.
Алёна: Ребята, у нас начинает работать кружок «Цветик-семицветик»
Даша: Мы будем встречаться с вами каждый вторник в 13:00
Аня: На нашем кружке мы познакомимся с различными техниками рисования и будем учиться изображать их на листе бумаги.
Алёна: Мы будем с вами каждое наше занятие открывать чуточку возможного для нас всех.
3.Основная часть.
3.1. Рассказ о нетрадиционных техниках
Даша: Ребята, прослушайте загадки и после этого скажите, чем же мы с вами можем создавать картины.
Алена: Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (карандаш).
Аня: Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький... (фломастер)
Даша: Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)
Алена: Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит... (акварель)
Аня: На асфальте детвора
Нарисует нам с утра
Солнце, облако, машину,
Птичку, рыбку, Буратино,
Домик, бабочку, цветок.
Рисовать помог... (мелок)
-Так с помощью чего мы можем создавать картины?
3.2.Рассказ о нетрадиционных техниках рисования
Алёна: А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).
Даша: Ребята, на нашем кружке мы с вами будем рисовать различными способами. Такие как: Монотипия (это отпечатывание рисунка с помощью складывания листа); Рисование с помощью мыльных пузырей; Рисования пальцами; Кляксография; рисование с помощью сжатой бумаги; рисование с помощью ладошек; рисование с помощью штампа и многие другие.
Аня: Нас сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с не менее интересной техникой рисования Ниткографией.
3.3.Рассказ «О ниткографии»
Алёна: Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») - это значит рисование нитью
Даша: Для нашей работы вам потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисть, нитки разной толщины, салфетки.
Аня: - Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
3.4.Пальчиковая игра “Пять и пять”.
Алёна:
-Пять и пять пошли гулять,( Руки перед собой, ладошки широко раскрыты).
-Вместе весело играть, (Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются).
-Повернулись,( Вращение кистей рук).
-Улыбнулись, (^ Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее).
-В кулачек вот так свернулись. (Пальцы рук сжаты несильно в кулачки).
-Вот такие молодцы! (^ Стучат кулачок о кулачок).
- Молодцы!
3.5.Создание рисунков в технике ниткография
Даша:А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).
- Что вы слышите?
- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)
- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.
А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.
Аня: Ребята, а перед тем как приступить к нашей работе, обратите внимание как мы будем рисовать.
- Берем нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. . На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга. Происходит волшебство!
Алёна: Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.
- Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
3.6.Беседа по сказке «Путешествие Ниточки и Иголочки» (резерв)
Даша:Ребята, а пока подсыхают наши работы, прослушайте сказку про Ниточку и Иголочку. После прослушивания, скажите, какое же путешествие совершили герои. Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки
Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности…
- Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка.
- Да вот, вот скучаю, - с грустью сказала принцесса Ниточка.
- Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка.
- Я бы с удовольствием, - вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, - ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка.
- Подумаешь, - бойко возразила Иголочка, - путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии.
- Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию?
- Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём!
Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой.
- Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём.
- Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, - с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло?
- А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой.
- Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. - Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем?
- Наверно ты права, - уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием.
Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа.
- Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой.
- Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной!
Иголка громко постучала в дверь графа.
-Кто там, - послышался весёлый, чуть охрипший голос.
- Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка.
- Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен?
Здравствуйте, дедушка Клубочек, - как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера.
- Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек.
- Мы хотели…
- Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим.
Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица.
- Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, - отдал распоряжение дедушка Клубок.
- Сию минуту, - ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась.
- Угощайтесь, красавицы, - предложил дедушка Клубок.
- Спасибо, - как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем.
- Как вкусно! – восхищалась Ниточка.
- Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров.
- В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. - А зачем вам туда нужно?
- Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, - на одном дыхании выпалила Иголочка.
- Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница?
- Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, - с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка.
- Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве.
- Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они.
- Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок.
- Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай.
- А добавки хотите?
- Нет, - хором ответили Ниточка и Иголочка.
- Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку!
- А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка.
- Хорошее настроение и немного фантазии, - ответил дедушка Клубок.
- Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка.
Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры.
- А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок.
- Конечно, - захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин.
- Тогда нам сюда, - сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама.
- Интересно, - сказала упитанная Кисточка. - Зачем нам такие худышки, как Вы?
- Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, - парировала Кисточка-тростинка.
- Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. - Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса.
Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги.
- Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след.
И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе.
- А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка.
- Может и у меня что-то получится, - неуверенно сказала Иголочка.
Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию.
- Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек.
- Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, - заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще.
- Пусть попробуют, - вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки.
- Ух ты, - обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь.
- Давай, давай, - стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна.
- Я и сама не знаю, на что я способна, - чуть не заплакала Ниточка.
- Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, - вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей.
- Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, - виновато сказала Кисточка тростинка.
Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать - не знала.
Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой.
- Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. - Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься - не унимались они.
- Смотрите! – перебил их галантный Лист, и он раскрыл свои половинки.
- Ах, как красиво! – только и успели сказать все участники этой истории. Каждый видел в Ниточкином следе (хотя на самом деле, следа получилось сразу два, одинаково похожих друг на друга, как братья-близнецы) что-то своё, необыкновенное… Кто-то красивые воздушные цветы необычайной формы, кто-то танцующую мышку, а кто-то маленького мышонка.
- Надо же, - удивилась упитанная Кисточка, и это с первого раза.
- Ура,- закричала Иголочка. - Ты просто молодец!
- Отличный дебют, - похвалили Мамки-няньки. Оказывается, и самостоятельность иногда не мешает нашим деткам. Зря мы так волновались.
- А можно, я тебе буду помогать, - с мольбой в голосе сказала Иголочка.
- Конечно, - обрадовалась Ниточка. Ведь мы с тобой неразлучные подруги.
- Уважаемый Лист, можно мне иногда Вас прокалывать в нужных для нас местах? – спросила Иголочка у белоснежного Листа бумаги.
- Конечно, я очень люблю, когда кто-нибудь мыслит по-своему. Я в вашем распоряжении!
И тут такое началось! Ниточка ныряла то в одну, то в другую баночку, Кисточка помогала ей набирать краску, Иголочка прокалывала лист бумаги в нужных местах, Кисточки с удовольствием добавляли свою лепту и видение в новые шедевры, мамки няньки кругом помогали юным дарованиям, а старый граф Клубок стоял и любовался всё новым и новым картинам. Не было ни одного рисунка, который бы повторился у Ниточки с Иголочкой.
- О! Да ведь это «Ниткография» - с улыбкой проговорил старый Клубок.
Так какое же путешествие совершили Ниточка и Иголочка?
3.7. Украшение продукта деятельности
Алёна: - Ребята, пока мы отдыхали, наши разрисованные необычным способом рисунки подсохли, и мы можем их дорисовать, нарисуйте к ним листочки или то, что больше подходит к вашему рисунку.
3.8.Анализ работ
Аня: -Ребята, а теперь давайте же покажем всем какие красивые рисунки у нас получились. Я прошу выйти к доске 1 ряд….2 ряд…. и 3 ряд.
4. Итога занятия
Алёна:-Ребята с какой техникой рисования мы с вами познакомились? (ниткография)
Даша: -Как мы будем выполнять рисунок с помощью ниткографии? (мы окрашиваем нить, прикладываем ее к листу, после чего вытягиваем нить из под листа и получается рисунок)
Аня: Правильно ребята, сегодня на наше занятии мы с вами познакомились с такой техникой как ниткография и научились выполнять рисунки с помощью этой техники.
Алёна: Спасибо вам за занятие. До новых встреч!