СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Тема: "Петр Великий. Российская Империя". Методист: Осипова.Л.В

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Тема: "Петр Великий. Российская Империя". Методист: Осипова.Л.В»


УМК «Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир. Плешаков А.А.

Класс: 4

Тема: "Петр Великий. Российская Империя"

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать представления о Петре I – первом императоре, его преобразованиях, о строительстве Санкт - Петербурга.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства -становлением Российской империи;

  2. Сформировать образ Петра I , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление воспитанникам о реформах Петра в социальной политике;

  3. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

И снова урок истории – 
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!


-Готовы продолжать путешествие по страницам истории?

История - это главное богатство русского народа. Сегодня мы узнаем ещё что-то новое из истории.

-Я желаю вам всем успехов в открытие нового знания. Теперь в путь, друзья!

-С чего начнете работу на уроке? ( с повторения необходимых знаний)



II .Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Давайте все вместе вспомним уже известные нам события и деятелей. ( фронтальная работа)

– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

– Когда в России начали править цари из рода Романовых?

– Кто мог сказать такие слова?

1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».

(Кузьма Минин.)

2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».

(Иван Федоров.)

3. «И повел я войско навстречу Ахмату».

(Иван Грозный.)

4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».

(Дмитрий Пожарский.)


«Яркое пятно”
- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.


III.Постановка учебной проблемы (целеполагание)


-Возникло ли затруднение при ответе на вопрос? ( если да, то почему?)

- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
- Итак, какая же будет тема нашего урока? Кто догадался?

-Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. (Петр Великий)
- Какой у вас возник вопрос (почему Петра называли Великим?) (Не знаем ответа на этот вопрос)

-Какую же цель поставим перед собой?

- В конце урока вы сами дадите мне ответ на этот вопрос


IV. Открытие «нового знания»

 

- У вас на столах лежат листочки с изображением родословного древа семьи Романовых. Найдите на нем Петра 1 и скажите, чьим сыном и внуком он был?

- 30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку. Детство Петр провел в подмосковных селах Преображенском и Семеновском . Петр очень любил подвижные игры. Его игрушками были пушки, пистолеты, корабли. Когда Петру было 12 лет, для него построили потешную крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Много времени он проводил в военные игры со сверстниками, из которых были созданы 2 потешных полка- Семеновский и Преображенский. В будущем они стали опорой молодого царя. Также в детстве у Петра появился огромный интерес к морю и кораблестроению…
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство? (10 лет)

- Прочитайте слова на доске. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
- Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)

- Какой город на Неве построил Петр I? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте внимательно посмотрим на слайд. Перед вами достопримечательности города, который основал Петр1, давайте все вместе соотнесем картинки с названиями и ответим на поставленный вопрос.

(фронтальная работа с доской)

- Какой ответ получился? (Санкт-Петербург)

- Давайте совершим заочную экскурсию в северную столицу и познакомимся с ее достопримечательностями.

– Прочитайте текст на с. 98–100. Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.)

– Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)

- Какие же преобразования провел Петр I? (Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.)

Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще? ( Он был солдатом, моряком, строителем - Что еще нового из прочитанного узнали о Петре? Не жалел ни себя, ни своих подданных)
- Объясните, как вы это понимаете (высказывания детей)
- Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных? (мнения)
- Рассмотрите иллюстрации на странице. Какие реформы вы видите? (Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.)

- Подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему?

Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.
1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот

2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
3 группа готовит ответы на вопросы:
1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?
Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?
5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?
Для чего была основана Академия наук?


- Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?

(ответы групп, , одновременно рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга)






V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Что мы выяснили о жизни и деятельности Петра1?

- Давайте попробуем решить следующие задание, применив новые знания (фронтальная работа). У вас на партах есть карточка с кроссвордом. Отвечаем на вопросы, аргументируя свой ответ.

1. В 1721 году во время правления Петра Первого Россия стала ЕЮ.
2. В ЭТОМ селе юный Пётр прошёл неплохую боевую подготовку.
3. Первое плавание по морю навело Петра на мысль, что в России должен быть собственный ОН.
4. Победа над шведами окончательно закрепила за Россией ЭТУ область.
5. ЭТОТ город Пётр Первый взял у турков только со второго раза.
6. Именно ОНО появилось у нас в Европу благодаря Петру Первому.
7. Петропавловская крепость, возведённая Петром, стала основой ЕГО.
8. Именно ТАКИМ прозвали Петра Первого за его дела.
9. Фактическая правительница России в начале правления десятилетнего Петра.

10. Где прошло детство Петра1

11. Какое было отчества у Петра1

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (Нет)
Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

- Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

VI. Самоконтроль и самопроверка

- Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните задание.
- Проверим работу (один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся)

- Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какую ошибку допустили и почему?

- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».


VII. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала

- Зачем мы с вами сегодня все это изучали? Для чего нам нужны эти знания?

– Назовите главные слова нашего урока. (Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.)

 Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? 
(Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.)

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным? (отвечают на вопросы)




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!