Тема урока: Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.
Цель урока: понимать:
противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,
сущность процессов «застоя» в политике;
Обучающиеся узнают:
Характерные черты политической жизни СССР в 1960-1980 гг;
Основные положения Концепции «развитого социализма»;
Особенности Конституции 1977 г
Основные понятия данной темы
Десталинизация (1953-1964)— процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».
Ресталинизация-это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.
Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я- пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.
Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
Обучающиеся используют знания и умения в практической деятельности:
-приобретут опыт самостоятельной учебной деятельности;
-выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.
Тип урока: урок нового знания
Оборудование: иллюстрации учебника пар.35 (Торкунов); рабочий лист
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)
2.Определение темы и задач урока:Задание в рабочем листе
Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.
Предположите, какова будет тема урока? Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.
Что мы должны выяснить в рамках данной темы?
При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов
Что послужило причинами заговора?
Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,
провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,
неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения
Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)
То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал
В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.
3.Работа над темой урока
3.1. Работа с текстом параграфа 35
Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)
Схема ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста
ВВП)
1 950-е гг в СССР ???( было построено более 8 тыс. предприятий)
с тремительный рост
??? (значительно вырос уровень жизни народа)
??? (лидирующие позиции по развитию научно-
технического прогресса, велось освоение космоса,
созданы предпосылки для реализации социальных
программ)
все это указывает на «советское экономическое чудо»
ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):
1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);
2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);
3.__________________ 9усталость общества от постоянных перемен)
Учитель. Время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX ь. было периодом нашей истории, который называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой»., но чаще всего «периодом застоя». Именно в эти годы накладывавшиеся десятилетиями негативные явления и трудности, нерешённые проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономики, деформациям общественно-политической жизни, оскудению духовной сферы. Но всё ли так плохо было в этот период? Л.И. Брежнев пришёл к власти без подробной программы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осудив Н.С. Хрущёва за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания.
3.2. Работа в группах:
1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»
Ответ
1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим
2.коллегиальное руководство страной;
3.Централизация управления;
4.Идеологизация общественной жизни;
5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;
6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;
7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;
8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);
9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;
10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;
11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.
2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)
Ответ:Конституция 07.10. 1977 г
1.закрепила руководящую роль КПСС:
Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;
Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;
Партия стала «политическим ядром»;
Политический аппарат стал главной политической силой;
Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.
3.3. Закрепление материала:
Вопросы
Политический лозунг Брежнева?;
Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);
Объясни «теневая экономика»? -(экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и скрываемая от общества);
Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);
Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)
4.Подведение итога урока. Рефлексия 3МММ (3 важных момента темы)
5.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы
Дополнительно(если позволит время) выполняем сообща
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ. СРАВНИТЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. НАЙТИ ОБЩЕЕ (НЕ МЕНЕЕ 2) И РАЗЛИЧНОЕ (НЕ МЕНЕЕ 3).
Рабочий лист
1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)
2.Определение темы и задач урока: Задание в рабочем листе
Кто эти люди?
Предположите, какова будет тема урока?
Что мы должны выяснить в рамках данной темы?
При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?
Что послужило причинами заговора?
3.Работа над темой урока
3.1. Работа с текстом параграфа 35
Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева»
Схема ???
1 950-е гг в СССР ???
с тремительный рост
???
???
????
ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):
1. __________________;
2.__________________ ;
3.__________________
3.2. Работа в группах:
1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»
2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)
3.3. Закрепление материала:
Вопросы
Политический лозунг Брежнева?;
Каковы главные критерии при назначении на должность?
Объясни «теневая экономика»?;
Концепция политики Брежнева?;
Достижения при власти Брежнева?
4.Домашнее задание:пар.35, с 147-148 вопросы
5.Рефлексия: 3 МММ (важных момента темы)