СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России в 11 классе "Политическое развитие СССР в 1960-начале 1980-х гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок новых знаний. На уроке используется группоавя форма работы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России в 11 классе "Политическое развитие СССР в 1960-начале 1980-х гг"»

Тема урока: Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.


Цель урока: понимать:

  • противоречивость общественно-полити­ческой жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,

  • сущность процессов «застоя» в политике;

Обучающиеся узнают:

  • Характерные черты политической жизни СССР в 1960-1980 гг;

  • Основные положения Концепции «развитого социализма»;

  • Особенности Конституции 1977 г

  • Основные понятия данной темы

Десталинизация (1953-1964)— процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».

Ресталинизация-это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.

Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я- пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.

Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.

Обучающиеся используют знания и умения в практической деятельности:

-приобретут опыт самостоятельной учебной деятельности;

-выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: иллюстрации учебника пар.35 (Торкунов); рабочий лист

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

2.Определение темы и задач урока:Задание в рабочем листе

  • Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. Верно.

  • Предположите, какова будет тема урока? Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Верно. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.

  • Что мы должны выяснить в рамках данной темы?




  • При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов

  • Что послужило причинами заговора?

  • Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,

  • провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,

  • неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения

  • Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)

  • То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал

В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.

3.Работа над темой урока

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)

Схема ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста

ВВП)


1 950-е гг в СССР ???( было построено более 8 тыс. предприятий)

с тремительный рост

??? (значительно вырос уровень жизни народа)


??? (лидирующие позиции по развитию научно-

технического прогресса, велось освоение космоса,

созданы предпосылки для реализации социальных

программ)


все это указывает на «советское экономическое чудо»


ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);

2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);

3.__________________ 9усталость общества от постоянных перемен)


Учитель. Время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX ь. было периодом нашей истории, который называют «два­дцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпо­хой»., но чаще всего «периодом застоя». Именно в эти годы на­кладывавшиеся десятилетиями негативные явления и трудно­сти, нерешённые проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономи­ки, деформациям общественно-политической жизни, оскуде­нию духовной сферы. Но всё ли так плохо было в этот период? Л.И. Брежнев пришёл к власти без подробной про­граммы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осу­див Н.С. Хрущёва за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания.

3.2. Работа в группах:

1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»

Ответ

1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.


2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

Ответ:Конституция 07.10. 1977 г

1.закрепила руководящую роль КПСС:

  • Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;

  • Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;

  • Партия стала «политическим ядром»;

  • Политический аппарат стал главной политической силой;

  • Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

3.3. Закрепление материала:

Вопросы

  • Политический лозунг Брежнева?;

  • Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);

  • Объясни «теневая экономика»? -(экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и скрываемая от общества);

  • Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);

  • Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)

4.Подведение итога урока. Рефлексия 3МММ (3 важных момента темы)

5.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы












Дополнительно(если позволит время) выполняем сообща


ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ НА СРАВНЕНИЕ. СРАВНИТЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ. НАЙТИ ОБЩЕЕ (НЕ МЕНЕЕ 2) И РАЗЛИЧНОЕ (НЕ МЕНЕЕ 3).































Рабочий лист

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

2.Определение темы и задач урока: Задание в рабочем листе

  • Кто эти люди?

  • Предположите, какова будет тема урока?

  • Что мы должны выяснить в рамках данной темы?



  • При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?

  • Что послужило причинами заговора?

3.Работа над темой урока

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева»

Схема ???

1 950-е гг в СССР ???

с тремительный рост

???


???

????

ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________;

2.__________________ ;

3.__________________


3.2. Работа в группах:

1 группа: на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»


2 группа: Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)


3.3. Закрепление материала:

Вопросы

  • Политический лозунг Брежнева?;

  • Каковы главные критерии при назначении на должность?

  • Объясни «теневая экономика»?;

  • Концепция политики Брежнева?;

  • Достижения при власти Брежнева?

4.Домашнее задание:пар.35, с 147-148 вопросы

5.Рефлексия: 3 МММ (важных момента темы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!