СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России на тему "Окончание Смутного времени" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России на тему "Окончание Смутного времени" (7 класс)»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ на тему: «ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ» Класс: 7

Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.

Планируемые результаты:

предметные: давать определения понятий: гетман, интервенция, Семибоярщина; описывать планы иностранных государств по отношению к России;

определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским;

определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны; оценивать значение восшествия на престол династии Романовых;

овладевать целостным представлением об историческом пути русского народа при помощи исследования различных документов (исторической карты, отрывков из исторических источников, произведений древнерусской культуры); применять основные хронологические понятия, термины; коммуникативные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью;

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)

- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)

- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)

- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)

- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).

Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)

Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?

3. Изучение нового материала.

К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)

​ Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».

​ Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.

​ После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.

1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником с. 26, работа с картой с. 27)

У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.

2) Семибоярщина (просмотр презентации).

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.

Запись в тетрадь:

Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.

3)Работа с учебником с. 29 :

вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

4) Работа в группах:

1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),

2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),

Результат - составление таблицы:



Народное

ополчение

Центр

формиро-

вания

Руково

дители

Основной состав

Итоги деятельности

Первое

ополчение

Рязань

Прокопий

Ляпунов

Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II.

Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов


Второе

ополчение

Нижний

Новгород

Кузьма

Минин

Дмитрий

Пожарский

Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав.

Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы.




5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы на доске и в тетрадях:

Дата

Событие

Июль 1612 г.

Поход Второго ополчения на Москву.

22 августа

1612 г.

Первый бой с отрядами Ходкевича. Объединение отрядов Трубецкого(остатков Первого ополчения) со Вторым ополчением.

24 августа

1612 г.

Победа ополченцев в сражении. Бегство Ходкевича из Москвы.

Сентябрь-

Октябрь

1612 г.

Осада Вторым ополчением Кремля и Китай-города.

22 октября

1612 г.

Ополченцы захватили Китай-город.

4 ноября

1612 г.

Сдача остатков польского гарнизона, засевшего в Кремле. Полное освобождение Москвы от захватчиков.



Подвиг Ивана Сусанина – с. 32 в учебнике, слайд презентации.

6). Земский собор 1613 года. (слайды презентации).

Работа с документом на с.34-35. Ответы на вопросы.

- Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирский и татарский народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

- Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)

- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Итоги Смутного времени (запись в тетради)

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.

• Новая династия. • Потеря территории.

• Укрепление царской власти.• Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов

4. Домашнее задание.

Параграф 3. Ответить на вопросы к параграфу, выполнить одно из творческих заданий рубрики «Учимся быть историками».



5. Рефлексия.

1. Что я запомнил? Назовите:

- два самых важных имени,

- два самых важных события,

- два самых важных качества личности лидера,

- две причины победы русского народа в борьбе с иноземцами.

2. Что мне понравилось делать сегодня на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!