КОНСПЕКТ УРОКА
По Истории Отечества
В 7 «А» классе
На тему: «Московский князь Иван Калита»
Учитель истории:
Собинова Т.Н.
КОНСПЕКТ УРОКА
По Истории Отечества
В 7 «А» классе
На тему: «Московский князь Иван Калита»
Тип урока: комбинированный
Цель: рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.
Задачи:
Образовательные:
показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты;
дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу;
подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите.
Коррекционно-развивающие:
учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам;
развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность;
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
соблюдать режим охраны здоровья, путём проведения динамической паузы.
Оборудование: презентация Power Point «Иван Калита», карточки.
Основные знания: Иван Калита – первый московский князь, «собиратель земли русской».
Словарь: калита, митрополит.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Оргмомент | -Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас уроке гости. Постарайтесь показать свои знания и умение работать. -Кто сегодня отсутствует на уроке? | Приветствуют учителя и гостей. Рапорт дежурного. | |
II. Повторение пройденного материала | Проводит опрос учащихся: - Прежде чем перейти к новой теме мы повторим материал прошлого урока «Русские княжества в 13-14 веках». Предлагаю вам ответить на вопросы учебника на стр. 141. Читаем вопрос учебника и даем ответ с опорой на текст. | Дети отвечают на вопросы 1-4 на стр. 141. | |
III. Сообщение темы урока Актуализация знаний. | Вводное слово учителя. В XIV в. первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил Александрович. Но большую славу приобрёл его внук Иван, по прозвищу Калита. При нём незаметный и маленький городок Москва и будущая столица стал известен всей Руси. Тема урока: «Московский князь Иван Калита» - Запишите число и тему урока в тетрадь. Словарная работа Калита. | Записывают число, тему, словарное слово Калита – кожаный мешочек с деньгами, который носили на ремне у пояса. | Словарное слово на доске |
IV. Изучение нового материала. | Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации. История основания Москвы Личность князя Ивана Даниловича Политика Ивана Калиты Рост и укрепление Москвы во время правления Ивана Калиты. Работа с текстом учебника. - В презентации мы коротко познакомились с мудрым и успешным Московским князем, с новым словарным словом «Митрополит», запишем его в тетрадь стр. 141. Более подробно изучим тему в процессе работы с учебником на стр.136-138. К нашей теме есть вопросы на стр. 141,(читает вопрос №5.) - Следующий вопрос №6, (читает.) - Таким образом подведем итог об успехах правления Ивана Калиты и составим схему. Совместно с учащимися составляется опорная схема: Итог: При Иване Калите Москва стала самым богатым княжеством на Руси. Поэтому его и назвали «собиратель земли русской» | Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Дети отвечают, используя текст учебника. Участвуют в составлении схемы Работают по схеме. Дают полный ответ. | Слайды № 1-4 Слайды № 5-10 |
Динамическая пауза | Физкультминутка | | |
V.Закрепление изученного материала | Чтобы закрепить полученные знания предлагаю вам выполнить несколько заданий: Задание 1. Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»? Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова: «Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________. Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина. Задание 2. Выбрать правильный ответ. 1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему? -Московское -Тверское 2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому? -внуком -сыном 3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского? -калита -суровый 4. В каком княжестве правил Иван Калита? -в Московском -в Тверском Задание 3. Соотнесите даты и события Дата | Событие | 1147г. | Начало княжения Ивана Калиты | 1325г. | Основание Москвы | | Учащиеся вставляют пропущенные слова на карточках. Работа по карточкам | Карточки карточки |
VI. Итог урока Домашнее задание | Фронтальный опрос учащихся: -О каком князе мы сегодня говорили? -Что сделал Иван Калита для Москвы? Стр. 136-138, подготовить ответы на вопросы на стр. 141 | | |
V. Рефлексия. | Если вы считаете что вы со всем справились и давали верные ответы, то поставьте знак , если было непонятно и вы не справлялись то покажите знак | | |
Выставление оценок. | Комментирование работы на уроке, выставление оценок. | | |
Рабочий лист
Тема урока: __________________________________________________________________
Впишите даты на ленту времени
1147г., 2017г.
Соотнесите десятичные дроби с буквами
1,2 –А 8,4 – Н 2,9 – Т
3,5 – В 0,9 – Л
0,7 – И 1,1 – К
Выбрать правильный ответ.
1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему?
-Московское
-Тверское
2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?
-внуком
-сыном
3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского?
-калита
-суровый
4. В каком княжестве правил Иван Калита?
-в Московском
-в Тверском
Выбрать правильный ответ.
1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему?
-Московское
-Тверское
2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?
-внуком
-сыном
3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского?
-калита
-суровый
4. В каком княжестве правил Иван Калита?
-в Московском
-в Тверском
Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?
Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:
«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.
Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.
Соедините стрелками дату и событие:
Дата | Событие |
1147г. | Начало княжения Ивана Калиты |
1325г. | Основание Москвы |
| |
Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?
Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:
«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.
Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.
Соедините стрелками дату и событие:
Дата | Событие |
1147г. | Начало княжения Ивана Калиты |
1325г. | Основание Москвы |
1325 г. – начало правления Ивана Калиты.
5 слайд
Ивана Даниловича прозвали в народе Калита– кожаный мешочек с деньгами, который носили на ремне у пояса .
Князя так прозвали то ли за то, что любил он милостыню нищим и сиротам подавать, то ли за то, что был богат и год от года увеличивал казну Московского княжества.
Иван Данилович Калита второй сын Даниила Александровича. Стал Московским князем в возрасте 42 лет.
С детства его обучали верховой езде и военному искусству: метать копье, пользоваться луком и мечом. Учил его отец и управлять государством. Ивану рассказывали историю земли русской, о подвигах великих русских богатырей, о жизни соседних народов. Иван с детства уже узнал, какие обиды были нанесены его семье другими князьями. Он старался запомнить, с кем ему надо дружить, а с кем воевать.
Иван Калита получил хорошее образование, много читал.
6 слайд
Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов.
Умный и хитрый, Иван Калита из всего умел извлечь выгоду и разными способами увеличивал свое княжество: покупал соседние земли; те земли, которые не хотели присоединяться за деньги, Иван завоевывал военной силой. Чтобы подчинить себе соседние земли Москве, он одну свою он дочь выдал замуж за ярославского князя, а другую – за ростовского – на их землях он стал распоряжаться сам. Так постепенно увеличивалась территория Московского княжества.
7 слайд
Был он человеком умным, хитрым и коварным. Иван Калита часто ездил в Золотую Орду и подружился с ханом. Он дарил хану дорогие подарки, говорил ему льстивые слова. Хан так стал ему доверять, что передал Калите право самому собирать дань со всех русских земель и отвозить ее в Орду.
8 слайд
-Заботился о том, чтобы развивалась торговля и ремесла – со всех стран съезжались в Москву куцы и платили пошлину за свою торговлю на Московской земле.
9 слайд
-Построил новую крепостную стену из крепкого дуба и поставил первые каменные храмы на территории Москвы
10 слайд
-Иван Калита перевел в Москву митрополита – главу Русской православной церкви – митрополит Петр.
Итог: При Иване Калите Москва стала самым богатым и сильным княжеством на Руси.
Мы познакомились с мудрым и успешным князем Московским Иваном Калитой.
Прекращение набегов на московскую землю
Деятельность Ивана Калиты
Увеличение притока населения в Москву
Оставление части дани на усиление Москвы
Увеличение территории московского княжества
Налаживание отношений с ханом Узбеком