СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Истории отечества 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Задачи: Образовательные:

  • показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты;
  • дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу;
  • подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите.

Коррекционно-развивающие:

  • учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам;
  • развивать умения устанавливать  последовательность событий, определять их длительность;

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Истории отечества 7 класс»





КОНСПЕКТ УРОКА

По Истории Отечества

В 7 «А» классе

На тему: «Московский князь Иван Калита»





Учитель истории:

Собинова Т.Н.

















КОНСПЕКТ УРОКА

По Истории Отечества

В 7 «А» классе

На тему: «Московский князь Иван Калита»

Тип урока: комбинированный
Цель: рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.
Задачи:
Образовательные:

  • показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты;

  • дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу;

  • подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите.

Коррекционно-развивающие:

  • учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам;

  • развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность;

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории Отечества.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

  • соблюдать режим охраны здоровья, путём проведения динамической паузы.

Оборудование: презентация Power Point «Иван Калита», карточки.

Основные знания: Иван Калита – первый московский князь, «собиратель земли русской».

Словарь: калита, митрополит.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Оргмомент


-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас уроке гости. Постарайтесь показать свои знания и умение работать.

-Кто сегодня отсутствует на уроке?

Приветствуют учителя и гостей.

Рапорт дежурного.


II. Повторение пройденного материала


Проводит опрос учащихся:

- Прежде чем перейти к новой теме мы повторим материал прошлого урока «Русские княжества в 13-14 веках». Предлагаю вам ответить на вопросы учебника на стр. 141.
Читаем вопрос учебника и даем ответ с опорой на текст.






Дети отвечают на вопросы 1-4 на стр. 141.


III. Сообщение темы урока

Актуализация знаний.








Вводное слово учителя.

В XIV в. первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил Александрович. Но большую славу приобрёл его внук Иван, по прозвищу Калита. При нём незаметный и маленький городок Москва и будущая столица стал известен всей Руси.

Тема урока: «Московский князь Иван Калита»

- Запишите число и тему урока в тетрадь.
Словарная работа Калита.









Записывают число, тему, словарное слово



Калита – кожаный мешочек с деньгами, который носили на ремне у пояса.









Словарное слово на доске

IV. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации.

  1. История основания Москвы

  2. Личность князя Ивана Даниловича

  3. Политика Ивана Калиты

  4. Рост и укрепление Москвы во время правления Ивана Калиты.


  1. Работа с текстом учебника.

- В презентации мы коротко познакомились с мудрым и успешным Московским князем, с новым словарным словом «Митрополит», запишем его в тетрадь стр. 141.
Более подробно изучим тему в процессе работы с учебником на стр.136-138.
К нашей теме есть вопросы на стр. 141,(читает вопрос №5.)
- Следующий вопрос №6, (читает.)


- Таким образом подведем итог об успехах правления Ивана Калиты и составим схему.
Совместно с учащимися составляется опорная схема:

Итог: При Иване Калите Москва стала самым богатым княжеством на Руси. Поэтому его и назвали «собиратель земли русской»


Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы.












Дети отвечают, используя текст учебника.



Участвуют в составлении схемы









Работают по схеме. Дают полный ответ.



Слайды
№ 1-4

Слайды № 5-10

Динамическая пауза

Физкультминутка



V.Закрепление изученного материала

Чтобы закрепить полученные знания предлагаю вам выполнить несколько заданий:
Задание 1.
Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:

«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.

Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.

Задание 2.
Выбрать правильный ответ.

1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему?

-Московское

-Тверское

2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?

-внуком

-сыном

3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского?

-калита

-суровый
4. В каком княжестве правил Иван Калита? 

-в Московском

-в Тверском





Задание 3. Соотнесите даты и события

Дата

Событие

1147г.

Начало княжения Ивана Калиты

1325г.

Основание Москвы






Учащиеся вставляют пропущенные слова на карточках.







Работа по карточкам





Карточки















карточки

VI. Итог урока



Домашнее задание

Фронтальный опрос учащихся:

-О каком князе мы сегодня говорили?

-Что сделал Иван Калита для Москвы?


Стр. 136-138, подготовить ответы на вопросы на стр. 141






V. Рефлексия.



Если вы считаете что вы со всем справились и давали верные ответы, то поставьте знак , если было непонятно и вы не справлялись то покажите знак





Выставление оценок.

Комментирование работы на уроке, выставление оценок.





Рабочий лист

Тема урока: __________________________________________________________________

  1. Впишите даты на ленту времени

1147г., 2017г.

  1. Соотнесите десятичные дроби с буквами

1,2 –А 8,4 – Н 2,9 – Т

3,5 – В 0,9 – Л

0,7 – И 1,1 – К































Выбрать правильный ответ.

1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему?

-Московское

-Тверское

2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?

-внуком

-сыном

3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского?

-калита

-суровый
4. В каком княжестве правил Иван Калита? 

-в Московском

-в Тверском







Выбрать правильный ответ.

1.Какое княжество становилось сильным в XIV веке и почему?

-Московское

-Тверское

2. Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?

-внуком

-сыном

3. Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского?

-калита

-суровый
4. В каком княжестве правил Иван Калита? 

-в Московском

-в Тверском















  1. Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:

«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.

Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.



  1. Соедините стрелками дату и событие:

Дата

Событие

1147г.

Начало княжения Ивана Калиты

1325г.

Основание Москвы





  1. Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:

«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.

Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.



  1. Соедините стрелками дату и событие:

Дата

Событие

1147г.

Начало княжения Ивана Калиты

1325г.

Основание Москвы









1325 г. – начало правления Ивана Калиты.
5 слайд

Ивана Даниловича прозвали в народе Калита– кожаный мешочек с деньгами, который носили на ремне у пояса .
Князя так прозвали то ли за то, что любил он милостыню нищим и сиротам подавать, то ли за то, что был богат и год от года увеличивал казну Московского княжества.
Иван Данилович Калита второй сын Даниила Александровича. Стал Московским князем в возрасте 42 лет.
С детства его обучали верховой езде и военному искусству: метать копье, пользоваться луком и мечом. Учил его отец и управлять государством. Ивану рассказывали историю земли русской, о подвигах великих русских богатырей, о жизни соседних народов. Иван с детства уже узнал, какие обиды были нанесены его семье другими князьями. Он старался запомнить, с кем ему надо дружить, а с кем воевать.
Иван Калита получил хорошее образование, много читал.

6 слайд

Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов.
Умный и хитрый, Иван Калита из всего умел извлечь выгоду и разными способами увеличивал свое княжество: покупал соседние земли; те земли, которые не хотели присоединяться за деньги, Иван завоевывал военной силой. Чтобы подчинить себе соседние земли Москве, он одну свою он дочь выдал замуж за ярославского князя, а другую – за ростовского – на их землях он стал распоряжаться сам. Так постепенно увеличивалась территория Московского княжества.
7 слайд

Был он человеком умным, хитрым и коварным. Иван Калита часто ездил в Золотую Орду и подружился с ханом. Он дарил хану дорогие подарки, говорил ему льстивые слова. Хан так стал ему доверять, что передал Калите право самому собирать дань со всех русских земель и отвозить ее в Орду.
8 слайд

-Заботился о том, чтобы развивалась торговля и ремесла – со всех стран съезжались в Москву куцы и платили пошлину за свою торговлю на Московской земле.

9 слайд

-Построил новую крепостную стену из крепкого дуба и поставил первые каменные храмы на территории Москвы

10 слайд

-Иван Калита перевел в Москву митрополита – главу Русской православной церкви – митрополит Петр.


Итог: При Иване Калите Москва стала самым богатым и сильным княжеством на Руси.
Мы познакомились с мудрым и успешным князем Московским Иваном Калитой.



Прекращение набегов на московскую землю


Деятельность Ивана Калиты





Увеличение притока населения в Москву




Оставление части дани на усиление Москвы


Увеличение территории московского княжества

Налаживание отношений с ханом Узбеком



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!