СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Нового времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Нового времени»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Выездновская БЛДПИЬЛБ школа

Глава 2. Меняющийся облик Европы. Европейское Возрождение. Реформация и контрреформация в Европе. Урок 2. Рождение капитализма

[Введите подзаголовок документа]


Гудзишевская Нина Валентиновна




Конспект





Конспект

Цель: проследить процесс зарождения капитализма в Европе

Задачи:

  • выяснить сущностные характеристики капитализма, характеризовать условия, создавшие возможность перехода от средневекового общества к капиталистическому;

  • определить особенности процесса перехода к капитализму в городе и в сельской местности;

  • развивать навыки анализа различной исторической информации, умения систематизировать материал в схемах и таблицах, оценивать основные процессы и явления, аргументировать собственную точку зрения;

  • развивать умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, участия в дискуссии.

Тип урока: комбинированный урок с применением технологии развития критического мышления, технологии коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век. 7 класс. О.В.Дмитриева. М: «Русское слово».-2020г., приложения к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


  1. Актуализация знаний учащихся.

    1. В какой отрасли производства были достигнуты максимальные результаты? Объясните ваш выбор.


  1. Мотивационно-целевой этап.

Как вы думаете, можно ли было сохранить средневековое общество после Великих географических открытий? (обсуждение вопроса).

Одним из важнейших социально-экономических результатов эпохи Великих географических открытий было разложение традиционного, феодального общества. И это было абсолютно закономерно. Вспомним, что произошло в результате неолитической революции? (переход от присваивающего к производящему хозяйству, зарождение частной собственности, имущественного неравенства, появление первых государств, т.е. кардинальные перемены в жизни человечества)

Что случилось с античными цивилизациями Древней Грецией и Римом, когда труд рабов стал абсолютно неэффективным? (античный мир переживал цивилизационный кризис и стал легкой добычей варваров, на смену рабовладельческому производству пришло феодальное).


Слайд 1. Запись темы урока в тетрадь.


Слайд 2. Формулирование цели и задач:

В результате Великих географических открытий, развития техники и технологий в европейской экономике зарождались капиталистические отношения.

Цель:

  • проследить процесс зарождения капитализма в Европе

  • дать характеристику начального этапа капиталистических отношений


4.Изучение нового материала.


Слайд 3. План:

  1. Характерные черты капитализма.

  2. Формирование новых слоев общества: капиталисты и наемные рабочие.

  3. Накопление капитала.

  4. Мануфактуры – первые капиталистические предприятия


Слайд 4. Характерные черты капитализма.

Комментарии к схеме:

Слайд 5. Комментарии к схеме:



Слайд 6. Формирование новых слоев общества: капиталисты и наемные рабочие.

Задание: (парная работа по вариантам)

Вариант 1. Приложение № 1. Выяснить, кто и каким образом становился капиталистом (предпринимателем).

Вариант 2. Приложение № 2. Выяснить, кто и каким образом становился наемным рабочим. Оцените положение наемных рабочих в Раннее Новое время.

Проверка выполнения задания.


Слайд 7. Обобщение результатов работы варианта №1.

Капиталисты(предприниматели)

Из каких слоев населения вышли

Категории предпринимателей

Купцы

Ремесленники

Разбогатевшие крестьяне

Представители мелкого и среднего дворянства

Акционер

Мануфактурщик

Фермер

Джентри


Что их объединяло:

  • стремление к получению личной прибыли, накопление капиталов

  • конкуренция

  • использование наемного труда


Слайд 8. Обобщение результатов работы варианта №2.

Наемные рабочие

Из каких слоев населения вышли

Положение наемных рабочих в Раннее Новое время

Разорившиеся ремесленники

Мелкие торговцы

Крестьяне, согнанные с земель

Нищие, бродяги

Нищета, каторжные условия труда

Юридическое бесправие, участие в преступных группировках

Жестокая политика властей


Слайд 9. Накопление капитала.

Французский писатель к. XVIII – нач. XIX Оноре де Бальзак писал: «За всяким большим состоянием кроется преступление».

Проанализируйте схему, прокомментируйте высказывание французского писателя.

Комментарии к схеме.

  • Первоначально капиталы накапливались в сфере обращения - в торговле и ростов-щичестве, с рождением капиталистических отношений переливались в промышленность.

  • Ограбление и эксплуатация колоний. В Раннее Новое время почти все колонии принадлежали Португалии и Испании. Английские купцы вынуждены были вести с колониями контрабандную торговлю.

  • Огромные капиталы наживались работорговлей. Ведущее место заняли английские купцы. В Африке негры или просто захватывали в набегах, или покупали у царьков за ром и безделушки. Прибыль за один рейс достигала 300% и более.

  • Англичане преуспели в пиратстве, нападая на испанские корабли с золотом и пря-ностями. Пиратство в Англии считалось легальным и почтенным занятием и получало поддержку королевской власти.

  • Важным источником накопления капиталов была монопольная торговля, которая позволяла перепродавать товар намного дороже его стоимости. Например, монопольное право на торговлю с Россией принадлежало Московской компании английских купцов.

Обсуждение проблемы.


Слайд 10. Мануфактуры – первые капиталистические предприятия.

Первые мануфактуры появились в XVI веке в городах и республиках Италии. Во Флоренции появились шерстоткацкие и сукнодельческие мануфактуры, в Венеции и Генуе - судостроительные верфи. Затем мануфактуры появились в Нидерландах, Англии, Франции.


Слайд 11. Мануфакту́ра (лат. manus «рука» + лат. facere «делать») - предприятие, основанное на ручном труде наёмных рабочих, с разделением труда на отдельные производственные операции.

Задание 2 стр. 50. Сравните ремесленное и мануфактурное производство.

Проверка выполнения задания. В случае нехватки времени учащиеся заканчивают работу дома.


Слайд 12. Образец выполнения задания:

Вопросы сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Размеры предприятия

3-4 работника (мастер, подмас-терье, ученик)

Десятки – сотни наемных рабочих

Владельцы

Сам ремесленник

Предприниматель (капиталист)

Работники

Сам ремесленник, подмастерье, ученик

Наемные рабочие

Организация труда

Выполнение всех операций одним мастером

Специализация на одной операции


Слайд 13. Эволюция мануфактур.

Рассеянная мануфактура давала предпринимателю определенные преимущества:

  • Экономия капитала

  • Возможность избежать судебных исков от ремесленных цехов

  • Экономия на заработной плате


5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.


6. Обсуждение домашнего задания.


Слайд 14. Домашнее задание:

§ 5. Работа с документом «Из баллады…» стр. 49-50. Письменно ответить на вопрос 1.


Слайд 15. Источники:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000210/st005.shtml

https://spravochnick.ru/istoriya/feodalizm/perehod_ot_feodalizma_k_kapitalizmu/

https://www.istmira.com/karpovsp-istoriya-srednix-vekov-tom-2/1817-yekonomicheskoe-razvitie-stran-zapadnoj-evropy-v.html

http://doklad-referat.ru/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%

https://spravochnick.ru/istoriya/feodalizm/perehod_ot_feodalizma_k_kapitalizmu/



Приложение № 1. Вариант 1. Дата:__________________Работу выполнили:____________________________
  1. Выяснить, кто и каким образом становился капиталистом (предпринимателем).
  2. Выделите отдельные категории предпринимателей.
  3. Что объединяло всех предпринимателей?
Капиталисты (предприниматели)

В тех странах Европы, где быстро развивались торговля и капита­листические отношения (Англия, Нидерланды, отдельные части Франции, Италии, Германии), появился новый тип людей - предпри­нимателей, способных на любое дело, предприятие, чтобы добиться личного успеха. Купец выходил из гильдии, чтобы стать пайщиком ак­ционерной компании. Ремесленник покидал собратьев по цеху, чтобы они не запрещали ему использовать на новой мануфактуре токарные станки. Крестьянин, разбогатевший на продаже молока и шерсти, по­кидал сельскую общину, чтобы не платить вместе со всеми оброк фео­далу за небольшой надел. Вместо этого он брал у феодала в аренду (временное пользование за плату) большой участок земли и строил там ферму - дом с амбаром, коровником, птичником. Все эти предпри­ниматели - акционер, мануфактурист, фермер - нанимали наемных рабочих, конкурировали на рынке, сколачивали капиталы.

Дух предпринимательства затронул некоторую часть дворянства. Например, в Англии всё больше землевладельцев, представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях разорения части дворянства продажа шерсти давала возможность разбогатеть. Иностран-ные путешественники отмечали, что в нач. XVII в. треть английской территории занимали пастбища, что стада овец, насчитывавшие тысячи, а то и десятки тысяч голов, бесконеч-ной чередой тянулись по обеим сторонам дороги, простиравшейся от Лондона на север.

Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами или джентри. Применяя наёмный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов

Так появ­лялся новый слой общества — капиталисты (буржуазия, предприни­матели).


Капиталисты(предприниматели)

Из каких слоев населения вышли

Категории предпринимателей







Что их объединяло:








https://tepka.ru/vseobschaya_istoriya_7/6.html



Приложение № 2. Вариант 2. Дата:__________________Работу выполнили:____________________________ Выяснить, кто и каким образом становился наемным рабочим. Оцените положение наемных рабочих в Раннее Новое время.
Наёмные рабочие (пролетарии)

Для многих в новой жизни не оказывалось места. К обычным для Средневековья нищим - калекам, сиротам, погорельцам - стали добавляться тысячи новых людей. Ремесленники, разорен­ные мануфактуристами и лишенные за долги мастерских и жилья. Мелкие торговцы, не выдержавшие конкуренции с крупными компа­ниями. Крестьяне, согнанные со своих земель удачливыми предприни­мателями. Толпы оборванных бедняков заполнили улицы европейских городов. Часть из них объединялась в шайки воров и разбойников. Часть власти сажали в тюрьмы за попрошайничество. Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение - суровая кара. В Германии, в городе Кёльне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили.

Но для части ра­зоренных людей находилась работа на мануфактурах или в хозяйствах фермеров.

Условия труда на были каторжные. Женщинам платили в 2 раза меньше, чем мужчинам, детям - ещё меньше. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко при-менялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты. Рабочие зачастую должны были жить на самих мануфактурах, за ворота которых могли выходить только в праздничный день для посещения богослужения в ближайшей церкви.

Так зарождался еще один слой общества Нового времени - наемные рабочие - пролетарии (по-латыни - «неимущие»).


Наемные рабочие

Из каких слоев населения вышли

Положение наемных рабочих в Раннее Новое время












https://tepka.ru/vseobschaya_istoriya_7/6.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!