СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории 5 класс по теме " Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории 5 класс по теме " Чему учил великий китайский мудрец Конфуций"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории 5 класс по теме " Чему учил китайский мудрец Конфуций"»

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цели: познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев; объяснить значения поня­тий мудрец, благородный человек, достойное поведение', формиро­вать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщать и систематизировать исто­рические знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, выполнять проблемные задания, делать выводы; учить выражать свое отношение к нравственным ценно­стям, которые проповедовал Конфуций.

Планируемые результаты: предметные: работать с историче­ской картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образ­ную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого; метапредметные УУД: самостоятельно ор­ганизовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; фор­мулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятель­но обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным. Оборудование: портрет Конфуция; пакет с рабочими мате­риалами; карта «Китай в древности»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

На свете живут разные люди. Одни не обладают никакими особенными качествами. Это люди привычки, не умеющие ничего сделать без указаний. Другие — грамотные, образованные. Они живут сознательной жизнью, в соответствии с законами и обычая­ми. Третьи — люди здравого смысла, которые никогда и ни в чем не отступают от него. Они одинаковы в горе и радости, доброде­тельны, умеют говорить и молчать, когда это необходимо. Они прямодушны и рассудительны.

— Как вы думаете, как можно назвать людей из третьей группы?

Подобных людей мы называем мудрецами и к ним идем про­сить совета, когда нам необходима помощь.

Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

(Показывает презентацию.)

План урока

  1. Где и когда жил Конфуций.

  2. Чему и как учил Конфуций.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями мудрец, благородный человек, достойное поведение, будем характеризовать и анализировать основные идеи учения китайского мудреца Кон­фуция.

Проблемный вопрос. Почему китайцы считали, что небо покро­вительствует правителю и, как правило, исполняет его просьбы?

Познакомившись с учением Конфуция, мы постараемся стать чуточку благороднее, мудрее, словом, перенять у него то полезное, чему он учил людей в глубокой древности.

II. Работа по теме урока

1. Где и когда жил Конфуций

Но прежде чем мы будем с вами характеризовать учение Кон­фуция, давайте установим, где и в каких исторических условиях жил и творил мудрец.

-Внимательно посмотрите на карту «Китай в древности» и определите месторасположение родины Конфуция.

Действительно, Китай находится в Восточной Азии. В I тыся­челетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Земля там с незапамят­ных времен желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее живородящих рук и заселяли эту землю.

-Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?

Верно, земледелием. Осваивая новые земли, люди научились их орошать, прокладывать каналы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждо­вали друг с другом.

-На ваших рабочих столах документ № 1. Познакомьтесь сними ответьте на вопросы.

Документ № 1

«Пришло лихолетье Воюющих царств (V в. до н. э.). Страну раздира­ли войны. В сражениях за овладение городами убитые переполняли го­рода, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Процветали воровство и грабежи, более всех страдал от этого народ. Ему приходилось строить крепости и выполнять тяжелые работы, зарабатывать вельможам средства на постройку двор­цов, пиршества. Это вызывало ропот даже у терпеливого и трудолюбивого китайского народа.

Вопросы к тексту

-Как бы вы озаглавили данный документ?

-Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.?

-Какая насущная задача встала перед Китаем в то время?

В первую очередь необходимо было водворить в государстве порядок, провести в стране преобразования. Именно в это время и должны были появиться люди, не только осознающие необ­ходимость перемен, но и хорошо представляющие себе, какие преобразования и как надо проводить, чтобы спасти страну.

-Внимательно послушайте предание.

Однажды учитель, вспомнив о бедственном положении отечества, попросил трех своих учеников найти из него выход.

-Я бы собрал огромные полчища и силой оружия усмирил мятеж­ников. В пример другим пленных я бы предал их казни и таким образом водворил порядок, — сказал один ученик.

бы поступил иначе, — отвечал другой. — Я бы вышел и попро­сил выслушать меня. Я бы постарался всеми силами моего красноречия изобразить все бедствия войны и все блага мира. Мои слова привели бы к миру и спокойствию.

-А я бы, — сказал третий ученик, — хотел бы, чтобы нами правил добродетельный и мудрый государь, который удалил бы льстецов, и при­близил бы людей прямодушных и добродетельных, и поручил бы обучать народ пяти главным обязанностям: человеколюбию, правосудию, любви к истине, верности и чести. Тогда царю не пришлось бы опасаться врагов и содержать многочисленные войска, смертоносные пушки он перековал бы в земледельческие орудия, воины бы обратились в мирных граждан, и все люди были бы счастливы.

-Кто, с вашей точки зрения, предложил самый правильный выход из бедственного положения? Почему вы так считаете?

-Как можно назвать человека, предложившего такой выход?

(Ответы учеников. Затем вводится понятие мудрец, отмеча­ются следующие его отличительные качества: умение принимать правильные решения, стремление к истине, уважение к людям и др.)

Именно таким мудрецом, видевшим спасение страны в улуч­шении отношений между людьми, введении строгого порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был Конфуций.

-Что нам о нем известно? Познакомьтесь с документом № 2 и ответьте на вопросы.

Документ № 2

Конфуций родился в VF в. до н. э. в аристократической семье. Рано лишившись отца, он оказался в крайней бедности. Самостоятельно изыс­кивая средства к проживанию, юноша из аристократического рода на­учился многим занятиям простых людей. Он отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту. Любимыми его детскими забавами были игры в церемонии. В зрелом возрасте он некоторое время занимал долж­ности хранителя амбаров, затем стал смотрителем пастбищ и обществен­ных работ. Когда ему было за пятьдесят, в течение нескольких месяцев занимал должность начальника судебного приказа. Помимо служебных обязанностей, он много времени уделял воспитанию юношества. С этой целью Конфуций содержал частную школу, в которой прививал ученикам правила достойного поведения, воспитывал благородных людей, способ­ных спасти страну в тяжелое время.

Вопросы к тексту

-Что нам известно о Конфуции?

-Какие качества отличали его среди других людей?

2. Чему и как учил Конфуций

(На доске запись.)

Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю ее.

-На доске записан девиз Конфуция и его школы. Как вы понимаете эти слова?

Все, чему учил он и что проповедовал, было раньше возве­щено древними мудрецами и жило в сознании масс. Труды Кон­фуция дороги нам своими практическими советами. Темами его бесед с учениками чаще всего были древняя история, народные песни и старинные обряды.

-Очень интересны были и методы преподавания Конфуция. Посмотрите на доску.

(На доске запись.)

Методы преподавания Конфуция

1.Он указывал на поведение древних как на образец.

2.Советовал читать священные книги.

3.Требовал размышлять над прочитанным.

По мнению Конфуция, все люди Поднебесной (Китая) ро­ждаются равными. Затем одни из них приобретают благородство, вырабатывают достойное поведение, т. е. становятся достойны­ми людьми. Другие, неспособные, ленивые или невежественные, становятся подлыми, духовно убогими. Конфуций верил: «Не Дао (судьба) творит человека, а человек создает свое Дао».

-Как вы понимаете эти слова?

-Давайте перенесемся в глубокую древность и побываем на уроке в частной школе Конфуция. Перед вами на столах лежат материалы, принадлежащие великому китайскому мудрецу.

(Ученики делятся на пять групп.)

Задание для всех групп

  1. Внимательно прочитайте высказывания Конфуция.

  2. Чему учил мудрец Конфуций?

  3. Какие высказывания вам понравились и почему?

  4. С чем вы не согласны и почему?

  5. Что из наставлений Конфуция может пригодиться и в наши дни?

  6. Представьте, что перед вами глава из учебника Конфуция. Озаглавьте ее.


Конфуций никогда не прекращал занятий. На отдых он тратил лишь два часа в день. Всю свою жизнь мудрец посвятил распро­странению своего учения. Он поучал и словом, и делом.

Однажды ученики застали Конфуция внимательно смотрящим на те­чение реки.

Учитель, — спросил один из них, — полезно ли созерцание текущей реки? Вещь, кажется, самая обыкновенная.

-Вы верно говорите, — отвечал Конфуций, — течение реки самая обыкновенная вещь, известная каждому. Но вот чего никто не знает, и это не совсем обыкновенно: соотношение и сравнение реки с учени­ем. Воды текут безостановочно, днем и ночью, текут до самого устья и там впадают в море. Учение прежних мудрецов текло таким же образом до нашего времени. Мы же в свою очередь, как живые волны, понесем его вдаль, передадим последующим поколениям — и так до скончания веков.

-Что хотел сказать своим ученикам мудрец?

Важным считал Конфуций и соблюдение человеком золотой середины во всех поступках: нельзя предаваться ни чрезмерной злобе, ни чрезмерной любви, печали или восторгу. Умеренность и сдержанность должны быть всегда и во всем. Результат этого — совершенство, к которому стремится благородный человек.

-Кто-то из вас задаст себе вопрос: так уж ли это важно? По­слушайте притчу и ответьте на него.

В зале подле трона стояло ведро, сплетенное из камыша, для подъема воды из колодца.

-Зачем оно здесь стоит? — спросил Конфуций.

Чиновник не знал ответа и что-то пробормотал в ответ. Тогда Конфу­ций попросил зачерпнуть воды из колодца. Тот осторожно опустил ведро в колодец, но легкое ведро плавало на поверхности воды, и чиновник не мог зачерпнуть в него ни капли воды.

-Если не удалось набрать воды таким образом, — сказал Конфу­ций, — надобно черпать иначе как-нибудь!

Другой чиновник взял ведро и бросил его в колодец со всего размаха. Ведро, переполнившись водой, погрузилось на дно.

-И это нехорошо, — сказал Конфуций, — придется зачерпнуть воды самому.

Взяв ведро, он опустил его, осторожно покачивая, ни быстро, ни медленно, в колодец, и ведро наполнилось настолько, что его без труда можно было вытянуть.

Тогда, обращаясь ко всем присутствующим, Конфуций сказал: «Вот вам верное средство изобретения хорошего правления и искусства уметь держаться золотой середины. Излишняя слабость и излишняя суровость вредны. Надобно уметь соединить силу с умеренностью».

В древние времена законодатели предписали постоянно держать пу­стое ведро возле трона, для того чтобы правители всегда помнили вывод из этого простого опыта.

IV. Подведение итогов урока

Итак, мы с вами выяснили, что образованность, почтение к предкам, достойное поведение, манеры, человеколюбие, уме­ренность во всем — вот что необходимо для наведения порядка в стране, попавшей в тяжелое положение.

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Чему меня научил Конфуций».





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!