Чему учил китайский мудрец Конфуций
Цели: познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев; объяснить значения понятий мудрец, благородный человек, достойное поведение', формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщать и систематизировать исторические знания, участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, выполнять проблемные задания, делать выводы; учить выражать свое отношение к нравственным ценностям, которые проповедовал Конфуций.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным. Оборудование: портрет Конфуция; пакет с рабочими материалами; карта «Китай в древности»; проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
На свете живут разные люди. Одни не обладают никакими особенными качествами. Это люди привычки, не умеющие ничего сделать без указаний. Другие — грамотные, образованные. Они живут сознательной жизнью, в соответствии с законами и обычаями. Третьи — люди здравого смысла, которые никогда и ни в чем не отступают от него. Они одинаковы в горе и радости, добродетельны, умеют говорить и молчать, когда это необходимо. Они прямодушны и рассудительны.
— Как вы думаете, как можно назвать людей из третьей группы?
Подобных людей мы называем мудрецами и к ним идем просить совета, когда нам необходима помощь.
Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций».
(Показывает презентацию.)
План урока
Где и когда жил Конфуций.
Чему и как учил Конфуций.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями мудрец, благородный человек, достойное поведение, будем характеризовать и анализировать основные идеи учения китайского мудреца Конфуция.
Проблемный вопрос. Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю и, как правило, исполняет его просьбы?
Познакомившись с учением Конфуция, мы постараемся стать чуточку благороднее, мудрее, словом, перенять у него то полезное, чему он учил людей в глубокой древности.
II. Работа по теме урока
1. Где и когда жил Конфуций
Но прежде чем мы будем с вами характеризовать учение Конфуция, давайте установим, где и в каких исторических условиях жил и творил мудрец.
-Внимательно посмотрите на карту «Китай в древности» и определите месторасположение родины Конфуция.
Действительно, Китай находится в Восточной Азии. В I тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Земля там с незапамятных времен желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее живородящих рук и заселяли эту землю.
-Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?
Верно, земледелием. Осваивая новые земли, люди научились их орошать, прокладывать каналы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом.
-На ваших рабочих столах документ № 1. Познакомьтесь сними ответьте на вопросы.
Документ № 1
«Пришло лихолетье Воюющих царств (V в. до н. э.). Страну раздирали войны. В сражениях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Процветали воровство и грабежи, более всех страдал от этого народ. Ему приходилось строить крепости и выполнять тяжелые работы, зарабатывать вельможам средства на постройку дворцов, пиршества. Это вызывало ропот даже у терпеливого и трудолюбивого китайского народа.
Вопросы к тексту
-Как бы вы озаглавили данный документ?
-Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.?
-Какая насущная задача встала перед Китаем в то время?
В первую очередь необходимо было водворить в государстве порядок, провести в стране преобразования. Именно в это время и должны были появиться люди, не только осознающие необходимость перемен, но и хорошо представляющие себе, какие преобразования и как надо проводить, чтобы спасти страну.
-Внимательно послушайте предание.
Однажды учитель, вспомнив о бедственном положении отечества, попросил трех своих учеников найти из него выход.
-Я бы собрал огромные полчища и силой оружия усмирил мятежников. В пример другим пленных я бы предал их казни и таким образом водворил порядок, — сказал один ученик.
-Я бы поступил иначе, — отвечал другой. — Я бы вышел и попросил выслушать меня. Я бы постарался всеми силами моего красноречия изобразить все бедствия войны и все блага мира. Мои слова привели бы к миру и спокойствию.
-А я бы, — сказал третий ученик, — хотел бы, чтобы нами правил добродетельный и мудрый государь, который удалил бы льстецов, и приблизил бы людей прямодушных и добродетельных, и поручил бы обучать народ пяти главным обязанностям: человеколюбию, правосудию, любви к истине, верности и чести. Тогда царю не пришлось бы опасаться врагов и содержать многочисленные войска, смертоносные пушки он перековал бы в земледельческие орудия, воины бы обратились в мирных граждан, и все люди были бы счастливы.
-Кто, с вашей точки зрения, предложил самый правильный выход из бедственного положения? Почему вы так считаете?
-Как можно назвать человека, предложившего такой выход?
(Ответы учеников. Затем вводится понятие мудрец, отмечаются следующие его отличительные качества: умение принимать правильные решения, стремление к истине, уважение к людям и др.)
Именно таким мудрецом, видевшим спасение страны в улучшении отношений между людьми, введении строгого порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был Конфуций.
-Что нам о нем известно? Познакомьтесь с документом № 2 и ответьте на вопросы.
Документ № 2
Конфуций родился в VF в. до н. э. в аристократической семье. Рано лишившись отца, он оказался в крайней бедности. Самостоятельно изыскивая средства к проживанию, юноша из аристократического рода научился многим занятиям простых людей. Он отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту. Любимыми его детскими забавами были игры в церемонии. В зрелом возрасте он некоторое время занимал должности хранителя амбаров, затем стал смотрителем пастбищ и общественных работ. Когда ему было за пятьдесят, в течение нескольких месяцев занимал должность начальника судебного приказа. Помимо служебных обязанностей, он много времени уделял воспитанию юношества. С этой целью Конфуций содержал частную школу, в которой прививал ученикам правила достойного поведения, воспитывал благородных людей, способных спасти страну в тяжелое время.
Вопросы к тексту
-Что нам известно о Конфуции?
-Какие качества отличали его среди других людей?
2. Чему и как учил Конфуций
(На доске запись.)
Передаю, а не создаю; верю в древность и люблю ее.
-На доске записан девиз Конфуция и его школы. Как вы понимаете эти слова?
Все, чему учил он и что проповедовал, было раньше возвещено древними мудрецами и жило в сознании масс. Труды Конфуция дороги нам своими практическими советами. Темами его бесед с учениками чаще всего были древняя история, народные песни и старинные обряды.
-Очень интересны были и методы преподавания Конфуция. Посмотрите на доску.
(На доске запись.)
Методы преподавания Конфуция
1.Он указывал на поведение древних как на образец.
2.Советовал читать священные книги.
3.Требовал размышлять над прочитанным.
По мнению Конфуция, все люди Поднебесной (Китая) рождаются равными. Затем одни из них приобретают благородство, вырабатывают достойное поведение, т. е. становятся достойными людьми. Другие, неспособные, ленивые или невежественные, становятся подлыми, духовно убогими. Конфуций верил: «Не Дао (судьба) творит человека, а человек создает свое Дао».
-Как вы понимаете эти слова?
-Давайте перенесемся в глубокую древность и побываем на уроке в частной школе Конфуция. Перед вами на столах лежат материалы, принадлежащие великому китайскому мудрецу.
(Ученики делятся на пять групп.)
Задание для всех групп
Внимательно прочитайте высказывания Конфуция.
Чему учил мудрец Конфуций?
Какие высказывания вам понравились и почему?
С чем вы не согласны и почему?
Что из наставлений Конфуция может пригодиться и в наши дни?
Представьте, что перед вами глава из учебника Конфуция. Озаглавьте ее.
Конфуций никогда не прекращал занятий. На отдых он тратил лишь два часа в день. Всю свою жизнь мудрец посвятил распространению своего учения. Он поучал и словом, и делом.
Однажды ученики застали Конфуция внимательно смотрящим на течение реки.
— Учитель, — спросил один из них, — полезно ли созерцание текущей реки? Вещь, кажется, самая обыкновенная.
-Вы верно говорите, — отвечал Конфуций, — течение реки самая обыкновенная вещь, известная каждому. Но вот чего никто не знает, и это не совсем обыкновенно: соотношение и сравнение реки с учением. Воды текут безостановочно, днем и ночью, текут до самого устья и там впадают в море. Учение прежних мудрецов текло таким же образом до нашего времени. Мы же в свою очередь, как живые волны, понесем его вдаль, передадим последующим поколениям — и так до скончания веков.
-Что хотел сказать своим ученикам мудрец?
Важным считал Конфуций и соблюдение человеком золотой середины во всех поступках: нельзя предаваться ни чрезмерной злобе, ни чрезмерной любви, печали или восторгу. Умеренность и сдержанность должны быть всегда и во всем. Результат этого — совершенство, к которому стремится благородный человек.
-Кто-то из вас задаст себе вопрос: так уж ли это важно? Послушайте притчу и ответьте на него.
В зале подле трона стояло ведро, сплетенное из камыша, для подъема воды из колодца.
-Зачем оно здесь стоит? — спросил Конфуций.
Чиновник не знал ответа и что-то пробормотал в ответ. Тогда Конфуций попросил зачерпнуть воды из колодца. Тот осторожно опустил ведро в колодец, но легкое ведро плавало на поверхности воды, и чиновник не мог зачерпнуть в него ни капли воды.
-Если не удалось набрать воды таким образом, — сказал Конфуций, — надобно черпать иначе как-нибудь!
Другой чиновник взял ведро и бросил его в колодец со всего размаха. Ведро, переполнившись водой, погрузилось на дно.
-И это нехорошо, — сказал Конфуций, — придется зачерпнуть воды самому.
Взяв ведро, он опустил его, осторожно покачивая, ни быстро, ни медленно, в колодец, и ведро наполнилось настолько, что его без труда можно было вытянуть.
Тогда, обращаясь ко всем присутствующим, Конфуций сказал: «Вот вам верное средство изобретения хорошего правления и искусства уметь держаться золотой середины. Излишняя слабость и излишняя суровость вредны. Надобно уметь соединить силу с умеренностью».
В древние времена законодатели предписали постоянно держать пустое ведро возле трона, для того чтобы правители всегда помнили вывод из этого простого опыта.
IV. Подведение итогов урока
Итак, мы с вами выяснили, что образованность, почтение к предкам, достойное поведение, манеры, человеколюбие, умеренность во всем — вот что необходимо для наведения порядка в стране, попавшей в тяжелое положение.
Домашнее задание
Написать эссе на тему «Чему меня научил Конфуций».
4