СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике на тему "Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике в 6 классе на тему "Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас". 

Просмотр содержимого документа
«6 кл. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас»

Тема: Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Класс: 6

Цель занятия: создание условий для формирования первичного представления об алгоритмах.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • сформировать понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «система команд исполнителя»;

  • сформировать условия для понимания и составления алгоритмов, работы по готовым алгоритмам;

Развивающие:

  • развивать аналитико-синтезирующего мышление;

  • формировать умения наблюдать, делать выводы;

  • развивать находчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям;

  • прививать интерес к информатике;

  • формировать навыки самоорганизации и самоконтроля;

  • развивать познавательный интерес;

  • воспитывать информационную культуру.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • формирование позитивной самооценки

  • нравственно-эстетическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

  • соблюдение правил поведения в компьютерном классе и работы с компьютером;

Познавательные:

  • общеучебные:

-формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации

  • логические

- анализ с целью выявления признаков

- установление причинно-следственной связи

- построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

  • целеполагание: постановка учебной задачи

  • планирование: составление плана и последовательности действий

  • прогнозирование результата работы

  • контроль результата

Коммуникативные:

  • умение взаимодействовать со сверстниками и учителем;

  • умение слушать и быть услышанным;

  • умение работать в паре.

Формируемые компетенции:

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • технологическая;

  • личностного самосовершенствования

Тип занятия: систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма проведения: урок-путешествие.

Информационные источники: учебник «Информатика». 6 класс. Босова, 2015 г.

Программное обеспечение: MS Paint, MS PowerPoint.

ЭОР: Презентация «Путешествие в страну Алгоритмию»

Оборудование: компьютер, проектор.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия: алгоритм, исполнитель алгоритма, СКИ.



ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. 1 мин

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…

(учащиеся хором: «Пять»).

– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в одну сказочную область страны информатики. Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи. В добрый путь!

II. Постановка учебной проблемы. Постановка цели и задач урока. 7 мин

Слайд 2

Перед путешествием Митя Двоечкин и Вася Пятёрочкин решали пример по математике. Оба мальчика решили все действия верно. Однако Вася Пятерочкин получил оценку «5», а Митя Двоечкин не справился с работой. Почему так произошло?

Учащиеся высказывают свое мнение. 1 мин

В конце урока мы попытаемся найти и дать ответ на этот проблемный вопрос.

В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, решение математического примера, приготовление супа, покупка продуктов и т.д. Обычно мы выполняем привычные действия, не задумываясь, механически. Значит, при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом двери. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия, и порядок их выполнения. Предлагаю Вам сейчас составить план действий для малыша (чего именно, смотрим на листочки с желтым маркером). 1 мин на составление, 2 мин на выступление

Как называется такой план? Кем будет являться малыш, для которого вы составили этот план?

Алгоритм. Исполнитель алгоритма.

Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Об алгоритмах и исполнителях.

Совершенно верно. Запишем тему урока: «Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас»

Какова цель нашего занятия?

Знакомство с алгоритмами и исполнителями, научиться составлять алгоритм, работать по алгоритму.

Составим план урока. На доске нарисован маршрут, по которому мы будем сегодня путешествовать. Каждая станция маршрута соответствует отдельному этапу нашего урока. У каждого из вас на столах лежат дорожные карты-билеты, в которых будете оценивать свою работу на каждой станции пути от 0 до 5 баллов.

III. Актуализация знаний. 3 мин

Первая станция нашего путешествия -  Остров Повторения.

На этой станции мы должны повторить и обобщить материал, необходимый для дальнейших этапов урока. И здесь я предлагаю нам выполнить дифференцированную работу. Ребята, а что такое дифференцированная работа?

Разноуровневая работа

Каждая группа должна выбрать по одному человеку, который будет самостоятельно выполнять задание повышенной сложности. Это решение кроссворда. Остальные выполнят вместе со мной задание «Вставь пропущенное слово».

Дети выполняют задание «Решение кроссворда» и «Вставь пропущенное слово». 3 мин

Молодцы, ребята! Знаниями мы запаслись, движемся к следующей станции. А пока оцените свою работу на данной станции в дорожных картах.

IV. Открытие новых знаний. 7 мин

Следующая станция, на которую мы прибываем – Долина Новых Знаний.

Начнем мы знакомство с новой темой с погружения в историческую эпоху.

Давным-давно в старинном городе Багдаде жил великий мудрец. Звали его Мухаммед аль- Хорезми. Он был одним из крупнейших средневековых ученых, математик, астроном, географ и историк. Однажды аль-Хорезми написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии десятичной системы счисления. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе. Много лет спустя книга аль-Хорезми в латинском переводе проникла в Европу. Переводчик, имя которого до нас не дошло, дал ей название «Algoritmi de numero Indorum» («Индийское искусство счёта, сочинение Аль-Хорезми»). Отсюда и пошло современное слово «алгоритм».

А что же сейчас понимают под словом «алгоритм». Предлагаю поработать со словарем. У вас на столах лежат толковые словари Ожегова. Найдите лексическое значение слова «алгоритм» и прочитайте нам.

Учащиеся работают со словарем Ожегова, находят определение и зачитывают его вслух.

Теперь откройте учебники (стр. 101) и найдите определение алгоритма в них.

Учащиеся работают с учебником, находят определение и зачитывают его вслух.

Какое определение более полное? Что в него добавилось? Как думаете, почему так произошло?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Что бы мы могли еще добавить в определение? В начале урока мы составляли алгоритм для малыша. Кем являлся малыш?

Исполнителем.

Значит для кого строится любой алгоритм? Попробуйте теперь сформулировать полный ответ на вопрос «Что такое алгоритм?» (с учетом дополнения об исполнителе).

Учащиеся сами пытаются сформулировать полное определение.

А какие еще исполнители, кроме человека нас окружают?

Животные, технические устройства.

А могут ли животные и технические устройства разрабатывать алгоритмы?

Нет

Ребята, запомните, разрабатывать алгоритмы может только человек, а выполнять их могут люди, животные и технические устройства.

А теперь ответьте на следующий вопрос, способен ли каждый исполнитель выполнять абсолютно любые алгоритмы? Чтобы ответить на этот вопрос, пусть каждый из вас попробует выполнить две мои команды: 1 команда – погладьте себя любимого по макушке.

Дети гладят себя по макушкам.

2 команда – укусите каждый себя за локоть.

Дети пытаются укусить, не получается.

Какой вывод мы можем сделать?

Любой исполнитель может выполнить только те команды, которые входят в его СКИ. Команда «Укусить себя за локоть» не входит в нашу СКИ, поэтому мы не смогли ее выполнить.

Исполнители в свою очередь, делятся на две категории: формальные и неформальные. Формальный исполнитель выполняет одну и ту же команду всегда одинаково. Неформальный исполнитель может выполнять команду по-разному.

Вот вам пример. При многократном прослушивании одной и той же песни на своем телефоне музыкальный плеер (формальный исполнитель) будет воспроизводить ее каждый раз одинаково. А вот какой-нибудь певец, например Николай Басков, вряд ли сможет совершенно одинаково исполнить одну и ту же песню несколько раз.

Как правило, человек выступает в роли формального исполнителя. В то время как формальными исполнители являются преимущественно технические устройства. Человек в роли неформального исполнителя сам отвечает за свои действия. За действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект.

Вот вы, какими формальными объектами управляли в своей жизни?

Учащиеся могут назвать технические устройства, различные программы и т.д.

Очень хорошо! Потому что эти навыки нам сегодня потребуются.

Оцените свою работу на станции Долина Новых Знаний в дорожной карте.

V. Физкультминутка (с первичным контролем усвоения знаний). 2 мин

Следующая наша станция – Стадион Умников и Умниц.

Ребята, зачем мы проводим физкультминутки на уроках?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Совершенно верно! Даже путешествуя по сказочной стране, мы не будем забывать о нашем физическом здоровье.

Я буду читать вслух различные высказывания по нашей теме урока, вы будете оценивать их истинность. Если высказывание истинно – вы прыгаете на месте 1 раз. Если высказывание ложно – вы приседаете 1 раз. Посмотрим, как вы усвоили новый материал. Запомнили: да – прыжок, нет - приседание.

Алгоритм – это бесконечная последовательность действий, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Алгоритм направлен на конкретного исполнителя.

Любой исполнитель может выполнить любой алгоритм.

Исполнитель может выполнить только те команды, которые входят в его СКИ.

Исполнители делятся на формальные и неформальные.

Неформальные исполнители всегда выполняют одну и ту же команду одинаково.

Человек – это формальный исполнитель.

Компьютерная программа – это формальный исполнитель.

Домашние животные не могут быть исполнителями алгоритмов.

Только человек может составлять алгоритмы.

Учитель читает высказывания, дети выполняют упражнения.

Молодцы, ребята. Размялись с вами от души! Не забудьте оценить себя в дорожных картах.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации. 12 мин

Вот мы и добрались до станции - Города Практики. На этой станции нам потребуются навыки слаженной работы в группе. Вам необходимо на больших листах оформить проект по исполнителю Калькулятор. Распределите между собой роли: кто будет отвечать за выполнение графического рисунка исполнителя, кто будет заниматься его техническим описанием, а кто будет составлять для него алгоритм. Алгоритмы по составлению технического описания у вас на столах выделены розовым маркером.

Групповая работа. Выполнение практической части. 10 мин

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 4 мин

Наше путешествие близится к концу. Последняя станция нашего пути – Столица Контроля.

Пока я подготавливаю доску к итоговому обсуждению проблемы Мити и Васи, вам я предлагаю пройти контроль усвоения полученных знаний в форме онлайн-тестирования. Оценки за тест вы увидите сразу после его завершения и занесете в свои дорожные карты.

Тестирование в программе MyTestX и выставление оценок в дорожные карты.

VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 4 мин

Посмотрите, пожалуйста, на ваши проекты алгоритмов. Что мы видим?

Учитель подводит детей к выводу, что в четырех разных алгоритмах абсолютно одинаковые команды, но разный порядок.

Помните проблемную ситуацию в начале урока? Почему Вася Пятерочкин получил за решение примера оценку «5», а Митя Двоечкин получил «2-ку»? Ведь оба мальчика имели одинаковый набор исходных данных (одинаковый пример), они выполняли одинаковые действия и выполнили их верно, но ответ у них получился разный? Скажите, что повлияло на ответ?

Порядок действий

Подведем итог нашего урока.

1) Чему учились на занятии?

2) Что такое алгоритм?

3) Кто такие исполнители?

4) Почему важен правильный порядок действий в алгоритме?

5) Что было трудно?

6) Какие задания понравилось выполнять?

7) Достигли ли поставленной цели?

Оцените свою работу на уроке в дорожной карте в последнем столбце «Итоговая оценка».

Запишите домашнее задание: §

Дети выставляют себе итоговые оценки.


Просмотр содержимого документа
«Алгоритм для малыша»

«Как открыть входную дверь ключом»

Начало



Конец































«Как заварить вкусный чай»

Начало



Конец



Просмотр содержимого документа
«Алгоритм составления технического описания»

Алгоритм «Построение технического описания исполнителя Калькулятор»

Начало

  1. Составьте и запишите круг решаемых задач (назначение исполнителя)

  2. Выберите и запишите среду исполнителя (область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель)

  3. Запишите систему команд исполнителя

  4. Выберите и запишите режим работы исполнителя (режим непосредственного управления или программного управления)

Конец



Алгоритм «Построение технического описания исполнителя Калькулятор»

Начало

  1. Составьте и запишите круг решаемых задач (назначение исполнителя)

  2. Выберите и запишите среду исполнителя (область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель)

  3. Запишите систему команд исполнителя

  4. Выберите и запишите режим работы исполнителя (режим непосредственного управления или программного управления)

Конец

Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта»

Дорожная карта _______________________ 6__кл.

фамилия, имя

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка







фамилия, имя



Дорожная карта _______________________ 6__кл.

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка







фамилия, имя



Дорожная карта _______________________ 6__кл.

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка







фамилия, имя



Дорожная карта _______________________ 6__кл.

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка







фамилия, имя



Дорожная карта _______________________ 6__кл.

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка







фамилия, имя



Дорожная карта _______________________ 6__кл.

Станция

Остров Повторения

Долина Новых Знаний

Физкульт-минутная

Город Практики

Столица Контроля

Оценка









Просмотр содержимого документа
«Задание для исполнителя Калькулятор»

У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

 

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

 

Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая — умножает его на 3.

Составьте алгоритм для исполнителя Калькулятор, состоящий из 4 команд (двух первых и двух вторых) получения из числа 5 числа 28.





У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

 

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

 

Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая — умножает его на 3.

Составьте алгоритм для исполнителя Калькулятор, состоящий из 4 команд (двух первых и двух вторых) получения из числа 5 числа 26.



У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

 

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

 

Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая — умножает его на 3.

Составьте алгоритм для исполнителя Калькулятор, состоящий из 4 команд (двух первых и двух вторых) получения из числа 5 числа 25.



У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

 

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

 

Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая — умножает его на 3.

Составьте алгоритм для исполнителя Калькулятор, состоящий из 4 команд (двух первых и двух вторых) получения из числа 5 числа 22.



Просмотр содержимого презентации
«Путешествие по области сказочной страны информатики»

Путешествие по области сказочной страны информатики

Путешествие по области сказочной страны информатики

Проблема Митя Двоечкин и Вася Пятёрочкин решали пример по математике. Оба мальчика решили все действия верно. Вася Пятерочкин получил «5», а Митя Двоечкин получил «2». Почему так произошло?

Проблема

Митя Двоечкин и Вася Пятёрочкин решали пример по математике. Оба мальчика решили все действия верно. Вася Пятерочкин получил «5», а Митя Двоечкин получил «2». Почему так произошло?

Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас.

Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас.

Целеполагание

Целеполагание

  • Познакомиться с понятиями ……….
  • Научиться выполнять готовые ………
  • Научиться составлять новые ……….
Остров Повторения в океане есть,  Весь покрытый знаниями, абсолютно весь…

Остров Повторения в океане есть, Весь покрытый знаниями, абсолютно весь…

Остров Повторения

Остров Повторения

  • _______ - знания, сведения об объекте, получаемые из различных источников.
  • _______ - универсальная машина для работы с информацией.
  • _______ - набор инструкций, по которому работает компьютер.
  • _______ - действия с информацией.
  • _______ - решение некоторой информационной задачи.
Остров Повторения

Остров Повторения

  • _______ - любая часть окружающего мира, воспринимаемая как единое целое.
  • _______: графическая, звуковая, текстовая, видео.
  • _______ - главное устройство ввода текстовой информации.
  • _______ - главное устройство вывода информации.
  • _______ - наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов.
Долина Новых Знаний

Долина Новых Знаний

Стадион Умников и Умниц Ложь Истина

Стадион Умников и Умниц

Ложь

Истина

Город Практики

Город Практики

Столица Контроля

Столица Контроля

Подведение итогов 1) Чему учились на занятии? 2) Что такое алгоритм? 3) Кто такие исполнители? 4) Почему важен правильный порядок действий в алгоритме? 5) Что было трудно? 6) Какие задания понравилось выполнять? 7) Достигли ли поставленной цели?

Подведение итогов

1) Чему учились на занятии?

2) Что такое алгоритм?

3) Кто такие исполнители?

4) Почему важен правильный порядок действий в алгоритме?

5) Что было трудно?

6) Какие задания понравилось выполнять?

7) Достигли ли поставленной цели?

Домашнее задание

Домашнее задание

Рефлексия

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!