СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике "Кодирование звуковой информации" , 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном уроке используется опросник самодиагностики на этапе проверки понимания новых знаний. При работе с опросником учащиеся закрепляют материал по теме «Кодирование звуковой информации», вследствие чего получают четкие указания на то, какое содержание потребуется при проверке и какие знания и материалы они могут проработать для повторения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Кодирование звуковой информации" , 10 класс»


КОНСПЕКТ УРОКА «КОДИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Ключевые слова: кодирование звуковой информации, техника формирующего оценивания, опросник самодиагностики.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ФГОС говорится о том, что оценивание должно иметь четкие критериальные основания. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Такой подход может быть полностью реализован с помощью стратегии формирующего оценивания.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Особенностью формирующего оценивания является обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, в какой степени удалось реализовать учебные цели.

Одним из приемов реализации указанной техники является техника использования опросников самодиагностики.

В представленном уроке опросник самодиагностики используется на этапе проверки понимания новых знаний. При работе с опросником учащиеся закрепляют материал по теме «Кодирование звуковой информации», вследствие чего получают четкие указания на то, какое содержание потребуется при проверке и какие знания и материалы они могут проработать для повторения. Ещё одно преимущество опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. Еще один опросник был применен при проведении урока на этапе рефлексии, в котором учащимся необходимо было отметить, насколько уверенно они усвоили те или иные знания.

Особую эффективность, по моему мнению, дают опросники, которые используются за два урока до контрольной работы, так как результаты помогут учителю скорректировать свою работу.

Тема урока: Кодирование звуковой информации

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с принципами кодирования звуковой информации.

Задачи урока:
  • формировать представление о пространственной дискретизации информации, глубине кодирования, частоте дискретизации;

  • формировать практические навыки по определению количества звуковой информации и объема звукового файла.

  • способствовать формированию информационных коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования;

Тип урока: комбинированный

Класс: 10 Ход урока:
  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

  1. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос

  1. Чем отличается аналоговый способ представления информации от дискретного?

  2. На чем основывается дискретное представление изображения?

  3. Как называется устройство, преобразующее изображение, находящее- ся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора?

  1. Мотивация

Учащимся предлагается прослушать два звуковых файла (отрывки из известного музыкального произведения), имеющие различную частоту дискретизации:

1) 01.wav (44.1 кГц); 2) 02.wav (8 кГц). После чего учитель задает вопросы:

Какие различия заметили? Почему? Как вы думаете, от чего зависит качество звучания звуковых файлов?

Учитель: Давайте попытаемся определить. Кто желает определить объёмы прослушанных звуковых файлов.

Ученик выходит и определяет объёмы звуковых файлов. (Объём 1 файла – 35,0Мб, объём 2 файла – 1,46Мб.)

Учитель: Отчего же зависит качество звукового файла? Какие параметры влияют на информационный вес звукового файла? Сформулируйте тему уро ка.

Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации» Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Изучение новых знаний, формирование новых умений

Учитель: Из курса физики вам известно, что звук представляет собой механическую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем выше амплитуда, тем громче звук, чем меньше частота, тем ниже тон. Компьютер – устройство цифровое, поэтому непрерывный звуко- вой сигнал должен быть преобразован в последовательность электрических импульсов (нулей и единиц).









Для этого плоскость, на которой графически представлена звуковая волна, разбивается на горизонтальные и вертикальные линии Горизонтальные линии – это уровни громкости, а вертикальные – количество измерений за 1 секунду или частота дискретизации (Гц). По оси у возьмем 16 замеров – 16 уровней громкости. Закодируем по оси у каждое из значений уровней громкости двоичным кодом от 0000 до 1111.

Таким образом звуковая волна получила код: 1000100010010110011. Такой способ позволяет заменить непрерывную зависимость на дискретную последовательность уровней громкости, каждой из которых присваивается значение в двоичном коде. Таким образом, компьютер хранит звук, а человек музыку!!!

Количество уровней громкости N и I –глубина звука связаны формулой

Глубина звука (i) – количество бит, используемых для кодирования одного уровня.

Задача: На рисунке изображено зафиксированное самописцем звучание 1 секунды речи. Необходимо рассчитать информационный объем закодированного звука.

Решение:

Для расчета информационного объема закодированного звука (V) используется простая формула:

V = D * I * T, где: D – частота дискретизации (Гц); I – глубина звука (бит);

T – время звучания (сек).

Получаем: V = 5 Гц * 4 бита * 1 сек = 20 бит.

Ответ: 20 бит

  1. Проверка понимания

Опросник самодиагностики на понимание темы «Кодирование звуковой информации»

При каждом ответе отметь, правильным или ложным ты считаешь данное утверждение.

Обоснуй!

п/п

Утверждение

Верно

Неверно

Обоснование

1

Качество звучания звукового файла зависит от глубины кодирования и частоты

дискретизации




2

Чем больше частота дискретизации и глубина кодирования, тем больше информационный объем файла




3

Частота дискретизации 5Гц соответствует

5 измерениям, выполненным за 1 сек.




4

Если глубина кодирования равна 5 бит на измерение, то количество уровней гром-

кости равно 32.




5

Если частота дискретизации равна 7 Гц и глубина кодирования равна 4 бита, то информационный объем файла равен 6 байт.




6

Если файл имеет глубину кодирования 4 бита и частоту дискретизации 64 Гц, то информационный объем файла, переданного за 32 сек., равен 1 Кбайту.




  1. Подведение итогов
  2. Информация о домашнем задании:







*Проанализируйте рисунок и укажите следующие параметры: частоту дискретизации Гц, глубину кодирования бит, информационный объем бит.

*Звуковая карта реализует 8-битовое кодирование аналогового сигнала. Сколько различных значений амплитуды звукового сигнала может быть закодировано?

*Файл имеет 65536 различных уровней интенсивности. Какую глубину звука должна обеспечить звуковая карта?

  1. Рефлексия

Опросник самодиагностики по теме «Кодирование звуковой информации»



Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?


Уверенно

Довольно уверенно


Неуверенно

1

Я могу объяснить, от чего зависит качество звучания звуково-

го файла




2

Я могу объяснить как происходит дискретизация звука




3

Я могу объяснить, что такое частота дискретизации звукового

файла




4

Я могу объяснить, что такое глубина кодирования звука




5

Я могу вычислить информационный объем звукового файла






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!