11 класс Геометрия | Учитель : Сейдаметова Г. К. | 12.11.2020 г. |
Урок № 20
ТЕМА: «Усеченный конус. Решение задач»
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока:
Проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Конус»
Ввести понятие усечённого конуса, его элементов, вывести формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности усечённого конуса.
Рассмотреть решение задач по теме «Конус. Усечённый конус», учить учащихся решать задачи по данной теме.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки использования формул вычисления боковой и полной поверхности конуса, навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой
Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся и расширению кругозора; развивать пространственное воображение учащихся, умение применять формулы планиметрии при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения коммуникативного общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint, А.А. Дадаян учебник «Математика», А.А Дадаян «Сборник задач по математике».
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Устный опрос.
Введение в тему:
Доклад «Из истории геометрии».
Вопрос. Перед вами скалка и сосновая шишка. Как связаны эти предметы с геометрией?
Греки называли геометрические фигуры словами, обозначающими окружающие их предметы похожей формы. Например, для прокатки белья женщины применяли скалку, которую по-гречески называли «каландер». Поэтому все вытянутые тела с округлым сечением получили название цилиндра. Сосновую шишку по-гречески называли «конос». Поэтому все тела похожей формы получили название конуса. Некоторые названия пришли к нам из латинского языка. Например, слово «перпендикуляр». По-латыни «пендула» - маятник, отвес. От латинского «радиус» - луч происходит слово «радиус». А слово «диаметр» опять греческое: оно происходит от слов «диа» - два и «метрио» - измеряю, и означает «делящий пополам». Таким образом, сами названия геометрических фигур показывали, что геометрия возникла для решения практических задач и с самого начала была тесно связана с практикой, с человеческим трудом.
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Конус. Усеченный конус». Сегодня на уроке мы будем решать творческие, практико-ориентированные и экзаменационные задачи. Для решения задач необходимо знание формул.
Устный опрос теории. Знаешь ли ты формулы?
Задание 1. Установите соответствие.
№ формулы | Площади | № ответа | Ответ |
1 | | 8 | = πrl |
2 | | 9 | = π (r1 + r2) l |
3 | | 10 | = 2πrh |
4 | | 11 | = πr (l + r) |
5 | | 12 | = π (r1 + r2) l + π (r12 + r22 ) |
6 | | 13 | = 2πr (r + h) |
7 | | 14 | = πr2 |
Ответ: 1 → 14; 2 → 10; 3 → 13; 4 → 8; 5 → 11; 6 → 9; 7 → 12.
Задание 2.
Найдите площадь ΔABC, считая стороны квадратных клеток равными 1. (Ответ: 9)
2. Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1, 1), (4, 4), (5, 1). (Ответ: 6)
Изложение нового материала.
Итак, на прошлых уроках мы познакомились с понятием конуса, площади поверхности конуса. А сейчас давайте познакомимся с понятием усеченного конуса.
Усечённый конус
Если провести сечение конуса плоскостью, перпендикулярной оси конуса, то эта плоскость разбивает конус на две части, одна из которых — конус, а другую часть называют усечённым конусом.
Также усечённый конус можно рассматривать как тело вращения, которое образовалось в результате вращения прямоугольной трапеции вокруг боковой стороны (которая перпендикулярна к основанию трапеции) или в результате вращения равнобедренной трапеции вокруг высоты, проведённой через серединные точки оснований трапеции.
Элементы усеченного конуса:
OO1 — ось конуса и высота конуса.
AA1 — образующая конуса.
Круги с центрами O и O1 — основания усечённого конуса.
AO и A1O1 — радиусы оснований конуса.
Осевое сечение конуса — это сечение конуса плоскостью, которая проходит через ось OO1 конуса.
Осевое сечение конуса — это равнобедренная трапеция.
AA1B1B — осевое сечение конуса.
Боковая поверхность определяется как разность боковой поверхности данного конуса и отсечённого конуса:
Так как ΔPAO∼ΔPA1O1, то стороны их пропорциональны:
Таким образом получаем формулу боковой поверхности усечённого конуса, которая содержит радиусы оснований и образующую усечённого конуса:
Закрепление.
Решение задач:
№ 1.
№ 2
№ 3
Самостоятельная работа:
Решить задачу:
Вариант 1.
Ответ:
Вариант 2.
Ответ:
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, давайте еще раз закрепим наши знания.
Назовите мне формулу площади боковой поверхности конуса?
Ученики: Sбок =
Назовите мне формулу площади боковой поверхности усеченного конуса?
Ученики:
Площадь полной поверхности конуса?
Ученики:
П лощадь полной поверхности усеченного конуса?
Ученики:
Сейчас я предлагаю вам заполнить листы самооценки. А я выставлю вам пока оценки за урок.
Домашнее задание: проработать п. 63, решить № 558, 562, 569.
6