Конспект урока по географии в 6 классе
«Человек и гидросфера. Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы"»
Цель: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере и человеке.
Задачи: Образовательные:
раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека.
сформировать представление о ограниченности ресурсов пресной воды и необходимости ее экономии.
Развивающие:
развивать мыслительные операции на основе установления причинно-следственных зависимостей,
способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;
способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;
способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные:
способствовать воспитанию экологического мышления, чувства ответственности за сохранение пресной воды на Земле.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
Оборудование: учебники, физическая карта мира,.
Планируемые результаты обучения:
Структура урока:
Организационный момент. Приветствие учащихся, подготовка к уроку.
Актуализация знаний. В одной сказке легендарный король, собираясь отдать руку своей дочери, задавал женихам загадку « Что везде?». И только один человек отгадал ее. Попробуйте и вы отгадать эту загадку. Действительно вода окружает нас повсюду.
Изучение нового материла.
Составим схему «Строение гидросферы». Посмотрите внимательно на физическую карту мира и ответьте на вопросы( У доски)
Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»?( большая часть Земли покрыта океанами и морями).
Какие воды встречаются на суше? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).
Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом).
Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг., 45 кг. приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель.
Вода самая загадочная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Второе уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера».
В супе, в чае, в каждой капле
В каждой звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке, и в росинке-
Нам откликнется всегда океанская вода.
Третья уникальная особенность воды- она едина и непрерывна. Океан начинается с маленького ручейка, который перерастает в реку, впадающую в море.
Жизнь современного человека невозможно представить без воды. Поиграем в игру «Капля в океане». ( Учащиеся делятся на три команды. Представители каждой команды поочерёдно подходят к сосуду, достают каплю и называют способы использования воды. Ответы не должны повторяться).
Учитель делает вывод: увеличение численности населения, широкое применение воды в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, собственных нуждах, загрязнение вод приводит к возникновению дефицита пресной воды. Человечество стоит на грани «водного голода». Жители жарких стран вынуждены опреснять морскую воду, закупать пресную воду в соседних государствах. Ежедневно миллионы людей тратят пресную воду понапрасну, не задумываясь о ее экономии. А ведь пресная вода составляет лишь 2, 8% от общего объема гидросферы, из них 2,15% заморожено в горах и ледниках, льдах Арктики и Антарктиды, и только 0, 65%- это готовая к употреблению вода рек, озер и подземных источников. Обсудите в команде способы экономии воды в повседневной жизни. Выберите капитана команды, который озвучит ваши идеи по сохранению пресной воды на Земле и внесет вклад в сохранение гидросферы в виде капель. Экономия и забота о воде- залог нашего здоровья, жизни на планете Земля.
Гидросфера играет огромное значение не только в жизни человека, но и существования природы в целом. Послушайте высказывание Леонардо да Винчи о воде: « Вода- сок жизни на Земле». В чем смысл высказывания? Согласны ли вы с ним?
П одумайте и составьте логическую цепочку « Последствия нерационального использования воды» ( возможные компоненты цепочки: загрязнение воды- болезни людей, растений, животных- вымирание растений, животных- война за воду- гибель всего живого на Земле).
Домашнее задание: §37 рассказать и закончить пр.работу.
Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы"
Цель: изучить водные объекты своего края и определить их особенности по физической карте России.
Оборудование: физическая карта России.
Задание: изучите физическую карту России и заполните результаты ваших исследований в таблицу
Название региона (субъекта РФ): __________________
Административный центр: ________________________
Вопросы | Результаты исследований |
1. Какими природными ресурсами богат регион? | |
2. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона? | |
3. В каком направлении текут реки по территории вашего региона? | |
4. Есть ли в вашем регионе озера и болота? Как они называются? | |
5.Как вы думаете, почему в вашем родном крае так много поверхностных вод? | |
Вывод: изучив физическую карту России, я определил (ла), ________и__________, в нашем крае много______________ и ____________, потому что __________________________________________.
Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы"
Цель: изучить водные объекты своего края и определить их особенности по физической карте России.
Оборудование: физическая карта России.
Задание: изучите физическую карту России и заполните результаты ваших исследований в таблицу
Название региона (субъекта РФ): __________________
Административный центр: ________________________
Вопросы | Результаты исследований |
1. Какими природными ресурсами богат регион? | |
2. Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона? | |
3. В каком направлении текут реки по территории вашего региона? | |
4. Есть ли в вашем регионе озера и болота? Как они называются? | |
5.Как вы думаете, почему в вашем родном крае так много поверхностных вод? | |
Вывод: изучив физическую карту России, я определил (ла), ________и__________, в нашем крае много______________ и ____________, потому что __________________________________________.