Урок №21
Тема урока в 8 классе . ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И КЛИМАТ
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.
ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ учебник, с. 54–55; атлас,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.
Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.
Предметные: уметь анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа, находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озер
Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах
Методы и технологии: АМО, системно - деятельностные.
Ход урока
Организационный этап
Психологический настрой
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте, скажем учебной неделе
И пожелаем здоровья вселенной
Здоровья желаем всем и всему
2. Актуализация знаний
Давайте, поднимем себе настроение,
И начнём наш урок конечно с повторения:
Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.
- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;
- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;
- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;
- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс
- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.
Отвечают на вопросы, получают жетоны
Какое лишнее понятие? Почему?
Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?
Значит, какой будет тема урока?
Что нужно нам достичь при изучении этой темы?
Что входит в понятие «Земная поверхность»?
Отвечают: являются климатообразующими факторами.
Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.
Совместно определяют цель и задачи:
Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов
-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)
4.Первичное усвоение новых знаний и Первичная проверка понимания
Эвристическая беседа
Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?
Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)
Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.
Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь
Какой можно сделать вывод?
Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.
Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях
-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)
Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ
А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)
Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?
Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.
- Но горы могут изменять и температуру
Задание 2. Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?
Внимательно рассмотрите рисунок «Межгорная котловина и стекание в неё холодного воздуха» из учебника стр 54 . Рис 2.2.8
Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы
( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии
Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.
Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника
Выполняют индивидуально задание по вариантам
Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.
Первичное усвоение:
Учитель предлагает подобрать пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.
Степи, Водная гладь, лед, пустыни
5%, 85%, 30%, , 26%
Какой вывод можно сделать
Учитель: Как вы думаете, а что еще на земной поверхности может влиять на климат (водоемы)
Задание 4 Прочитать стр 55 «геофокус» и попытаться объяснить формирование особого микроклимата в приозерных районах
6) Первичное закрепление тест из 8 вопросов по теме ( Задания РЭШ)
. Самооценка.
V. Рефлексия
Предлагает закончить предложение (раздает карточки):
-Сегодня на уроке я понял
-сегодня я научился
-Для меня было сложным
оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте
7Подведение итогов . Рефлексия .
Д\З параграф 17 вопросы стр 55.