СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земная поверхность и климат

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме " Земная поверхность и климат"

Просмотр содержимого документа
«Земная поверхность и климат»

Урок №21

Тема урока в 8 классе . ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И КЛИМАТ

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с воздействием на климат России рельефа, формированием местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов.

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ учебник, с. 54–55; атлас,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей влияния земной поверхности на климат.

Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Предметные: уметь анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа, находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озер


Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах

Методы и технологии: АМО, системно - деятельностные.


Ход урока

  1. Организационный этап

Психологический настрой

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте, скажем учебной неделе

И пожелаем здоровья вселенной
Здоровья желаем всем и всему

2. Актуализация знаний

Давайте, поднимем себе настроение,

И начнём наш урок конечно с повторения:

Задание 1. Игра «Что такое? Кто такой? Блиц опрос.

- тепло и свет, излучаемые Солнцем? солнечная радиация;

- общее количество радиации, достигшей Земли? суммарная радиация;

- самый большой показатель отражённой радиации имеет? - снег;

- Разница между величиной суммарной радиации и суммой отражённой радиации? радиационный баланс

- неровности земной поверхности, отличающиеся по форме и размерам? - рельеф.

Отвечают на вопросы, получают жетоны

Какое лишнее понятие? Почему?

Отвечают: рельеф и снег, т.к. остальные относятся к солнечной радиации.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Что общего у рельефа, снега и солнечной радиации?

Значит, какой будет тема урока?

Что нужно нам достичь при изучении этой темы?

Что входит в понятие «Земная поверхность»?

Отвечают: являются климатообразующими факторами.

Отвечают и записывают тему в маршрутных листах: Земная поверхность и климат.

Совместно определяют цель и задачи:

Изучить воздействие на климат России рельефа. Выяснить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмов

-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)

4.Первичное усвоение новых знаний и Первичная проверка понимания

Эвристическая беседа

Задание1. Атлантический океан оказывает большее действие на формирование климата в России, чем Тихий океан благодаря западному переносу, но ведь побережье Тихого океана в 10 раз превышает побережье Атлантического. Выясните причину влияния на движение воздушных масс?

Где в России отсутствуют горы? ( на севере и западе)

Прочитать информацию из географического блокнота стр 54.

Работа с учебником и рисунками в парах(группах). Результаты записывают в тетрадь

Какой можно сделать вывод?

Вывод: рельеф оказывает влияние на движение воздушных масс и распределение количества осадков.

Учитель: Крупные формы рельефа оказывают существенное влияние на климат, который меняется в зависимости от высоты местности и при взаимодействии воздушных потоков с орографическими препятствиями. Температура воздуха с высотой обычно понижается, что приводит к формированию в горах и на плато более прохладного климата. Чем на сопредельных низменностях

-Это явление называется инверсия. ( Вспомните, как изменяется температура с высотой?- 1км минус 6 градусов)

Задание: Приведите примеры гор, которые препятствуют движению ВМ ( Уральские, Бырранга, Кавказ, горы ДВ

А какие ВМ они останавливают? ( Уральские мешают УМВ с запада, а с востока - континентального; Бырранга с северной стороны мешают АВМ, а с юга – УВМ; горы ДВ не пропускают в разные сезоны года У.континентальные или морские воздушные массы)

Какой тип климата формируется на наветренных и подветренных склонах гор?

Рассказ учителя о местных ветрах, образованных горами фен и бора.

- Но горы могут изменять и температуру

Задание 2.  Как вы считаете, где холоднее на островах Земли Франса Иосифа или в Якутии Определите, почему полюс холода северного полушария расположен не на северном полюсе Земли, а в районе Оймякона?

Внимательно рассмотрите рисунок «Межгорная котловина и стекание в неё холодного воздуха» из учебника стр 54 . Рис 2.2.8

Совместите климатическую и физическую карту России, найдите эти районы

( обратная инверсия- увеличение температуры при подъеме вверх и понижении при спуске вниз – характерно для резко континентальных пространств северо –востока,, Забайкалья и Среднесибирского плоскогорья), где на каждые 100м до высот 200-400 м температура воздуха повышается до 2 и даже 3.5 градусов. Поэтому самые холодные территории в нашей стране образовались под влиянием обратной инверсии

Задание №3. Установить механизмы формирования местного климата под влиянием разных типов земной поверхности.

Сделайте вывод о связи земной поверхности и климата. стр .55 учебника

Выполняют индивидуально задание по вариантам

Один учащийся показывает эти объекты на физической карте.

Первичное усвоение:

Учитель предлагает подобрать пару: подстилающая поверхность и % отражения солнечной радиации.

Степи, Водная гладь, лед, пустыни

5%, 85%, 30%, , 26%

Какой вывод можно сделать

Учитель: Как вы думаете, а что еще на земной поверхности может влиять на климат (водоемы)

Задание 4 Прочитать стр 55 «геофокус» и попытаться объяснить формирование особого микроклимата в приозерных районах

6) Первичное закрепление тест из 8 вопросов по теме ( Задания РЭШ)

. Самооценка.

V. Рефлексия

Предлагает закончить предложение (раздает карточки):

-Сегодня на уроке я понял

-сегодня я научился

-Для меня было сложным

оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте


7Подведение итогов . Рефлексия .

Д\З параграф 17 вопросы стр 55.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!