СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии на тему:"Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

9 класс. География. Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему:"Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса."»

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об межотраслевых комплексах; познакомить учеников с машиностроительным комплексом России; дать понятие о значении и составе машиностроительного комплекса России; дать представление о проблемах и пути их решения.

Развивающие: развить у учащихся навыки самостоятельной работы, ответственности за порученное дело, географическое мышление, внимание кругозор, память и познавательные интересы учащихся, заинтересовать изучением школьного предмета географии

Воспитательные: воспитать чувство самостоятельности, дисциплинированности, требовательности и аккуратности учащихся.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знания учащихся о машиностроительном комплексе России, его значении в хозяйстве нашей страны, его главная задача, знать отраслевой состав машиностроения, проблемы отраслей и уметь самим предлагать свои пути их решения.

  2. Универсальные учебные действия (УУД):

а) познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;

б) личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, внимание и уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации

в) регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;

г) коммуникативная: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Средства обучения (оборудование):

  1. Вербально-информационные:Домогацких Е.М., Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев «География России. Население и хозяйство. 9 класс» атлас «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

  2. Наглядные: настенная карта «Машиностроение России», выставка «Продукция МСК».

  3. Аудиовизуальные: ноутбук, мультимедиапроектор, авторская презентация «Машиностроительный комплекс России»

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (5мин)

- Мы с вами живём в век механизмов и машин, в век, когда ручной труд заменяется машинным. Обратите внимание на данную выставку

-Что вы здесь видите?(Дети перечисляют).

-Со многими предметами выставки вам приходится встречаться очень часто, с некоторыми - ежедневно. Их значение в нашей жизни бесспорно велико, без них уже трудно представить существование современного общества. Как все эти предметы можно назвать одним словом – МАШИНЫ.

- «Продукция машиностроительного комплекса». Слайд №1

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на данную выставку (дети формулируют, учитель помогает).

- Итак, тема урока: «Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса». Слайд №2

-Запишите число и тему сегодняшнего урока (дети записывают тему в тетради).



- Давайте, исходя из темы, поставим для себя цели и в течение урока их постараемся решить (дети формулируют, учитель помогает).

(Цель: определить роль, значение и состав машиностроительного комплекса в хозяйстве страны, изучить проблемы машиностроения и спрогнозировать пути их решения)

III. Изучение нового материала.(14 мин.)

- Давайте совершим небольшую экскурсию в историю машиностроения, узнаем, как же всё начиналось. (Сообщение и презентация)

-Вы внимательно слушайте сообщение и на его основе постарайтесь дать определение, что такое машиностроительный комплекс?

(Дети сами стараются сформулировать, проверка - работа с учебником стр. 148.)

Слайд №3

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.



- Машиностроение является ведущим комплексом экономики. Каково его значение в хозяйстве страны? Обратите внимание на Приложение №1 у вас на столе. Слайд №4

  1. Крупнейший комплекс в хозяйстве страны. На его долю приходится 27% работающих и 20 % продукции промышленности России.

  2. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооружённых силах.

  3. Машиностроение лидер экономики. Наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

- Какова же главная задача машиностроения? Найдите ответ в учебнике (работа с учебником стр. ).Слайд №5

Главная задача машиностроения- обеспечить другие отрасли хозяйство России все более новыми машинами, станками, оборудованиями.



А теперь давайте выясним отраслевой состав.

Отраслевой состав машиностроительного комплекса очень сложный, он состоит из более 70 отраслей. Каждая отрасль играет свою роль и своё значение в этом крупнейшем комплексе. Исходя из того на сколько та или иная отрасль влияет на развитие научно-технической революции их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Обратимся к рисунку 67 в учебнике ( стр 148).

Слайд №6,7

  • Разделите отрасли машиностроения на 3 группы.

-Существует несколько классификаций отраслей машиностроения. Я предлагаю вам воспользоваться Приложением №2и познакомиться с одной из классификаций машиностроения. Слайд №8.

Учитель задаёт вопросы:

  1. На какие четыре группы подразделяются отрасли машиностроения?

  2. Назовите отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всём хозяйстве? В машиностроении?

  3. Какие отрасли относятся к тяжёлому машиностроению, к среднему?



-Данная классификация будет необходима вам на следующих уроках при изучении географии машиностроения, т. е. при изучении размещения машиностроительных предприятий на территории страны.

И немного опережая материал, давайте посмотрим на карту «География машиностроения» и скажем, в какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития и почему?Слайд № 9 (Исторически машиностроение развивалось преимущественно в Европейской части России. Несмотря на то, что в восточных районах построены новые производства, европейская часть по-прежнему остается ведущей, т.к.здесь сконцентрировано 78% населения России и ведущие научные центры. (Центральная Россия, Екатеринбург, Новосибирск).Для примера назовите несколько крупных центров машиностроения.

  1. Крупнейшие центры производств легковых автомобилей («Лада Гранта») - г. ТольяттиСамарской области (ВАЗ – Волжский автомобильный завод), а грузовых (КамАЗ –Камский автомобильный завод)основное производство расположено - в Набережных Челнах– Татарстан. Например, где выпускаются отечественные автомобили марки «Волга»(В настоящее время не выпускаются), ГАЗели в Горьковском автомобильном заводе – Нижний Новгород рис. 70 стр 154), апроизводство автобусов в городе Павлово (Ростовская область), УАЗ - Ульяновский автомобильный завод – Ульяновская область.

IV. Физкультминутка (3 мин.). Давайте ребята немного передохнем.

Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз:

А у нас физкультминутка,

Дружно встали, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.



-Учитель пишет какую-нибудь математическую формулу на доске: a+b= c. Что я написала? При изучении, какого предмета эта формула необходима? А как вы думаете можно ли использовать какую-нибудь формулу при изучении машиностроительного комплекса?


- Чтобы машиностроение могло решить свою главную задачу - обеспечивать общество новыми, всё более совершенными машинами, ему необходимовыполнять определённые условия. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы. Слайд №10

К сожалению, и в настоящее время в России данные условия пока не выполняются в связи с определёнными проблемами в машиностроении.


Итак, работаем с Приложением № 3 - Слайд №11

Проблемы машиностроения:

1.Низкие темпы роста машиностроения.

2. Ранее 80 % продукции машиностроения составляло вооружение. В настоящее время соотношение военной и гражданской продукции произведённой машиностроительным комплексом в пропорции выглядит так 40:60.

3. Диспропорция в темпах роста отраслей машиностроения (прирост некоторых видов продукции (комбайны), мало товаров для населения – бытовая техника, радиоаппаратура).

4. Низкие темпы обновления продукции: износ большинства оборудования в различных отраслях хозяйства составляет 50%, обновляется на 1%.

5. Низкое качество машин. Качество – надёжность производимой продукции: в России в 1,5 – 2 раза ниже зарубежной. В первый год эксплуатации новой техники из строя выходят 20-30 %. Большая часть машин и оборудования не соответствует мировым стандартам, так Россия отстаёт от США по уровню станков с числовым программным управлением на 5-7 лет, автоматизированных производств на 7-10 лет, в электронике на 30 лет.

6. Монополизация отрасли. Выпуск определённого вида продукции сосредоточено как бы в одних руках, что приводит к отсутствию здоровой конкуренции, а конкуренция – это двигатель экономики, который у нас, к большому сожалению, практически не работает.

- Как решить данные проблемы в машиностроении?

1) обеспечить машиностроение высококачественными материалами, а для этого необходимо развивать металлургию и химическую промышленность;

2) обновить устаревшее оборудование и внедрить новейшие достижения научно-технических революции и прогресса (НТР и НТП).

V. Закрепление изученного материала.

Давайте ещё раз обратимся к изученному материалу.

К вашему вниманию предложен текст,вам нужно, вставить пропущенные слова, ребята.Слайд № 12-23

Допишите недостающие слова:

  1. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

  2. Машиностроение – ведущий (крупнейший) комплекс экономики.

  3. Продукция машиностроения применяется повсеместно.

  4. Машиностроение определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, уровень жизни населения.

  5. Главная задача машиностроения обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

  6. Формула успешного развития машиностроения 1:2:4

VI.Рефлексивно-оценочный этап

Обучающиеся проводят оценку деятельности на уроке результатов исследования, самооценку, осмысление своей деятельности на уроке:

  1. Достигли ли мы поставленных целей урока?

  2. Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом на уроке?

  3. Что вам больше всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?

  4. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

VII.Выставление оценок детям.

VIII.А теперь, ребята, пришло время для д/з. Слайд №24

IX. Домашнее задание.

1. Обязательное задание: § 23 прочитать, ответить на вопросы - стр. 152.

2. Задание 2 на стр. 153


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!