СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Африка. Путешествие по материку"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по географии на тему "Путешествие по Африке"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Африка. Путешествие по материку"»

Урок по географии в 5 классе на тему «Африка. Путешествие по материку» по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский разработал учитель географии Петухова Л.И.

Филиал Гоголевская школа МБОУ Сычевская школа

Цель урока

Создание условий для формирования знаний о закономерностях природы континента Африки.

Задачи урока

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания материка. Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Воспитательные: Формирование умения работы в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Формируемые УУД

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Планируемые результаты

Предметные: определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития; уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Географическое положение материка, климат, внутренние воды, растительность и животный мир Африки, население материка.

Межпредмет-ные связи

Биология, история.

Ресурсы урока

Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.

Формы урока


Индивидуальная, парная, групповая

Технологии

Технология модульного обучения



Технологическая карта урока

Дидакти-ческая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(познавательные, коммуникативные,

регулятивные)

1) Орг. момент






1.Подготовка к уроку.

2.Постановка цели и задач урока.


Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание.

Вступительное слово учителя.


Просмотр видеофрагмента, повышающего интерес к изучаемой теме. Определение целей урока.

Постановка учебной цели и задачей урока.

Регулятивные целеполагание.

Самоконтроль готовности к уроку. Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

2) Изучение нового материала






Ведётся работа с заданиями по индивидуальному листу, которые есть на каждом столе.



Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь. Организация поисковой деятельности учащихся. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.




Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.















Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах, направляет, консультирует.


Задание 1:

Практическая работа «Определение ГП Африки» по плану:

1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

2. В каких климатических поясах располагается?

3. Какими океанами омывается?

4. Как расположен относительно других материков?

5. Рельеф Африки.

6. Внутренние воды Африки.

Задание 2:

Работа с физической и контурной картой.

На контурной карте Африки карандашом обозначьте:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки – Сахара;

8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Задание 3:

Учащиеся составляют характеристику растительного и животного мира, пользуясь картой «Природные зоны мира» и рисунками учебника (с. 116 -117) заполняют таблицу.

Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.

Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Мотивация, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (типы горных пород), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

3) Физми-нутка. Релаксация

Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра.

Учитель предлагает учащимся прослушать шум падающего водопада, шум горной реки, шум ветра в пустыне.



Умение расслабляться

4) Закрепление нового материала






Учащиеся должны самостоятельно применять полученные знания по теме «Путешествие по Африке» (Задание 4)

Вопросы и задания на закрепление материала, выставление оценок.

Задание 4:

Учащиеся самостоятельно применяют полученные знания по теме «Путешествие по Африке». Тест на закрепление.



Овладение элементарными практическими умениями для определения ГП материка.


5) Рефлексия




Беседа с учащимися

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4) Мне очень понравилось….

5)Оценки…

Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах.

Отвечают на вопросы учителя.





Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

6) Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Объяснение домашнего задания учащимся




7) Выставление оценок










Список используемой литературы:


  1. Болотникова Н.В. изд. Волгоград: Учитель, «География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии» 2008 год

  2. Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. «Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» Журнал «География в школе» № 4, 1999.

  3. Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий «География» 5 класс М.: Русское слово, 2014

  4. Журнал «География в школе» № 2, 1998.
















Индивидуальный лист учащегося

Задание 1

(8 мин.)

Выполните практическую работу по плану:

1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

2. В каких климатических поясах располагается?

3. Какими океанами омывается?

4. Как расположен относительно других материков?

5. Рельеф Африки.

6. Внутренние воды Африки.

Задание 2

(10 мин.)

На контурной карте Африки карандашом обозначьте:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки – Сахара;

8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Задание 3

(5 мин.)

Охарактеризовать растительный и животный мир Африки, пользуясь картами атласа и рисунками учебника. Сведения заносятся в таблицу, (работайте параллельно с учебником с.116-117)

Задание 4

(10 мин.)

Выполните тест в тетради:

1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

А) к западу;

Б) к юго-западу;

В) к северу.

2. Какой пролив отделяет Африку от Европы?

А) Мозамбикский;

Б) Гибралтарский;

В) Берингов.

3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки?

А) Гренландия;

Б) Новая Гвинея;

В) Мадагаскар.

4. Самый большой полуостров Африки?

А) Аравийский;

Б) Сомали;

В) Индостан.

5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;

Б) Панамский;

В) Каракумский.

6. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?

А) Атлантический;

Б) Индийский;

В) Тихий.

7. Как называется крупный залив у берегов Африки?

А) Мексиканский;

Б) Персидский;

В) Гвинейский.

Проверка теста

(5 мин.)

Проверьте правильность ваших ответов. Оцените вашу работу.

Критерии оценок:

  1. 6-7 правильных ответов – вы успешно справились с заданием

  2. 4-5 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал

  3. 3-2 правильных ответа – вы были не слишком внимательны


Домашнее задание

(3 мин.)

Выберите домашнее задание:

  1. Составьте малое кругосветное путешествие по Африке.

  2. На политической карте мира определите самое южное, северное, западное и восточное государство материка, приготовить о них краткое интересное сообщение.

Задание для всех: дооформить задания в контурной карте.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!