СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии 10 класс"Численность и воспроизводство населения мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока включает в себя все этапы урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 10 класс"Численность и воспроизводство населения мира"»

Урок 10 класс.

Тема: «Численность и воспроизводство населения мира».

Цели:

  • сформировать представление о численности населения мира, о типах воспроизводства населения, о демографической политики в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявит закономерности динамики численности мирового населения;

  • отработка приемов самостоятельной и устной деятельности; совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний;

  • формирование у учащихся естественно – научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: политическая карта мира, статистические материалы, презентация.

Методы и формы обучения: блочно – модульное обучение.

Основное содержание: численность населения мира; типы воспроизводства населения; демографическая политика; направления демографической политики.

Новые термины и понятия: демография; естественное движение населения; два типа воспроизводства населения; демографическая ситуация; демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.



Ход урока.

1 минута

  1. Организация класса: ( психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку)

- Здравствуйте, садитесь!

Друзья мои! Я очень рада!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, в классе каждый гений,

Но без труда талант не в прок,

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!


Итак, мы начинаем урок географии.

5 минут

  1. Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы с вами провели урок контрольного повторения. По какой теме? – Тема «Мировые природные ресурсы». Верно.

Я сейчас давайте с вами вспомним понятия:

География - наука о Земле.

На какие направления подразделяется география как наука? Физическая география и экономическая и социальная география.

Что является предметом изучения физической географии? Природа.

Что является предметом изучения экономической и социальной географии? Хозяйство (экономика) и население. (слайд 1)

Итак, мы выяснили, что главными предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. А сейчас расставьте их в правильной последовательности (слайд 2)

30 минут

Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Итак, тема нашего урока «Численность и воспроизводство населения мира» (слайд 3) – запись темы урока в тетрадях.

  1. Изучение нового материала:

Как вы думаете какова цель нашего урока? - изучить особенности изменения численности населения мира и процессов, влияющих на естественное движение населения. (слайд 3).

Любовь и голод правят миром.

Шиллер.

Изучать тему нашего урока мы будем по плану: (слайд 4)

  1. Блок «Численность населения»

  2. Блок «Воспроизводство населения»

  3. Блок «Типы воспроизводства населения»

  4. Блок «Демографическая ситуация в России»

Ваш класс разбит на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку. С помощью учебника, карт атласа, дополнительного материала каждой группе необходимо выполнить задания и через 5 минут каждая группа предоставит отчет по своей теме.

Блок 1. «Численность населения».

п\п

Вопросы

Варианты ответа

1.

Какова численность населения мира?

7 млр. человек (слайд 5)


2.

На основе анализа рисунка 1, сделайте вывод о том как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить.

Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод о том, что численность население постоянно изменялась. Причем с 1600 года начинается резкое увеличение численности населения. (слайд 6)

3.

Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре.

Перепись (слайд 7)


4.

Какие проблемы связаны с ростом численности населенияю.

Нехватка пресной воды, земельных угодий, дефицит ресурсов и т.д.(слайд 8)




Блок 2. «Воспроизводство населения ».

п\п

Вопросы

Варианты ответа

1.

Демографические процессы: воспроизводство населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, демографический взрыв.

Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Рождаемость – количество родившихся на 1000 человек за 1 год.

Смертность – количество умерших на 1000 человек за 1 год.

Естественный прирост – разница между родившимися и умершими.

Демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения. (слайд 9)


2.

Факторы, влияющие на демографические процессы

Социально- экономические: уровень жизни, материальные условия, рост городов; природные – чрезвычайные ситуации (цунами, землетрясения и т.д.); войны и.т.д. (слайд 10)




Блок 3. «Типы воспроизводства населения ».

п\п

Вопросы

Варранты ответа

1.

Особенности I и II типов воспроизводства населения

I тип воспроизводства населения: низкая рождаемость, смертности естественного прироста.

II тип воспроизводства населения: высокая рождаемость, высокий естественный прирост, низкая смертность (слайд 11)


2.

На основе анализа картосхем рисунок 2, сделать вывод о райoнах распространения I и II типов воспроизводства населения

I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны). II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, латинской Америки (развивающиеся страны). (слайд 12)


3.

Раскройте понятие: демографическая зима и демографическая весна

Демографическая зима характеризуется высокой рождаемость и естественным приростом, низкий уровень смерти. Демографическая зима характеризуется резким снижение рождаемости, естественного прироста, высокая смертность. (слайд 12)

4.

Теория демографического перехода

Теория демографического перехода – теория, которая объединяет последовательность смены демографических процессов. (слайд 13)



Блок 4. «Демографическая ситуация в России».

п\п

Вопросы

Варианты ответа

1.

Численность населения России

По численности населения РФ занимает 9 место в мире – 138 млн. человек (слайд 14)


2.

Демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост.

Рождаемость низкая, смертность высокая, естественный прирост отрицательный. (слайд 15)


3.

Расшифруйте понятие «русский крест»

Высокая смертность, низкая рождаемость – естественная убыль населения. (слайд 16)


2 минуты







Итак, мы выяснили, что численность населения мира – 7 млр. человек, численность населения РФ – 138 млн. человек. Мы живем в Калужской области – 1009,9 тыс. человек, численность Жиздринского района - 10838 человек, численность города Жиздра – 5996 человек. (слайд 17)

5 минуты

Учитель: демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистках и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

  1. Закрепление изученного материала.

А сейчас мы поиграем в игру «Если бы я был президент…»

  1. Если бы я был президентом развивающейся страны, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…

  2. Если бы я был президентом развитой страны, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…

  3. Если бы я был президентом России, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…

(слайд 18)



Эпиграф!

1 минута



  1. Домашнее задание: тема 3 & 1; стр. 85 задание 3

  2. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями численности и воспроизводства мира. Оценки за урок получают… (совместная работа с учащимися).













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!