Урок 10 класс.
Тема: «Численность и воспроизводство населения мира».
Цели:
сформировать представление о численности населения мира, о типах воспроизводства населения, о демографической политики в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявит закономерности динамики численности мирового населения;
отработка приемов самостоятельной и устной деятельности; совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний;
формирование у учащихся естественно – научного мировоззрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: политическая карта мира, статистические материалы, презентация.
Методы и формы обучения: блочно – модульное обучение.
Основное содержание: численность населения мира; типы воспроизводства населения; демографическая политика; направления демографической политики.
Новые термины и понятия: демография; естественное движение населения; два типа воспроизводства населения; демографическая ситуация; демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.
Ход урока.
1 минута
Организация класса: ( психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку)
- Здравствуйте, садитесь!
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не в прок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Итак, мы начинаем урок географии.
5 минут
Актуализация знаний:
На прошлом уроке мы с вами провели урок контрольного повторения. По какой теме? – Тема «Мировые природные ресурсы». Верно.
Я сейчас давайте с вами вспомним понятия:
География - наука о Земле.
На какие направления подразделяется география как наука? Физическая география и экономическая и социальная география.
Что является предметом изучения физической географии? Природа.
Что является предметом изучения экономической и социальной географии? Хозяйство (экономика) и население. (слайд 1)
Итак, мы выяснили, что главными предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. А сейчас расставьте их в правильной последовательности (слайд 2)
30 минут
Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Итак, тема нашего урока «Численность и воспроизводство населения мира» (слайд 3) – запись темы урока в тетрадях.
Изучение нового материала:
Как вы думаете какова цель нашего урока? - изучить особенности изменения численности населения мира и процессов, влияющих на естественное движение населения. (слайд 3).
Любовь и голод правят миром.
Шиллер.
Изучать тему нашего урока мы будем по плану: (слайд 4)
Блок «Численность населения»
Блок «Воспроизводство населения»
Блок «Типы воспроизводства населения»
Блок «Демографическая ситуация в России»
Ваш класс разбит на группы. Каждая группа получает инструктивную карточку. С помощью учебника, карт атласа, дополнительного материала каждой группе необходимо выполнить задания и через 5 минут каждая группа предоставит отчет по своей теме.
Блок 1. «Численность населения».
№ п\п | Вопросы | Варианты ответа |
1. | Какова численность населения мира? | 7 млр. человек (слайд 5) |
2. | На основе анализа рисунка 1, сделайте вывод о том как менялась численность населения мира в историческом развитии общества. Какой период можно выделить. | Проанализировав рисунок 1 можно сделать вывод о том, что численность население постоянно изменялась. Причем с 1600 года начинается резкое увеличение численности населения. (слайд 6) |
3. | Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре. | Перепись (слайд 7) |
4. | Какие проблемы связаны с ростом численности населенияю. | Нехватка пресной воды, земельных угодий, дефицит ресурсов и т.д.(слайд 8) |
Блок 2. «Воспроизводство населения ».
№ п\п | Вопросы | Варианты ответа |
1. | Демографические процессы: воспроизводство населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, демографический взрыв. | Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. Рождаемость – количество родившихся на 1000 человек за 1 год. Смертность – количество умерших на 1000 человек за 1 год. Естественный прирост – разница между родившимися и умершими. Демографический взрыв – сверхвысокие темпы роста численности населения. (слайд 9) |
2. | Факторы, влияющие на демографические процессы | Социально- экономические: уровень жизни, материальные условия, рост городов; природные – чрезвычайные ситуации (цунами, землетрясения и т.д.); войны и.т.д. (слайд 10) |
Блок 3. «Типы воспроизводства населения ».
№ п\п | Вопросы | Варранты ответа |
1. | Особенности I и II типов воспроизводства населения | I тип воспроизводства населения: низкая рождаемость, смертности естественного прироста. II тип воспроизводства населения: высокая рождаемость, высокий естественный прирост, низкая смертность (слайд 11) |
2. | На основе анализа картосхем рисунок 2, сделать вывод о райoнах распространения I и II типов воспроизводства населения | I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны). II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, латинской Америки (развивающиеся страны). (слайд 12) |
3. | Раскройте понятие: демографическая зима и демографическая весна | Демографическая зима характеризуется высокой рождаемость и естественным приростом, низкий уровень смерти. Демографическая зима характеризуется резким снижение рождаемости, естественного прироста, высокая смертность. (слайд 12) |
4. | Теория демографического перехода | Теория демографического перехода – теория, которая объединяет последовательность смены демографических процессов. (слайд 13) |
Блок 4. «Демографическая ситуация в России».
№ п\п | Вопросы | Варианты ответа |
1. | Численность населения России | По численности населения РФ занимает 9 место в мире – 138 млн. человек (слайд 14) |
2. | Демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост. | Рождаемость низкая, смертность высокая, естественный прирост отрицательный. (слайд 15) |
3. | Расшифруйте понятие «русский крест» | Высокая смертность, низкая рождаемость – естественная убыль населения. (слайд 16) |
2 минуты
Итак, мы выяснили, что численность населения мира – 7 млр. человек, численность населения РФ – 138 млн. человек. Мы живем в Калужской области – 1009,9 тыс. человек, численность Жиздринского района - 10838 человек, численность города Жиздра – 5996 человек. (слайд 17)
5 минуты
Учитель: демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистках и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Закрепление изученного материала.
А сейчас мы поиграем в игру «Если бы я был президент…»
Если бы я был президентом развивающейся страны, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…
Если бы я был президентом развитой страны, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…
Если бы я был президентом России, то демографическая политика включала бы в себя следующие пункты…
(слайд 18)
Эпиграф!
1 минута
Домашнее задание: тема 3 & 1; стр. 85 задание 3
Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями численности и воспроизводства мира. Оценки за урок получают… (совместная работа с учащимися).