МБОУ СОШ №2. г.Советский, ХМАО.
Учитель: Шабанова Ирина Вячеславовна.
Предмет: физика.
Этап мотивации к учебной деятельности. | 1 минута. |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Создание благоприятного психологического настроя на работу. «Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему?» | |
Этап актуализации знаний | 5 минуты. |
Проблемные вопросы: | слайд 1 |
1.Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю? 2.Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый экскаватор? К этим вопросам мы вернемся в конце урока. | Примерные ответы учеников. 1.иначе рельсы провалятся в землю. 2.у экскаватора гусеницы широкие, поэтому он не проваливается в землю. |
- Сегодня на урок я принесла прибор. Что с его помощью я могу измерить? | - тонометр. Прибор для измерения давления. |
- Прочитайте предложения и вставьте пропущенное слово. 1.У больного повышенное … 2. Атмосферное … резко падает, возможны осадки. Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке? В жизни вы встречались с понятием «давление»? Понятие «давление» часто встречается в нашей жизни. Сформулируете тему урока? | слайд 2. - давление! - о давлении. Давление человека, давление в колесах велосипеда и машины. Давление на глубине воды. “Давление. Единицы давления” (Записывают в тетрадь). |
Этап постановки проблемы. | 2 минуты |
- Что Вы знаете о давлении? - Где мы можем узнать, что такое давление? - Давление – это физическая величина? - Что Вам необходимо узнать о физической величине давление? | (не хватает знаний) - прочитать в учебнике, в сети интернет, спросить учителя. - да. - есть план изучения физической величины. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | 2 минуты |
- Сформулируете цель нашего урока? С помощью учителя, составляют план изучения физической величины давление: Установить от каких физических величин зависит давление. Понятие давление. Обозначение давления. Формула расчета давления. Единицы измерения давления. | Учащиеся формулируют цель урока: изучить, используя план, физическую величину «давление». Слайд 3. (план) |
5.Формирование новых знаний. | 5 минут |
Опыт с гвоздями, входящими в песок. В каком случае на песок действует большая сила? Почему, действуя на песок с той же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше? Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление. Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависит давление. | Выводы: чем больше сила, тем больше давление. Чем больше площадь, тем меньше глубина погружения, т.е. давление. С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность). С увеличением площади, давление уменьшается (обратная пропорциональность). |
Обобщение и первичное закрепление знаний. | 8 минут. |
Теперь проверим истинность открытого нами закона и обратимся к учебнику стр 78. Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайд 1) - Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю. - У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву. | Работа с учебником. Отмечают карандашом определение давления, буквенное обозначение, формулу и единицы измерения в СИ. Читают по учебнику вслух (самопроверка), записывают в тетрадь ответы по плану. 1.Давление зависит от силы тяжести и площади соприкосновения. 2.Давление – это физическая величина, которая показывает силу, действующую на единицу площади. 3. Давление обозначается буквой – р. 4. Формула р= F/S 5.Давление измеряется в Па (Паскаль) 1Па = 1Н/м2. Применимы приставки гПа, кПа, МПа. 1 гПа = 100 Па 1 кПа = 1000 Па 1 МПа = 1000 000Па |
7.Этап применения теоретических знаний к решению задач. | 8 минут. |
Задача. Слайд 4. 1.Какое давление на пол оказывает ковер весом 2 Н и площадью 4 м2? 2. (резерв) С какой силой действует трактор на поверхность, если при площади его гусениц 3 м2, давление его на поверхность будет 12 кПа? | Решение задач у доски учеником. |
8.Подведение итогов | 2 минуты |
- С какой физической величиной мы познакомились на уроке? - В каких единицах измеряется эта величина? - От чего зависит давление? - Человек идет по глубокому снегу и проваливается. Что бы вы могли ему предложить? С какой целью? | - давление. - Па (Паскаль), кПа, гПа, МПа. - от силы тяжести и площади опоры. - лыжи, чтобы не проваливался в снег, т.к. у лыж больше площадь опоры. |
9.Домашнее задание. Рефлексия. | 2 минуты |
§33,34, упражнение 12 № № 1,3. Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии. Продолжите фразу: 1. Сегодня я узнал … 2. Было трудно … 3. Было интересно … 4. Я понял, что … 5. Теперь я могу … | Учащиеся записывают задание в дневник. Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть). Заполняют лист рефлексии. |