СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике для 8 класса "Электрические явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса по теме "Электрические явления" по учебнику А.В.Перышкина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике для 8 класса "Электрические явления"»


Гаджиева Патимат Гаджиевна

учитель физики

МКОУ «Зубанчинская СОШ имени Амира Гази»

Класс: 8

Тема урока: Электрические явления


Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.


Цели урока: Закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике и обеспечить применение знаний на практике в стандартной и нестандартной ситуации, соблюдая меры безопасности.


Задачи:

Образовательные

- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;

-выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления» и подготовить их к контрольной работе;

- закрепить знания, умения и навыки работы с презентацией, уметь работать с информацией об электрических явлениях с помощью ИКТ.

Развивающие

- организация активной мыслительной деятельности учащихся;

- развивать речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке;

- развитие умений переноса опорных знаний обучающихся в новую нестандартную ситуацию;

- продолжать формирование умений сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, обобщать;

Воспитательные

- развитие мотивации к изучению физики на основе практической значимости;

- повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся;

- учить извлекать пользу из образовательного опыта;

- учить сотрудничать и работать в группах.


Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки с электрическими схемами, карточки с итоговым тестом, источники тока, электрические лампы, резисторы, генератор, амперметр, вольтметр, провода.


Эпиграф: …Ум заключается не только

в знании, но и в умении

прилагать знание на деле.

Аристотель


ХОД УРОКА.



  1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Давайте мы поприветствуем гостей, которые сегодня будут присутствовать на уроке.

Все ли готовы к уроку. Хорошо. Тогда начинаем наш урок.


  1. Актуализация знаний.

Прежде чем начать работу мы проведем разминку ума по изученным темам. Итак, задание

(Слайд 2)

Закончите предложения:


  1. Заряды бывают… положительные и отрицательные

  2. Одноимённые заряды… отталкиваются

  3. Электрическое напряжение измеряется… вольтметром

  4. Вольтметр включается в цепь…  параллельно

  5. Прибор для измерения силы тока … амперметр

  6. Амперметр включается в цепь… последовательно

  7. Электрическим ток в металлах создается …электронами

  8. Электрическим током называется … упорядоченное движение заряженных частиц


  1. Самоопределение к деятельности.


Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. (Ответы детей)

Сегодня, мы повторим основные вопросы, которые были рассмотрены нами при изучении раздела «Электрические явления» и применим свои знания при решении задач и выполнении практических заданий.


Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!

(Слайд 3)

Итак, тема нашего урока: «Электрические явления».

Настроем нашего урока будут слова древнегреческого ученого Аристотеля:

«…Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

(Читает один из учеников)

Сегодня вы, ребята, будете моими помощниками при работе по теме урока.


  1. Работа по теме урока.


1. Диалог с учениками.

(Слайд 4)

1.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?

(Ответ: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.)

(Слайд 5)

2. Назовите источники тока, которые изображены на слайде и дайте им краткую характеристику.


Ребята, вам уже известно, что такие науки, как физика и экология тесно связаны между собой, потому что постоянно происходящие различные, в том числе физические, явления и процессы оказывают влияние на состояние окружающей среды – как позитивное, так и негативное. Одним из негативных влияний является загрязнение природы.


3. Какие источники тока, по-вашему, могут загрязнять окружающую среду?

(Ответ:гальванические элементы и аккумуляторы). Правильно.

На предыдущем уроке мы с вами провели работу над мини-проектом на экологическую тематику. Вы работали в паре.

А теперь давайте рассмотрим один из мини-проектов.


2. Защита мини-проекта «О вреде использованных батареек, или почему батарейки нужно сдавать на утилизацию»


На этом наша проектная деятельность не заканчивается, мы продолжим ее дальше в более большем объеме.


3. Работа с формулами.

(Слайд 6)

Давайте вспомним физические формулы. Предлагаю из предложенных букв составить несколько формул. Двое учащихся идут к доске, а остальные пишут в тетради.

4. Решение графических задач.

(Слайд 8)

По графику, представленному на рисунке, определите сопротивление проводника.

5. Работа со схемами. (Слайды 10-19)


  • На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?


1 2 3



  • На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?

  • На какой схеме показано последовательное включение лампочек?


  • Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?

  • Какой вольтметр даст правильное показание при замыкании ключа?


Какую формулу использовали для расчетов? Ответ: U=I*(R1+R2)


6. Конструкторское задание.

(Слайды 20-21)

Начертите схему такого соединения трех одинаковых ламп (красной, желтой, зеленой), чтобы в случае выкручивания красной лампы горели желтая и зеленая, а

В случае выкручивания зеленой не горели бы все.





Рис.1


Назовите способ соединении ламп, изображеных на электрической схеме (смотрите рис.1).


7. Практическая работа «Принцип работы электрической цепи».


А теперь, ребята, обратимся к электрической схеме на доске и рассмотрим, как она работает.


Почему первая лампа горит ярче, чем две другие? Сопротивления у всех трех ламп одинаковые.

Ответ: Вторая и третья лампы соединены параллельно, а первая с ними последовательно, поэтому ток через первую лампу равен сумме токов через вторую и третью лампы, то есть ток через нее больше, поэтому согласно закону Джоуля-Ленца нить накала первой лампы нагреется больше и гореть она будет ярче.


8. Динамическая пауза. (1,5 мин) (выполняется под ритмическую музыку)


Сегодня мы с вами повторили электрическое напряжение, а теперь давайте снимем мышечное напряжение.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку. Предлагаю выполнять упражнения, как я.


9. Викторина:
(Слайды 23-24)

Вопрос 1. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещённые в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским солнцем»?

Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупных городов Европы.

«Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

(Слайды 25-26)

Вопрос 2. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

Ответ: Русский изобретатель – Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку русский офицер. В конце 1879 года. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выделенные патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

(Слайд 27)

Вопрос 3. Что представляет собой молния?

Ответ: Молния – это огромная электрическая искра (разряд) между облаками или между облаками и землёй. Гром – это звук, сопровождающий разряд.

(Слайд 28)

Вопрос 4. Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ответ: Чаще удары молнии бывают направлены в дуб, реже всего - в бук, что, по-видимому, зависит от различного количества жирных масел в них, представляющих большое сопротивление электричеству. У дуба этих масел в древесине меньше. К тому же дуб высокое дерево, а молнии чаще направлены именно в высокие деревья.


10. Просмотр видеоролика «Молния».


(Слайд 29)

Вопрос. Как защитить себя от молнии?


Теперь молнию люди научились побеждать – это уже не загадочное явление. Человек может отвлечь молнию от своих жилищ с помощью высоких, заземленных, металлических стержней - молниеотводов.

(Слайд 30)

Нужно также соблюдать правила поведения во время грозы:

При приближении грозы, находясь в природе, необходимо занять безопасное от прямых ударов молнии место.

Нельзя находиться:

  • Под отдельно стоящим или возвышающимся над лесом деревом (нельзя также прислоняться к столбам деревьев).

  • Вблизи заземления молниеотвода.

  • На берегах водоемов ( нельзя купаться в них)

  • На открытых равнинах.

  • Вблизи костра (столб горячего воздуха – проводник электричества)

Полезно знать: чаще других поражаются дуб, тополь, сосна, ель; реже – береза и клен.


Учащимся раздаются памятки «Правила поведения во время грозы».

(Приложение 3)


11. Решение задачи "Сколько стоит молния?"

(Слайд 31)

Ребята, а задумывались ли вы над тем, сколько может стоить молния? Давайте мы это с вами попробуем выяснить.


Задача. Сила тока в "средней" линейной молнии равна 10000 А, а напряжение 10000000 В. Продолжительность молнии 0,001 с. Так сколько же "стоит" молния?


1) Для начала к доске идет первый учащийся и мы рассчитываем работу тока в молнии.

Дано:

I= 10000А

U= 10000000 В

t = 0,001 с

Тариф=2,33 руб. за 1 кВт*ч

А-?

Решение:

А = I U t

А = 10000000 Дж

2) Теперь эту работу надо перевести в киловатт часы. К доске выходит второй учащийся. Давайте запишем, чему равен 1 кВт ч:

1 кВт ч = 1000Вт* 3600с = 3600000 Дж.

А= 10000000 Дж /3600000 Дж = 27,77 кВт ч

Вопрос к классу: кто знает, сколько на сегодня стоит 1 кВт ч электроэнергии?

Запишем стоимость 1 кВт ч = 2,33 рубля

Стоимость 1 молнии = 27,7 кВт ч * 2,33 руб. = 64, 72 рубля.

Ответ:Сейчас мы с вами определили, что работа тока в одной средней молнии 64,72 рубля.

А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.


12. Тестирование. (2 минуты)

Работа по карточкам (карточки заранее раздаются детям). (Приложение 1)



  1. Рефлексия.

(Слайд 32)

Итак, ребята наш урок подходит к концу. Давайте теперь попробуем ответит на вопросы:

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Что вам понравилось?

    • Я теперь смогу


Заключение: ребята, попробуем представить себе, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. А работа по приучению молнии уже ведутся, но пока, к сожалению, результаты этих работ еще не имеют большого практического значения. Итак, ребята, спасибо за интересные расчеты и выводы. Оказывается, человек, научившись использовать энергию огня, воды и ветра, планирует теперь "приручить" молнии и использовать их энергию для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы для всего Человечества, не правда ли?!



  1. Итоги урока.

А теперь, ребята, подведем итоги урока. Я сегодня вами доволен, все очень хорошо работали, были активны на уроке и заслужили положительные оценки.

Спасибо всем сегодня за урок и желаю вам, ребята, больших творческих успехов во всем! И всегда помните – способности, как и мускулы, растут при тренировке.

(Слайд 33)

Домашнее задание: карточки с заданиями (раздаются каждому индивидуально)

(Слайд34)

Домашнее задание, ребята, каждый получает индивидуальное, оно на карточках у вас на столах. (Приложение 2)





















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!